Материалы к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «…А поле битвы — сердца людей»


Материалы к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему
«…А поле битвы - сердца людей»
У разных народов во все времена существовали притчи, истории о постоянном противоборстве в душе человека разных сил – сил Добра и Зла. Они могут по-разному называться, принимать разные обличия… Но суть этой борьбы хорошо выразил Ф.М. Достоевский: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей».
Задания:
Прочитайте притчу и фрагменты произведений, определите, какой литературный фрагмент станет основой вашей работы.
Объясните, почему именно этот фрагмент вы выбрали.
Напишите, в каких литературных произведениях затрагивается эта же проблема.
Согласны ли вы с тем, что добро всегда побеждает (или должно побеждать) зло? Есть ли произведения, где это не так?
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Владимир Солоухин, «Смех за левым плечом» (фрагмент)
Отчётливо помню урок о двух крайностях земного бытия, преподанный мне матерью на самых первых порах. Я думаю, что ни профессора, учившие меня впоследствии, ни писатели, книги которых я успел прочитать, не подарили мне столь же ясной и неотразимой конструкции, как это сделала Степанида Ивановна.
– У тебя, – говорила она, – где бы ты ни был и что бы ты ни делал, всегда за правым плечом стоит Ангел, а за левым плечом – сатана. (Она называла его – Лукавый.) Они видят все, что ты делаешь, и даже знают о том, что ты думаешь.
И вот, если ты сделаешь что-нибудь хорошее, доброе… ну там, заступишься за того, кого обижают, подашь милостыню, поможешь отцу с матерью, накормишь кошку, перекрестишься на ночь, – Ангел за правым плечом радуется и улыбается, а Лукавый морщится и корчится, словно его поджаривают. Если же ты сделаешь дурное – обидишь девочку или старушку и вообще того, кто слабее тебя, если огорчишь отца с матерью, будешь лениться, мучить котёнка, то Ангел за правым плечом будет горько плакать, а Лукавый злорадствовать и смеяться.
– Почему он будет смеяться?
– Потому что это его козни. Это он нашептал тебе сделать дурно, а ты, дурачок, и послушался. Вот ему и радостно, что ты у него в руках. Вот он и хихикает и потирает руки.
– Почему же Ангел не шепчет, чтобы я поступал хорошо?
– И Ангел подсказывает, но только мы его меньше слушаем.
– Почему?
– Потому что другой-то, враг-то его – Лукавый… Вот они и будут всю жизнь тянуть тебя в разные стороны. Один будет губить, а другой будет спасать.
Ночью, лёжа с открытыми глазами, я обещал себе, что всегда у меня мой Ангел будет смеяться и радоваться, а Лукавый за левым плечом будет корчиться и скрипеть зубами. Из психологических оттенков надо бы отметить именно тот, что, как же я подведу моего Ангела, как же я, так сказать, не оправдаю его доверия.
Людмила Стефановна Петрушевская, «Котёнок Господа Бога» (фрагмент)
Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет.
Сын её все не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды у кровати, положила кусок хлеба под подушку, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у нее в головах.
А в эту деревню приехал мальчик с мамой.
У них все было неплохо, их собственная бабушка функционировала, держала сад-огород, коз и кур, но эта бабушка не особенно приветствовала, когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы: все это зрело и поспевало для запасов на зиму, на варенье и соленье тому же внуку, а если надо, бабушка сама даст.
Гулял этот выгнанный внук по деревне и заметил котенка, маленького, головастого и пузатого, серого и пушистого.
Котенок приблудился к ребенку, стал тереться о его сандалики, навевая на мальчика сладкие мечты: как можно будет кормить котеночка, спать с ним, играть.
И мальчиков ангел-хранитель радовался, стоя за его правым плечом, потому что всем известно, что котенка снарядил на белый свет сам Господь, как он всех нас снаряжает, своих детей.
И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить.
И каждое живое творение - это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.
Так вот, мальчик схватил котёнка на руки и стал его гладить и осторожно прижимать к себе.
А за левым локтем его стоял бес, которого тоже очень заинтересовал котёнок и масса возможностей, связанных с этим именно котёнком.
Ангел-хранитель забеспокоился и стал рисовать волшебные картины: вот котик спит на подушке мальчика, вот играет бумажкой, вот идёт гулять, как собачка, у ноги...
А бес толкнул мальчика под левый локоть и предложил: хорошо бы привязать котёнку на хвост консервную банку! Хорошо бы бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть! Эти выпученные глаза!
И много других разных предложений внёс бес в горячую голову выгнанного мальчика, пока тот шёл с котёнком на руках домой.
А дома бабка тут же его выругала, зачем он несёт блохастого в кухню, тут в избе свой кот сидит, а мальчик возразил, что он увезёт его с собой в город, но тут мать вступила в разговор, и все было кончено, котёнка велено было унести откуда взял и бросить там за забор.
Мальчик шёл с котёнком и бросал его за все заборы, а котёнок весело выпрыгивал навстречу ему через несколько шагов и опять скакал и играл с ним.
Так мальчик дошёл до заборчика той бабушки, которая собралась умирать с запасом воды, и опять котёнок был брошен, но тут он сразу же исчез… (Найдите этот текст, он очень маленький, прочитайте до конца)