Конспект урока по литературе на тему :Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика (по рассказу В.Г. Распутина Уроки французского). 6-й класс


"Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"). 6-й класс
Цель урока: знакомить с приемом сравнительной характеристики – антитезой, дать характеристику литературным героям.
Задачи:
образовательная: учить анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику;
развивающая:развивать память, внутреннюю и монологическую речь, логическое мышление, творческие способности;
воспитательная:воспитывать эстетический вкус, чувство собственного достоинства и милосердия на примере героев художественного произведения.
Тип урока: первичное обучение.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы анализировали образ главного героя из рассказа В.Г.Распутан «Уроки французского» и составили схему, которая характеризует героя. Дома вы подобрали цитаты из текста к этой схеме.
Мы выделили следующие черты характера героя (Приложение 1. Слайд 1):
стойкость (не бросил учебу; играл на деньги, но не ради развлечения – относился к игре как к единственному способу раздобыть денег на молоко; вопреки угрозам ребят опять идет играть на поляну);
жажда знаний (хорошо учился, несмотря ни на какие трудности);
чувство собственного достоинства (не принимает подарки от учительницы; никому не рассказывает, что у него воруют еду).
Каким людям присущи такие качества? (Людям с сильным характером).
III. Мотивационное введение.
Но, несмотря на такой сильный характер, мальчик оставался ребенком и нуждался в тепле и заботе. Что хотел сказать автор предложением: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
Кто же смог согреть своей заботой и участием одинокого ребенка?
Исходя из этого, как бы вы определили тему урока? (Приложение 1. Слайд 2.) Запишем в тетради число и тему урока: «Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика».
Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы).
IV. Новый материал.
Из какого эпизода мы впервые понимаем, что Лидии Михайловне не безразличны проблемы главного героя?
Прочитаем по ролям отрывок из рассказа и подумаем, почему разговор оказался неожиданным для главного героя? (Меняется интонация учительницы, вместо наказания разговор оказывается спасением для мальчика).
Я подобрала иллюстрации художника Гальдяева к этому рассказу (Приложение 1. Слайд 3). Подходят ли они к этому эпизоду? Почему?
Давайте устно опишем учительницу и ученика.
А теперь проанализируем, как автор описывает героев (голос, осанка, внешний вид, одежда). Для этого составим таблицу в тетради (Приложение 1. Слайд 4).
Лидия Михайловна   главный герой
«…а у Л.М. голос был каким-то мелким, так что в него приходилось вслушиваться…» «…в деревне говорили, запахивая голосглубоко в нутро, и потому звучал онвволюшку.»
«…сидела передо мной…» «…крючился на парте…»
«аккуратная вся» «с разбитым лицом, неопрятный»
«умная и красивая, красивая и в одежде» «в старом застиранном пиджачишке»
Комментарий к 4-й строке. Обратите внимание на выражение: «красивая и в одежде». В восприятии мальчика «в одежде» - это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него.
Физминутка. А теперь немного разомнемся. Давайте встанем и покажем, как выглядели ученик и учитель (сутулый и прямая, маленький и взрослая, низкий и высокая и т.д.) Садитесь.
Скажите, как называются в лексике такие слова?
Автор с помощью антонимов противопоставляет героев.
Прием противопоставления в литературе называется антитезой.
Зачем автор противопоставляет героев, использует прием антитезы?
(Используя прием антитезы, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большуюдуховную работу должны были провести мальчик и учительница, чтобы понять друг друга).
В литературных произведениях автор, конечно же, не ограничивается антитезой и описанием героев, он показывает их в различных ситуациях для того, чтобы раскрыть внутренний мир героя.
Давайте попробуем доказать это на примере рассказа В.Г.Распутина. Как вы считаете, какие эпизоды раскрывают нам характер учительницы?
V. Самостоятельная работа.
Какие душевные качества характеризуют учительницу? Выберите из всех качеств те, которые раскрывают образ Лидии Михайловны, и запишите их в тетради (Приложение1. Слайд 5).
VI. Итоги урока
Какую роль сыграла в жизни мальчика Лидия Михайловна?
Выставление оценок за урок.
Используемая литература:
О.А.Еремина. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. Издательство «Просвещение», 2008 г.
В.П.Полухина. Литература. Методические советы. 6 класс. Издательство «Просвещение», 2008 г.
Урок литературы в 6 классе
ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».
ЦЕЛЬ УРОКА: объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»
ЗАДАЧИ: раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».
СЛАЙД № 1: На экране слайд: портрет Распутина, тема урока, иллюстрация, на которой изображены яблоки в посылочном ящике.
Организационный момент.
Слово учителя.
-На прошлом уроке вы познакомились с текстом рассказа В.Распутина «Уроки французского».
-Сегодня мы с вами постараемся понять, почему автор назвал своё произведение именно так: «Уроки французского», а также познакомимся с такими понятиями, как духовные ценности», «духовная память», нравственность.
- Давайте вспомним, что мы узнали о нашем главном герое , какие черты характера нам особенно понравились (Добросовестный, ответственный, настойчивый, честный, справедливый).
- Скажите, почему после драки герою было стыдно идти в школу? (боится показаться ненадежным человеком)
-Как его встретила Лидия Михайловна? (сначала пошутила, потом поняла, почему ее ученик избитый)
-Какой казалась мальчику Лидия Михайловна? (сказочным существом)
Найти и зачитать портрет Лидии Михайловны (объяснить, почему автор пишет, что она была « в одежде» стр.133- А как выглядел герой? (зачитать) стр.134.
- Какой художественно-выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (противопоставление, антитеза)
- Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (очень хотелось кушать)
- Что решила сделать Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика?
а) сначала пригласила к себе, для того чтобы позаниматься французским языком
б) затем прислала посылку (показать гематоген) зачитать стр. 143
- Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою? (видела его способности)
- На какой шаг ещё решилась Лидия Михайловна?зачитать стр.151
- Мы говорили о противопоставлении внешности Лидии Михайловны и героя. А с кем Распутин противопоставил Лидию Михайловну по характеру?
- А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.
Словарь добрых качествДиректор
Доброта, пониманиеЧерствость
Чуткость, справедливостьНевнимательность
ОтзывчивостьФормализм
Уважительное отношение к детямБездушие
Милосердие
Щедрость
Сострадание, сочувствие
- Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору? (он бы не понял)
- А почему Лидия Михайловна помогала именно этому ученику ? ( она спасала его, помогала, потому что он был талантлив, но наш герой тогда этого не понимал)
Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена из фильма).
А через некоторое время герой получает посылку. Мальчик узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна открыла ему другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе. избавлять от одиночества. О яблоках он и не мечтал никогда. Он их узнал сразу , и также узнал теперь , что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь, А это и есть духовные ценности.
Откроем стр. 113.
Здесь предисловие к рассказу, которое написал сам Распутин. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. (зачитать)
А теперь подумайте, почему рассказ назван «Уроки французского» и ,в этом вам поможет название предисловия.
И самое главное: рассказ автобиографичен учительница на самом деле существовала, но она не помнила, о чем писал Распутин. Почему? (потому что истинное добро никогда не требует отдачи)Зачитать стр.113
- Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?
- Мы справились с задачами урока:
- Поговорили о душевном состоянии героя
- Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна
- Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память
Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».
Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. Как вы думаете, что в ней.(яблоки) Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.
Д/з: Мини-сочинение «Учитель ХХI века».