Рабочая учебная программа по русскому языку, 5 класс. Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красносельская средняя школа»
Согласовано МС школы Утверждена приказом
протокол № от от №____
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 «Б» класса
Составлена на основе программы Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2015.
Учитель русского языка и литературы
Шашина Н.Н.
2016-2017 учебный год
Планируемые результаты учебного предмета, курса:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находил» грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
• 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
• 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета, курса:
Распределение учебных часов по разделам программы в 5 классе
Содержание Кол-во часов Кол-во контрольных Развитие речи
Язык и общение. 3 0 1
Вспоминаем, повторяем, изучаем. 25 1 5
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 35 1 4
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 16 1 4
Лексика. Культура речи. 13 1 3
Морфемика. Орфография. Культура речи. 22 1 2
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол. 53
20
13
20 3
1
1
1 13
5
4
4
Повторение и систематизация изученного. 8 1 0
ИТОГО: 175 9 32
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п Раздел
(тема) Кол-во часов Дата факт. Дата провед. Примечание
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ 1 Язык и человек. Язык и речь 1 час 2 Язык и его единицы 1 час 3 Р/Р. Композиционные и языковые признаки стиля речи 1 час ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ 4 Звуки и буквы. Произношение и правописание 1 час 5 Орфограмма 1 час 6 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 1 час 7 Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова 1 час 8 Правописание проверяемых согласных в корне слова 1 час 9 Правописание непроизносимых согласных в корне слова 1 час 10 Буквы и, у, а после шипящих 1 час 11 Разделительные Ъ и Ь 1 час 12 Раздельное написание предлогов с другими словами 1 час 13 Р/Р. Текст 1 час 14 Р/Р. Обучающее изложение (по Г. А. Скребицкому, упр. 70) 1 час 15 Части речи 1 час 16 Глагол 1 час 17 Правописание –тся и–ться в глаголах 1 час 18 Личные
окончания
глаголов 1 час 19 Р/Р. Тема текста 1 час 20 Имя существительное как часть речи 1 час 21 Падежные окончания существительных 1 час 22 Имя прилагательное как часть речи 1 час 23 Местоимение как часть речи 1 час 24 Р/р. Основная мысль текста 1 час 25 Р/Р. Обучающее сочинение-описание по картине А. Л. Пластова «Летом» 1 час 26 Повторение изученного в начальных классах 1 час 27 К/Р. Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах» 1 час 28 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 1 час СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 29 Синтаксис. Пунктуация 1 час 30 Словосочетание 1 час 31 Способы выражения грамматической связи в словосочетании 1 час 32 Разбор словосочетания 1 час 33 Р/Р. Сжатое изложение (упр. 127) 1 час 34 Предложение 1 час 35 Виды предложений по цели высказывания 1 час 36 Виды предложений по интонации 1 час 37 Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее 1 час 38 Сказуемое 1 час 39 Тире между подлежащим и сказуемым 1 час 40 Нераспространённые и распространённые предложения.
Второстепенные члены предложения 1 час 41 Дополнение 1 час 42 Определение 1 час 43 Обстоятельство 1 час 44 Контрольный диктант по теме "Главные и второстепенные члены предложения" 1 час 45 Предложения с однородными
Членами 1 час 46-47 Знаки препинания в
предложениях
с однородными
членами 2 часа 48 Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения 1 час 49 Предложения с обращениями 1 час 50 Р/Р. Письмо 1 час 51 Р/Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки» 1 час 52 Р/Р.Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» 1 час 53 Синтаксический разбор простого предложения 1 час 54 Пунктуационный разбор простого предложения 1 час 55 Простые и
Сложные предложения 1 час 56 Знаки препинания в сложном предложении 1 час 57 Синтаксический разбор сложного предложения 1 час 58-59 Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 2 часа 60 Диалог 1 час 61 Подготовка к контрольному диктанту по теме «Синтаксис и Пунктуация» 1 час 62 К/Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» 1 час 63 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 1 час ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. 64 Фонетика.
Гласные
Звуки 1 час 65 Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие 1 час 66 Позиционные чередования гласных и согласных 1 час 67 Р/Р. Повествование 1 час 68 Р/Р. Обучающее изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский «Шкатулка») 1 час 69 Согласные звонкие и глухие 1 час 70 Графика. Алфавит 1 час 71 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака 1 час 72 Двойная роль букв е, ё, ю, я 1 час 73 Орфоэпия 1 час 74 Фонетический разбор слова 1 час 75 Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» 1 час 76 К/Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» 1 час 77 Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте 1 час 78 Р/Р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» 1 час 79 Р/Р. Сочинение. Описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» 1 час ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. 80 Слово и его значение 1 час 81 Однозначные и многозначные слова 1 час 82 Прямое и переносное значение слова 1 час 83 Омонимы 1 час 84 Синонимы 1 час 85 Синонимы, их роль в речи 1 час 86 Р/Р. Подготовка к домашнему
сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» 1 час 87 Р/Р. Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег») 1 час 88 Р/Р. Написание подробного изложения (КГ. Паустовский «Первый снег») 1 час 89 Антонимы 1 час 90 Повторение по теме «Лексика. Культура речи» 1 час 91 К/Р. Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи» 1 час 92 Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте 1 час МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 93 Морфема. Изменение и образованиеслов 1 час 94 Окончание. Основа слова 1 час 95 Корень слова 1 час 96 Корень слова 1 час 97 Приставка 1 час 98 Р/Р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия» 1 час 99 Анализ ошибок, допущенных в сочинении 1 час 100 Суффикс 1 час 101 Чередование звуков 1 час 102 Беглые гласные 1 час 103 Варианты морфем 1 час 104 Морфемный разбор слова 1 час 105 Правописание гласных и согласных в приставках 1 час 106 Буквы з и сна конце приставок 1 час 107 Буквы a-о в корне -лаг- --лож- 1 час 108 Буквы а –ов корне -раст- — -рос- 1 час 109 Буквы ё—опосле шипящих 1 час 110 Буквы и —ыпосле ц 1 час 111 Повторение по теме «Морфемика» 1 час 112 К/Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Морфемика» 1 час 113 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 1 час 114 Р/Р. Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы 1 час МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Имя существительное 115 Имя существительное как часть речи 1 час 116 Р/Р. Доказательства в рассуждении 1 час 117 Имена существительные одушевленные и неодушевленные 1 час 118 Имена существительные собственные и нарицательные 1 час 119 Р/Р.Подготовка к сжатому изложению (упр. 513) 1 час 120 Р/Р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр. 513) 1 час 121 Род имен существительных 1 час 122 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 1 час 123 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 1 час 124 Три склонения имен
существительных 1 час 125 Падеж имен существительных 1 час 126 Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе 1 час 127 Множественное число имен существительных 1 час 128 Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных 1 час 129 Морфологический разбор имени существительного 1 час 130 Р/Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» 1 час 131 Р/ Р. Сочинение-описание по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» 1 час 132 Повторение изученногопо теме «Имясуществительное» 1 час 133 К/Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» 1 час 134 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 1 час Имя прилагательное 1 час 135 Имяприлагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи 1 час 136- 137 Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных 2 часа 138 Р/ Р. Описание животного 1 час 139 Р/Р. Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») 1 час 140 Анализ ошибок, допущенных в изложении 1 час 141 Прилагательные полные и краткие 1 час 142 Р/Р. Описание животного. Подготовка к сочинению по картине А.Н. Комарова «Наводнение» 1 час 143 Р/Р . Сочинение по картине А.Н.
Комарова
«Наводнение» 1 час 144 Морфологический разбор имени прилагательного 1 час 145 Повторение по теме «Имя прилагательное» 1 час 146 К/Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
1 час 147 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 1 час Глагол 148 Глагол как часть речи 1 час 149 Не с глаголами 1 час 150 Неопределенная форма глагола 1 час 151 Правописание -тся и –ться в
глаголах. 1 час 152 Виды глагола 1 час 153 Буквы е — и в корнях с чередованием 1 час 154 Р/Р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой 1 час 155 Прошедшее время 1 час 156 Настоящее время 1 час 157 Будущее время 1 час 158 Правописание безударных личных окончаний глагола 1 час 159 Морфологический разбор глагола 1 час 160 Р/ Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (упр. 688) 1 час 161 Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа 1 час 162 Употребление времени 1 час 163 Р/ Р. Употребление «живописного настоящего» в речи (упр. 696, 697) 1 час 164 Повторение изученного по теме «Глагол» 1 час 165 К/Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Глагол» 1 час 166 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 1 час 167 Р/ Р. Сочинение-рассказ по рисунку (упр.701)
1 час ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО 168 Орфограммы в корне слова 1 час 169 Орфограммы в приставках 1 час 170 Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов 1 час 171-172 Знаки препинания в простом и сложном предложении 2 часа 173 Подготовка китоговому контрольному диктанту 1 час 174 К/Р. Итоговый контрольный диктант 1 час 175 Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте 1 час