Интегрированный урок по биологии и литературе «Можно ли жить без воды»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы»



















Открытый интегрированный урок по биологии и литературе
«Можно ли жить без воды»
Проведенный на городском семинаре 17 марта 2010 года.











Провели:
учитель биологии II категории
Бобыкина Н.В.
учитель русского языка и
литературы II категории
Декина Н.А.








Тема урока: Можно ли жить без воды.
Цели урока:
1. Показать значение воды для живых организмов;
2. Научить анализировать, делать выводы. Закрепить умение проводить опыты.
3. Формировать у обучающихся экологическую грамотность.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Звучит музыка «На прекрасном голубом Дунае», на ее фоне чтец читает стихотворение «Родник».
Учитель биологии: Ребята, вы уже догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о .
Совершенно верно. И попытаемся разобраться, а можно ли жить без воды? Это и будет темой нашего урока.
(Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь).
Итак, можно ли жить без воды?
III. Изучение нового материала.
Учитель литературы: Я думаю, что вы уже знаете ответ на этот вопрос. Вода – это очень красиво, как чудесно сидеть на берегу моря или реки и, слушая морской прибой, думать о чём-нибудь. Недаром поэты и писатели очень часто говорили в своих произведениях о воде, которая часто выражала настроение главного героя. Через нашу республику протекает река Волга, одна из крупнейших рек на Земле и самая большая в Европе. Красоту этой реки воспевали многие поэты. Вот как о ней сказал Некрасов:
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши
О Волга!...колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?...
Наши поэты-земляки тоже воспевали в своих стихах красоту родных рек. Послушайте отрывок из стихотворения М. Казакова «Встреча на Волге» и стихотворение «На берегу Элнета».
Звучат стихи о реках, параллельно идет презентация: «Реки и озера республики Марий Эл»).
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415

Учитель биологии: В тетрадях запишите: Значение воды:
Эстетическое.
Вода имеет не только эстетическое значение. Давайте проделаем следующий опыт № 1: кусочек моркови положим между двумя салфетками. На салфетках появляется .
Опыт № 2. Давайте посидим спокойно, не разговаривая. Что происходит? Какой из всего этого можно сделать вывод?
(Вода входит в состав всех живых организмов на Земле).
Давайте все вместе выполним следующее задание.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Какой из этого можно сделать вывод?
(В воде растворяются как необходимые для жизни, так и вредные, удаляемые из организма вещества).
4. Опыт № 3. Одну ладонь оставим сухой, другую протрем влажной салфеткой. Что вы ощущаете? Какой можно сделать вывод?
(Вода, испаряясь, охлаждает живые организмы).
Учитель литературы: Ребята, вы обратили внимание, что перед вами, на доске, слова Антуана де Сент-Экзюпери. прочитай, пожалуйста.
- Почему Экзюпери считал, что вода самое большое богатство в мире?
Вода – самое большое богатство в мире. Поэтому воду необходимо беречь. Одна из экологических проблем, остро стоящими перед человечеством – это загрязнение воды.
Скажите, пожалуйста, какая река, протекает по территории нашей республики?
Как вы думаете, какие предприятия загрязняют нашу реку?
К сожалению в настоящее время загрязнены и подземные воды тяжелыми металлами и другими соединениями.
IV. Закрепление.
Ребята выполняют тест, представленный в виде презентации.
Домашнее задание:
По биологии: параграф 22;
по литературе: мини-сочинение на тему: «Вода самое большое богатство в мире» или стихотворение о воде нашего земляка.





































15