Конспект урока по литературе Уроки доброты(по произведению В.Распутина Уроки французского)

Конкурсный урок по литературе
Класс: 6 «В»
Учитель: Лихачева Татьяна Владимировна
Тема: Уроки доброты (по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского)
Цель: показать на примере повести В.Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет душевная доброта.
Задачи: 1. Образовательная: формировать навыки анализа мотивов поведения главного героя;
2. Развивающая: развивать навыки выразительного чтения текста и устной речи; объяснять понятия автобиографии, антитезы;
3. Воспитательная: воспитывать на примере главного героя нравственные качества по отношению к самому себе: чувство собственного достоинства, честность, ответственность.
Оборудование: предметы, связанные с жизнью героя (домик, пустой мешок, кружка с монетами, посылка с макаронами и яблоками), учебник-хрестоматия 6 класс, мультимедийная презентация, плакат с солнышком и лучики.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1.Оргмомент: мотивация учащихся к уроку (сообщение темы урока и постановка цели).
2.Первичная проверка и обобщение знаний (установление осознанности усвоения учащимися нового материала).
3.Основная часть (анализ и осмысление изученного).
4.Закрепление (обобщение и систематизация изученного).
5.Рефлексия (оценка внутренних качеств)
6.Итог урока (анализ, оценка знаний).




Ход урока:
Оргмомент:
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Вступительное слово учителя:
В этом году наша страна отмечает значительную дату – 66 лет со дня окончания Великой Отечественной Войны.
Война! Это страшно. А как детское сердечко сжималось от потерь, боли, страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту.
ДОБРОТА! Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь. Тема нашего урока «Уроки доброты» (по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского») Слайд 1 (запись в тетрадь)
Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
Показать на примере повести В.Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет душевная доброта. Слайд 2
Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю выбрать самостоятельно.
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях
Л.Н.Толстой
Верю я, придет пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
Б.Пастернак
Слайд 3
Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока
- Почему вы не выбрали строки Б.Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям)
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. (Портрет писателя Слайд 4)
Он на себе ощутил тяготы военного и послевоенного детства (Слайд-фильм 5-8)
Недавно закончилась война. В стране разруха. Действует карточная система снабжения продуктами. Голод. Детям приходиться работать как взрослым.
На экране вы посмотрели документальные кадры. А увидеть, как показано послевоенное время в повести, нам поможет совместная работа. Дома вы прочитали произведение, откройте учебники. Вам понадобятся тексты.
Первичная проверка и обобщение знаний:
- В чем особенность данного произведения? (Рассказ автобиографичен)
- Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? (Такие произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни)
- Кому посвящается рассказ? (Анастасии Прокопьевне Копыловой – матери Александра Вампилова, много лет проработавшей в школе)
Основная часть
- С какими же трудностями пришлось столкнуться 11-летнему мальчику? Ответить на этот вопрос нам помогут предметы, связанные с его жизнью.
ДОМИК
- Какое первое испытание ожидало героя в начале его самостоятельной жизни? (Одиночество, тоска по дому)
- Зачитайте цитату, подтверждающую ваши слова (Так мне было плохо, горько и постыло...)
- Что выбирает мальчик (Учёбу)
- Зачем? (Герою было стыдно перед собой, матерью, друзьями, жителями деревни, ему хотелось учиться.)
-Какие качества проявились в это мгновение? В этот миг? (Чувство стыда, мужественность, настойчивость, огромное терпение Слайд 9)
Запишем, ребята, эти слова в тетрадях.
ПУСТОЙ МЕШОК
-Какое второе испытание пришлось пережить мальчику? (Голод).
-Почему голод? Ведь мама посылала сыну продукты? (Их воровали.)
-Что можно было сделать?
-Как поступил мальчик?
-Какое качество проявилось в этой ситуации?
(Бережное отношение к матери Слайд 9)
КРУЖКА С МОНЕТКАМИ
-Что подтолкнуло примерного мальчика играть на деньги? (Беспокойство о своём здоровье.)
-Что за болезнь преследовала мальчика? (Малокровие)
-Что привлекало мальчика в этой игре? (Уверенность в себе)
-Что проявилось во время игры?(Ловкость, настойчивость, сообразительность, чувство меры Слайд 9)
Работа по вариантам
1 вариант находит и зачитывает описание полянки, когда герой впервые пришел играть в «чику» («Федька повел меня за огородыМы подошли»)
2 вариант – повторное описание места игры. («За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулсяНе было в тот день и не могло было быть человека несчастнее меня»)
- Сравните два описанияЧем отличаются эти картины между собой?
(Эти два описания передают различные внутренние состояния рассказчика: ясная и сухая погода, синее небо, приветливое солнце противопоставлены чёрной крапиве, жёлтой сухой траве)
Художественный приём, который характеризует героя в эпическом произведении путем противопоставлений называется антитезой. Сначала рассказчик счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, а потом он испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости.
Слайд 10
- Может ли быть честной игра на деньги? (Игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)
Сценка
- Почему началась драка?
- Как вел себя герой во время драки?
- Какие качества проявились? Подумайте, ребята, и запишите в тетради
ПОСЫЛКА С МАКАРОНАМИ
-Откуда она, ребята?
Лидия Михайловна, учительница по французскому языку, классный руководитель, решила помочь своему ученику, спасти его от издевательств, избиений. Она смогла понять, что перед ней сидел несчастный, голодный и такой же одинокий, как она, человек.
-Как поступил мальчик с посылкой? (Он её вернул. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)
-Почему учительница начала играть со своим учеником на деньги? (Учительница предлагает играть на деньги, чтоб на эти «честно заработанные копейки» мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удался этот обман: игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь ему.)
ЯБЛОКИ
-Чему научила своего ученика учительница? (доброте, отзывчивости, любви, самоотверженно и бескорыстно делать людям добро.)
В 1978 году на экранах советских телевизоров появился фильм для детей «Уроки французского», но и взрослых он не оставил равнодушными. Давайте познакомимся с некоторыми фрагментами этого фильма. Слайд 11-12
Рефлексия
- Сейчас вы мысленно поставьте плюсики напротив тех качеств, которые, по вашему мнению, есть и у вас. Слайд 13
-Поднимите руки те, у кого в характере присутствуют все качества, характеризующие вас.
- Молодцы, что не все подняли руки. Сегодня вы, может быть, впервые задумались о себе, решили, над чем вам стоит поработать, что в себе воспитать.
- Мне кажется символом доброты может стать солнышко, такое же яркое и теплое . Но, чтобы оно согревало нас по-настоящему, ему необходимы лучики. Я предлагаю вам на каждом лучике, написать то качество, которое является самым главным для васи украсить наше солнышко. Слайд 14
Итог урока
- Завершая урок, давайте ответим на главный вопрос «Чем стали уроки французского для героя рассказа? (Уроками доброты)
Домашнее задание
«Над чем меня заставил задуматься рассказ «Уроки французского»?
До свидания!
15