Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Знакомство с понятием «сложные слова».

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»
Урок русского языка в 3 классе
Автор: Алфимова Наталья Витальевна, МОУ СОШ №27 города Волгограда, учитель начальных классов.
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа2100» с описанием целей, задач, форм, методов и результатов каждого этапа урока.
Тема урока: Знакомство с понятием «сложное слово»
При составлении конспекта использовалось стихотворение Евгения Ильина про горихвостку.
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знакомство с понятием «сложные слова»» по программе «Школа 2100»
Цель: познакомить обучающихся с понятием «сложные слова»
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи:
образовательные:
-дать определение понятию «сложные слова»
-научить распознавать сложные слова, выделять в них корень
-создать условия для наблюдения за сложными словами
-научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;
развивающие:
-развивать умение анализировать, сравнивать материал
-продолжить формирование орфографической зоркости;
воспитательная:
-воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая.
Оборудование: карточки со словами парные, безударные, удвоенные, непроизносимые, водичка, водный, водопад, вода, падение, падать,
Карточки трёх цветов с высказываниями литературных героев для рефлексии, иллюстрация с изображением птицы горихвостки.


Этапы работы
Содержание этапа

1























2



















3
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-эмоционально настроиться на предстоящую деятельность
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
-подготовить обучающихся к работе на уроке;
-проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку;
-организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм;
-создать положительный эмоциональный настрой у обучающихся
Метод: создание игрового момента
Форма работы: фронтальная
Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.
Результат: полная готовность класса, включение обучающихся в деловой ритм
Актуализация знаний учащихся
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-показать свои знания, активно участвовать в диалоге.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
-актуализировать имеющиеся знания для изучения нового материала;
-развивать познавательный интерес.
Метод: словесный
Форма работы: фронтальная
Результат: необходимые для изучения новой темы понятия актуализированы






Постановка проблемного вопроса
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-увидеть проблему, создать, принять и предложить способы её решения;
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
-организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы;
-стимулировать познавательную активность через приём создания проблемной ситуации;
Метод: проблемно-поисковый
Форма работы: фронтальная
Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы


-Добрый день!
Ребятишки, вам тепло? (Да!)
В классе стало всем светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уж закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
А хотите вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
-Откройте тетради, подготовьте их к работе.









1. Чистописание
Хх хХх Хо Хл хох оро оло
Хорошо учиться всегда пригодится.
-Обратите внимание, что у буквы о может быть и верхнее и нижнее соединение. В данном предложении используется верхнее соединение.
2. Вспомним изученные орфограммы.
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось:



- Вспомните полные названия этих орфограмм.
- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными?




-Прочитайте слова на доске.
-Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?
(на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)
-Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)
-Распределите их по столбикам. (2 ученика работают у доски)
-Почему взял(а) эти слова в 1 группу? (с корнем -пад-)
-Почему взял(а) эти слова во 2 группу? (с корнем -вод-)
(Если не возьмут слово водопад):
-Почему вы не взяли слово «водопад»?
-Вы считаете, что это слово лишнее?
-Объясните, что обозначает слово «водопад» (Поток воды, который падает с высоты).
-Как вы считаете, куда его нужно отнести?
-Все ли согласны? Кто думает по-другому?
-Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)
-Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове «водопад»? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?)
-Как же на них ответить? (Мы пока не знаем)
-Знаний не хватает, поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам решить проблемную ситуацию.


4
Сообщение темы и цели урока
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-сформулировать тему и цель урока;
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
-создать условия для формулирования темы и цели обучающимися.
Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.
Метод: словесный (беседа)
Форма работы: фронтальная
Результат: цель и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр.104, прочитайте тему.
-Употребляли мы раньше словосочетание «сложные слова» на уроках русского языка?
Цель нашего урокаузнать какие слова называются сложными.



5



























6
Открытие нового знания (поиск решения)
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-устранение возникшего затруднения.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
-создать условия для формирования умений слушать, анализировать;
-организовать усвоение детьми нового способа образования слов путём сложения корней.
Метод: учебный диалог, метод иллюстрации, индуктивный
Форма работы: фронтальная
Результат: анализ языкового материала, последующий вывод о том, что в слове может быть два корня. Самостоятельное формулирование определения сложные слова.








Физминутка
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-снятие умственного напряжения

Начнём с наблюдения.
-Посмотрите на иллюстрацию. Это птичка называется горихвостка. Послушайте, как описывает её Е.Ильин в своём стихотворении.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом,-
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит-
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
-Что особенного у этой птички?
Что сказано в стихотворении о хвосте птички?
-А как горит? (обыграть сравнительным примером значение слова «горит»)
-Понаблюдаем, как образовалось слово «горихвостка» (запись на доске горихвостка)
-Подберите однокоренные слова с корнями -гор- и -хвост-, запишите эти слова в два столбика (один ученик у доски, остальные в тетрадях)
-Почему вы считаете, что эти слова однокоренные?
-Послушайте ещё раз слово ГОРИХВОСТКА.
-Что заметили? (в слове 2 корня).
Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.
-Вернёмся к цели урока – узнать, какие слова называются сложными.
-Посмотрите на результат нашего наблюдения. Можно ли слово «горихвостка» считать сложным?
-Так какие же слова называются сложными?
-Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.106.
-Итак, какие же слова называются сложными?

Птички
Птички прыгают, летают,
Пички весело поют,
Птички крошки собирают,
Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили, Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.


7
Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-развитие умения определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
-способствовать формированию умения находить два коря в слове;
-создать условия для развития умений самостоятельно работать.
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная
Результат: закреплено умение выделять корни в сложных словах


-Пока «летали», не забыли о теме урока?
-Давайте вернёмся к ней.
-Что нового узнали? (в русском языке есть сложные слова)
-Какие слова называются сложными?
-Получив новые знания, попробуем решить проблему, с которой столкнулись в начале урока.
-Что вы теперь скажите о слове «водопад»?

Закрепим полученные знания, выполняя задание упр.124.
-Что обозначают эти слова?
- Как вы это определили?
- Запишите рядом с каждым словом словосочетание. Выделите корни.
Садовод – разводить сад,
луноход – ходить по Луне,
волнорез – резать волны
носорог – рог на носу
пустослов – пустые слова


8
Итог урока. Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
-формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность обучающихся.
Метод: тестирование
Форма работы: индивидуальная
Результат: выявление усвоения теоретического материала.


-Заканчивая урок, давайте вспомним, какую тему мы начали изучать?
- Какие слова называются сложными?
-Давайте попробуем составить схему сложного слова.
-Приведите свой пример сложного слова (спросить несколько учеников).
-У вас на столах карточки с высказываниями литературных героев о том, что такое сложные слова. Прочитайте, выберите, с кем из героев вы согласны, и поднимите эту карточку (Карточки разных цветов – каждому герою соответствует свой цвет).
“Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».
Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова.
Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами»”

1 ученик зачитывает.
-Достигли ли мы сегодня цели урока?
-Молодцы!
-За урок получают отметки

9
Домашнее задание
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
-развитие умения самостоятельно подбирать сложные слова; определять их лексическое значение;
-развитие литературной речи.



-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
-Обязательное для всех - подобрать 10 слов, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
-И по желанию вы можете выполнить творческое задание - сочините сказку о сложных словах (как они образуются) или сказку, в которой используются сложные слова.



непроизносимые

парные

удвоенные

безударные



15