Урок Можно ли жить без воды


Урок по природоведению в 5 классе по теме:
«Можно ли жить без воды?»
Цель: выявить значение воды для живых организмов, ее роль в жизнедеятельности человека; повторить и закрепить знания о значении воды для растений; продолжить формировать знания о рациональном использовании воды.
Оборудование: плакат «Круговорот воды в природе», сырой картофель, яблоко, фильтровальная бумага, блюдце с водой, сок, надписи станций на цветной бумаге, макет паровоза, влажные салфетки. Фотографии кактусов, верблюда.
Тип урока: урок – путешествие с элементами частично – поискового и проблемного метода.
Ход урока.
Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну «ПОЧЕМУЧКА». Но чтобы туда попасть, надо отгадать загадку.
Темным облаком летела,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка,
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком
И запела ручейком.
Что это?
Итак, отгадав загадку, мы попадаем в страну «ПОЧЕМУЧКА» для того, чтобы найти ответ на вопрос темы урока «Можно ли жить без воды?». Путешествовать мы будем на паровозике.
Стук в дверь.
Ученица в костюме Капельки. Здравствуйте! Вы меня не узнаете?
Меня зовут Капелька. Я очень много путешествую и сегодня вместе с вами хочу отправиться по этой загадочной стране.
Учитель. Итак, мы отравляемся.
Первая наша станция называется «КАКАЯ?»
У вас в стаканчиках вода. Попробуйте ее на вкус, посмотрите цвет, исследуйте на запах и скажите какая она – вода?
Капелька. Земля – голубая планета
В гидросферный костюм одета.
Вода снаружи, вода нутрии,
Вон сколько ее, посмотри!
Вода проплывает над нами
Кудрявыми облаками.
Вода прозрачна, вода текуча,
Вода без запаха и без цвета,
Вода в вышине проплывает как туча,
Льдами глядит с полюсов планеты.
Учитель. А между тем мы добрались до второй станции «ГДЕ?»
Где же есть вода? А есть ли она в живых организмах? Проведем опыты.
1.Кусочек картофеля сжимаем в промокательной бумаге. Что мы видим? О чем это говорит?
2.Откусим яблоко. Почему оно сочное?
3.Посидим не разговаривая. Что собирается у нас во рту? Что это означает?
ВЫВОД. ВОДВ ВХОДИТ В СОСТАВ ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ.
Третья станция «СКОЛЬКО?»
Учитель. В одной сказке король, собираясь отдать руку своей дочери, объявляет конкурс, в котором задает хитроумные вопросы, один из которых такой: «Что везде?» И только один из претендентов – женихов ответил вода.
Больше всего жидкой воды в морях и океанах – 1370 млн.км3, под землей – 1300 млн. км3,
Во льдах – 27млн.км3, в озерах и реках – 2,7 млн.км3, в воздухе – 15 тыс. км3.
ВЫВОД: ВОДА ВЕЗДЕ И ПОВСЮДУ.
Четвертая станция «ЗАЧЕМ?».
Итак, проведем исследование.
1.Перед вами стаканчик с соком. Какой он на вкус? Сок какого растения? Откуда он берется?
2.Вспомните, какие слезы на вкус? Почему они соленые?
3.Возьмите салфетку и протрите одну ладонь. Что вы ощущаете?
ВЫВОД: В ВОДЕ РАСТВОРЯЮТСЯ НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ВРЕДНЫЕ, КОТОРЫЕ УДАЛЯЮТСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА. ВОДА ИСПАРЯЯСЬ, ОХЛАЖДАЕТ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.
Пятая станция «КАК?»
запасают растения и живые организмы воду.
Учитель. Вспомните, ребята, а как запасают воду кактусы, верблюды. Как люди запасают воду?
Капелька. Я много путешествую, у меня много друзей в разных частях планеты и давайте спросим у них, как же они запасают воду? И первое куда мы отправимся – Заполярье.
Ученица в костюме жителей Севера.
- Здравствуйте, меня зовут Анюй. Я живу за Полярным кругом. У нас большую часть времени года вода находится в двух состояниях, либо лед, либо снег. Олени едят снег, чтобы напиться, а мне с родителями приходится набирать его в котел, чтобы погреть над огнем.
Ученик в одежде американского подростка.
- Привет! Я Алекс. Живу в огромном городе – Нью - Йорке. И у меня всегда в кране есть вода. Мне только лишь надо повернуть ручку крана. Утром я трачу столько воды, что можно было бы наполнить до краев ванну.
Ученик в строгом костюме.
- И у меня есть вода. О простите, я не представился, меня зовут Ханс. Я владелец металлургического комбината в Германии, где выплавляют всем нам необходимый металл. Мне никак нельзя без воды. Только лишь для выплавки 1 тонны чугуна комбинат тратит 300 м3 воды, а никеля – 4000 м3.
Ученица в костюме африканки.
-А меня зовут Дэдэ. Я живу в африканской деревне. Где до ближайшей реки 8 км и я каждое утро беру сосуды, устраиваю их на голове и иду за водой. Каждый день на это уходит по 4 часа. А потом еще 1 час, чтобы ее прокипятить, очистить от паразитов и грязи, процедить в три емкости – для питья, домашних дел, умыться вечером. Стираем мы только в реке.
Если чистая вода –
Для людей в ней нет вреда.
Нет микробов, нет бацилл,
Отфильтрован грязный ил!
Пей, еду готовь, плескайся,
Зубы чисть и умывайся!
Учитель. Что же надо делать, чтобы у всех была чистая вода?
Шестая станция – «ОТКУДА?»
Учитель. Ребята, а почему Капельке приходится много путешествовать? Откуда же она всех знает? Просмотр мультфильма «Заяц Коська и родничок »
Сыро под ногами? Это не беда!
Скоро испарится лишняя вода;
В небо устремится невесомый пар,
Облачной погоней охлаждая шар,
Соберется в тучи, громом прогремит,
И по крышам частым дождик застучит.
В землю просочившись, тихо пропоет
Тоненькая струйка песнь грунтовых вод,
Ручейком звенящим вырвется на свет,
Побежит вприпрыжку за рекою вслед…
Этот путь в народе
Круговорот воды в природе.
Седьмая станция «ВДРУГ»
Капелька. Что такое капля? Мелочь, ерунда.
Что, если вдруг по капле
Исчезнет вся вода?
Учитель. Действительно, ребята, что же произойдет в результате? Что станет с планетой?
А теперь ответим на главный вопрос «Можно ли жить без воды?»
ВЫВОД: ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!
На этом наше путешествие заканчивается. А теперь посмотрите на названия станций, что у нас получилось?
Да, радуга. А как вы думаете, причем тут радуга?
Оказывается, если бы не было воды, мы не увидели бы это замечательное явление природы. Радуга – это солнечный свет, который отражается в каплях дождя!
Одна из легенд гласит, что если пройти под радугой, или найти место, где она уходит в землю, то можно найти мешочек с золотом. Но, а мы прошли под радугой и нашли хорошие отметки.