Тема: «Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны».


МОУ Павинская СОШ

Конспект урока литературы в 7 классе
Тема: «Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны».
(по рассказу В.Г. Распутина « Уроки французского»)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Малышева С.Н.
2014 год
Тема урока: « Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны».
Цель: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.
Задачи:
Образовательные: раскрыть приёмы создания образа героя в художественном произведении;
Развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода, фрагмента фильма, составление синквейна, выполнение тестовых заданий по фрагменту текста;
Воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение по ролям, проблемное обучение, инсценирование эпизода, компьютерное тестирование.
Программно-методическое обеспечение: учебники литературы для 7 класса (автор Т.Ф. Курдюмова), рабочие тетради по литературе, слайдовая презентация, худ. фильм.
Ход урока:
Оргмомент.
Юные читатели, здравствуйте! Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя! Здравствуйте и те, кто идёт в школу с не очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги. Я надеюсь, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше. И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского» .Объявление темы , цели и задач урока ( слайды:№ 1,2)
Эпиграфы к уроку ( слайд № 3).
Я хочу обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы должны будете сформулировать в конце урока, высказав сугубо личное мнение. (проблемный вопрос. Слайд № 4)
Итак, ребята, на предыдущих уроках мы говорили с вами о герое рассказа, о том, что он оказался в очень трудной жизненной ситуации.
- Давайте вспомним, как получилось, что он стал играть на деньги?
( Слайд № 5) (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко) (слайд № 6).
- Почему мальчика избили?
( Игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает… )
(слайд № 7)
Анализ эпизода « В школе после драки».
- Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося?
( Она пытается всё выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает, так что его предательство оказывается тут же наказанным)- Какие чувства испытывает герой?
( Он неумело врёт. Его терзают противоречивые чувства: если выгонят, то « с таким позором и домой нельзя»; если самому бросить школу, то подумают, « что я человек ненадёжный, раз не выдержал того, что хотел») - Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?
( Неумение врать. Привычка к честности. Боится не наказания, а позора.)- Почему мальчик больше всего боится, «что Лидия Михайловна потащит его к директору»? Каким вам представляется директор?
( стр.403. Директор, видимо, бывший фронтовик , сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем он подходит с одинаковой меркой. Директор «допрашивал» провинившегося до тех пор, пока он не заплачет). - Итак, Лидия Михайловна, понимает, что мальчик её обманывает, и решает поговорить с ним после уроков. Эпизод беседы мальчика и учительницы (слайд № 8). Инсценирование.
- Как Лидия Михайловна ведёт беседу?
( Начала разговор слишком громко, как ему показалось, и он испугался ещё больше. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, она молча, внимательно рассматривает мальчика, интонация её становится задумчивой. Вместо наказания разговор оказывается спасением для героя, и он искренне обещает не играть больше на деньги.) -Какой представлялась мальчику учительница? Внешность( стр.405, зачитать или слайд №8)
( она представлялась ему возвышенным, почти неземным существом)
- Сравните с описанием внешнего вида мальчика (слайд № 9). Какой приём здесь использует Распутин?
( Мальчик, бедно одетый. Антитеза( противопоставление)
- Но герой нарушает слово не играть на деньги. Почему?
(Хотелось посмотреть, как отнесутся к его появлению на полянке Вадик и Птаха, как сможет держать себя он. Но больше всего подгонял голод. Нужен был рубль, уже не молоко, а на хлеб.)- Лидия Михайловна заставляет героя заниматься дополнительно. Зачем?
( Она решила таким образом отвлечь его от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Уже будучи взрослым, рассказчик понимает это.)
- Зачитайте, что испытывает ученик в квартире учительницы. (стр. 408-409)
« Так начались для меня мучительные и неловкие дни… Я шёл туда как на пытку… каменел и боялся дышать…»
( Робкий и стеснительный от природы, он испытывал стыд и неловкость, отказывался от еды.)
Выразительное чтение по ролям сцены « История с посылкой» (стр.412-413)
Слайд № 10
- Какие черты характера проявляет герой?
( упрямство, настойчивость, но и чувство собственного достоинства)
Слайд № 11
Слайд № 12.
– Как вы думаете, легко ли было учительнице решиться на игру в «замеряшки» со своим учеником?
( Нелегко. Но она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под мальчика, подзадоривает, поддаётся ему. Так она добилась, что мальчик стал выигрывать деньги, считая их «честным выигрышем», и покупать себе молоко.)(Фрагмент фильма «Уроки французского» ( «Игра в замеряшки»)
Тест.
- Почему в этой сцене директор повёл себя именно таким образом?
Какие ещё могли быть варианты его поведения?
( Директор, не разобравшись, обвинил Лидию Михайловну в самых страшных грехах и выгнал из школы. Чёрствость, невнимательность, формализм, бездушие – этими качествами запомнился мальчику директор. Директор, который отвечает за всё происходящее в школе, должен был знать о бедственном положении своего ученика и как-то помочь ему. Но в его арсенале были только карательные методы.) - Как ведёт себя Лидия Михайловна в последней сцене?
( Очень достойно: не оправдывается (он бы всё равно не понял), отвечает на возмущение директора спокойно. В коротких и правдивых ответах проявляется чувство собственного достоинства. В этом она сходна со своим учеником.) - Какова роль послесловия в раскрытии её характера?
( Новые черты личности героини. Ответственность. Она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его, ободрила. Всю «вину» она взяла на себя.)- Обобщим: черты характера учительницы (слайд № 13).
10. – Кто же послужил прототипом этого образа? ( слайд № 14)
Сообщение ученицы.
Что вдохновило Распутина на создание рассказа? (слайд №15)
Стихотворение М. Садовского «Родной человек» (выразит.чтение наизусть).
Возвращаемся к проблеме нашего урока ( слайд №4)
Выводы по уроку ( слайд №16,яблоки)
Каким же должен быть настоящий учитель? Какие уроки доброты и милосердия преподала нам Лидия Михайловна?
(Она показала мальчику «другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, избавлять от одиночества. На свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть духовные ценности. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Истинная доброта бескорыстна. Добро имеет способность возвращаться к тому, от кого оно исходило.) Слайд № 17 (Как хорошо, что доброта…)
Почему надо помогать людям? ( слайд №18)
Работа над синквейном ( слайд № 19)
Домашнее задание (на выбор).
Рефлексия.
- Что удивило вас сегодня? О чём расскажите своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?
( слайд № 21)