Конспект урока по русскому языку Знакомство с понятием «текст». «А если одного предложения мало?» (2 класс)


Конспект урока
Предмет: русский язык
Учитель МОБУ «ООШ с.Краснохолма г.Оренбурга»: Бастрыкина Наталья Сергеевна
Класс: 2б
Учебник: М.С.Соловейчик Русский язык «К тайнам нашего языка». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012г.
Тема: Знакомство с понятием «текст». «А если одного предложения мало?»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование представлений о тексте.
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - предложения, электронное оснащение: презентация, карточки для работы в парах, учебники М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», рабочие тетради, веера.Этапы урока слайды Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1 Прозвенел звонок для нас.Все зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда.Мы начнём урок, друзья.
Подарите улыбку друг другу и мне. Мы начинаем урок русского языка.
Открываем тетради, запишем число и классная работа.
- Какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали?
-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка. Учащиеся оформляют запись в тетради.
«К тайнам нашего языка».
Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка. Р - организация своего учебного места;
Л- освоение роли ученика;
К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;
П- осознавать познавательную задачу.
II. Актуализация опорных знаний.
Слайд 2
Слайд 3
Доска
Слайды
4-5
Конверты
Слайды
6 - Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения?
- Николаю Николаевичу Носову 23 ноября 2015 года исполнилось 107 лет со дня рождения.
- Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи:
Предложение, звук и буква, слово, слог.
- Каким, словом заканчивается логическая цепочка?
- Повторим известные сведения о предложении.
Групповая работа
Задание: составить пословицы. (Знаки препинания конца предложения не брать)
- Правила работы в группе помните?
Терпенье и труд – все перетрут
Корень ученья горек, да плод его сладок
Книги читай, а дела не забывай
- Теперь прочитайте так, как это просят знаки препинания и дайте характеристику полученным предложениям:
Терпенье и труд – все перетрут? (Вопрос., невоскл.)
Корень ученья горек, да плод его сладок. (Повест., невоскл.)
Книги читай, а дела не забывай! (Побудит., воскл.)
- Запишем одну пословицу в тетради и выделим все известные орфограммы.
Вызвать одного ученика к доске.
Оценить работу.
Терпенье и труд – все перетрут. - Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Дети на доске восстанавливают:
Звук и буква – слог – слово – предложение.
- Предложение.
Дети повторяют все известные сведения о предложении.
В предложении выражается законченная мысль, чувство.
Предложение состоит из 1 и более слов, связанных друг с другом по смыслу.
Предложение произносятся с интонацией конца мысли.
При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец.
Предложения по цели бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации бывают: восклицательные и невосклицательные.
Составляют пословицы
- Запомни и соблюдай простые правила:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Подставляют знаки препинания в конце предложения и выразительно читают. Дают характеристику предложениям.
Записывают пословицу в тетради, подчеркивают орфограммы. П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную;
К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 8
Слайд 9 - Ребята, о каком произведении мы начали разговор в начале урока?
Ученикам одной школы предложили рассказать о данном произведении. Послушайте, что они рассказали: «В одном сказочном городе жили коротышки».
Вам всё понятно или вы ждете продолжения мысли?
Если ждёте, то о чём бы вам хотелось узнать?
- А если одного предложения мало? Что тогда делать?
- Может ли следующее предложение быть таким:
В особенности Незнайка прославился после одной истории.
-Объясните свой ответ.
- Где мы можем уточнить и дополнить своё рассуждение.
- Откройте учебник на с.120 упр.235.
Прочитайте про себя, а ……………. прочитает вслух.
- Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении?
- Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль. Откройте ТПО на стр. 53 упр. 236.
- Прочитайте задание. Что мы должны сделать?
- Какие словарные слова вам встретились?
Подчеркните орфограммы в этих словах.
- Сколько здесь предложений?
- Что сказано в первом предложении?
- Что нового сообщается о коротышках во втором предложении?
- Будем ставить стрелочку от первого предложения ко второму предложению?
- Что нового сообщается в третьем предложении?
- Будем ставить стрелочку от второго предложения к третьему предложению?
- Как эти предложения связаны друг с другом?
- Ребята, как же называется такой набор предложений?
- Какую первую цель на уроке поставим перед собой? Н.Носов «Приключение Незнайки».
-Нет, не понятно. Мы ждем продолжение мысли.
-Почему их назвали коротышками?
Дети затрудняются ответить.
- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается.
- В учебнике.
Открывают учебник и читают задание
Часто нам бывает мало высказать мысль в одном предложении. Мы хотим ее продолжить, развить. Делаем это с помощью следующих предложений. Но подойдут не любые. В них должно говориться о том, о чем шла речь.
«В одном сказочном городе жили коротышки».
Читают задание: «Если мысль продолжается, покажи это стрелкой от предложения к предложению.
- Город и огурец
- Три.
- Что в одном сказочном городе жили коротышки.
- Почему их так назвали.
-Да
- Какими маленькими они были.
-Да
- Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведенья.
Возможно, кто-нибудь ответит.
- Узнать, как называется новая единица речи? П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами.
К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.
Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
V. Работа над новой темой.
Слайд 10
Доска
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13 - Где мы можем найти ответ на вопрос?
- Прочитайте сообщение на с.120 внизу и скажите, какую новую единицу речи мы получили.
- Незнайка не смог выполнить задание Знайки и просит вас помочь ему. Необходимо слово «Текст» поставить в цепочку единиц речи. Поможем ему?
- Какую цель поставим перед собой.
- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке.
- Докажите, что новая единица правильно заняла своё место.
- Так что же такое текст?
ТЕКСТ – НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.)- Как предложения связаны между собой в тексте?
- Ребята, мы с вами познакомились с новой единицей речи, мы определили ее место в логической цепочке. Какую теперь цель мы поставим перед собой на уроке? - В учебнике.
Дети читают сведения о тексте с. 120 (хором).
- Новая единица речи - текст.
-Да
- Определить место ТЕКСТА в цепочке единиц речи.
Учащиеся вставляют слово в цепочку.
ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ.
- Рассуждение детей.
- Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.
- Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.
- Научиться отличать новую единицу речи. П- умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами.
К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.
Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
VI. Физминутка
доктора Пилюлькина. Слайд 14 Презентация Выполняют действие. VIII. Первичное закрепление.
- Хотите прочитать продолжение текста про коротышек?
- Прочитаем продолжение в ТПО упр. 237.
- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.
- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке.
- Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете?
- О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи.
- Посмотрите, ребята, внимательно на текст какие орфографические задачи нам необходимо решить?
- Как вы запишите слова: маргаритки, ромашки, одуванчики?
- Вспомним, как пишутся имена собственные, правописание ь знака? - Да.
Дети читают.
- Да. Предложения говорят об одном и том же, и каждое следующее являются продолжением предыдущего предложения.
- О городе коротышек (или о Цветочном городе).
Дети высказывают свои предположения.
Дети работают с текстом в тетрадях.
- Правописание имен собственных.
- Правописание ь знака. К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности.
П - развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения.
IX. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах. Карточки с набором предложений
Слайд 15 - Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?
- Любой ли набор предложений может быть текстом?
Работа в паре:
- На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача - определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого.
Карточка №1.
Все живое потихоньку готовится к холодам. Медведи и барсуки запасают побольше жира. Лисы, зайцы и белки меняют летние шубы на зимние.
Карточка №2.
Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!
- Проверим, как вы справились с работой.
- Покажите номер карточки, где настоящий текст.
- Молодцы, ребята. Как вы думаете можно считать, что мы достигли третьей цели урока? - Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало.
- Нет.
Дети выбирают набор № 1
- В этом наборе хоть и говориться об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом.
Дети работают в парах.
- 1 – это текст.
- Да К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе пары; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.
П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.
XI. Итог урока, рефлексия.
Слайд 16
Слайд 17 - Сколько целей мы ставили перед собой? Перечислите их.
- Смогли ли мы их достичь?
- Каково же место понятия «текст» в логической цепочке?
- Докажите это.
- Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему?
Самооценка.
У вас на партах лежат цветочки - маргаритки, которые растут в Цветочном городе. Покажите мне, какое у вас настроение.
Если настроение хорошее, у вас все получилось, вы все поняли – покажите маргаритку зеленого цвета.
Если у вас были затруднения, но вы смогли с ними справиться, то покажите маргаритку желтого цвета.
Если у вас плохое настроение, вы совсем не поняли тему урока – покажите красную маргаритку.
Оценить работу учащихся на уроке, поставить оценки. - Три.
1. Познакомиться с новой единицей речи.
2. Найти место новому понятию в цепочке единиц речи.
3. Научиться отличать новую единицу речи.
-Да
- Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего.
Дети отвечают. Р – адекватно оценивать свои достижения.
Домашнее задание Упр.239
- Посмотрите задание и задайте мне вопросы если что-то непонятно по его выполнению.