5 класс по теме: «Вторая жизнь песни. П. Чайковский».


5 класс, 1 четверть, 7 урок по теме: «Вторая жизнь песни. П. Чайковский».
Тип урока: актуализация знаний и умений.
Цель: Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомить с современными интерпретациями классической музыки.
Задачи:
Обучающие. Закрепить и расширить ранее полученные представления о программной музыке, об инструментальной музыке, основанные на использовании композиторами мелодий народных песен, или песен других композиторов.
Познакомить с современной интерпретацией (трактовкой) классической современной музыки.
Закрепить знания средств музыкальной выразительности.
Развивающие. Продолжить развитие навыков интонационно-образного анализа музыкального произведения (констраст лада, темпа, тембра, жанровой основы мелодии, формы музыкального произведения).
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения.
Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.
Продолжить развитие вокально-хоровых навыков.
Развитие игровых навыков, выразительности исполнения произведений на музыкальных инструментах.
Развивать внимание, память, творческое воображение.
Воспитывающие. Воспитание и уважение к русской классической музыке, музыкальной культуре других народов мира, воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Воспитывать инициативу и самостоятельность детей.
Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные:
1. Оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя.
2.Постановка и выполнение целей.
Познавательные:
1. Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
2. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
3. Формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям.
Коммуникативные:
1.Умение аргументировать свою позицию, сотрудничество при выработке общего решения в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении - размышление о музыке.
Личностные результаты:
1. Познание народной музыки в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на классическую музыку.
2.Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.
Планируемые результаты  изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, интерактивная доска, фортепиано, словарь эмоц.терминов.
УМК: хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия, учебник Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс».
Технологии, используемые на уроке:
Личностно-ориентированная.
Технология развивающего обучения.
Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Технология ассоциативно-образного мышления.
Технология использования УМК.
Технология ИКТ.
ЗдоровьесберегающиеМетоды:
Метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.).
Метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).
Метод «забегания» вперед и возвращение к пройденному (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).
Метод пластического интонирования.
Метод инструментального музицирования.
Метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений.
Прием вокального интонирования.
Метод использования ассоциаций.
Музыкальный материал:
Фрагменты симфонической программной музыки Лядов «Кикимора», Римский-Корсаков «Шехеразада», песня «Сегодня дождь», «Заиграйте, мои гусельки» Н.Римский-Корсаков, р.н.п. «Во поле берёза стояла», П. Чайковский «Симфония №4», ???П.И. Чайковский, «Концерт №1», б.н.п. «Гюльназира».
Ход урока.
I.Организационная часть. Музыкальное приветствие.
«Добрый день, добрый день-Нам весь мир поет!На урок музыки нас звонок зовет!» - музыкальное приветствие
II. Актуализация знаний.
В.: С каким предметом связан предмет музыки? (с литературой)
В.: Над каким вопросом мы работаем? (Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?)
Вспомним выводы по прошлым урокам.
Слушание фрагмент темы Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-КорсаковаВ.: Исполнитель? (симф.оркестр)
В.: Что такое сюита? (Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) –музыкальное произведение, состоящая из нескольких самостоятельных контрастных частей, объединённых общим замыслом.
В.: Что стало бы с муз. произведением, если бы не было литературы? (не было бы симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова, т.к. в основе её лежит восточная сказка)
Слушание фрагмента симфонической картинки «Кикимора» А.К.ЛядоваВ.: Исполнитель? (симф.оркестр)
В.: Какой муз.инструмент изображает Кикимору? (английский рожок)
В.: Что стало бы с муз. произведением, если бы не было литературы? (не было бы симфонической картинки «Кикиморы» А.К.Лядова, т.к. в основе её лежит народное сказание).
Игра «Путаница» (работа в парах).
Пока мы слушали и отвечали на вопросы Кикимора перепутала все наши термины, сможете ли вы собрать правильно?
Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.Баркарола – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Песни без слов - народное сказание
Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- это небольшое инструментальное произведение лирического характера. 
Фольклор – песня на воде.
Исполнение песни «Сегодня дождь»
В.: Что стало бы с песней без стихотворного текста? (останется просто музыка, без слов).
В.: А её можно как-то пропеть ?В.: Как называется такое пение? (Вокализ)
Исполнение на слог «лё» «Во поле берёза стояла»
В.: Вам знакома эта песня? (Р.н.п. « Во поле берёза стояла»)В.: Жанр нар.музыки? (хороводная)
В.: Как называется народное творчество, в переводе народная мудрость? (фольклор)
Исполнить
Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.
В.: А как вы думаете, композиторы используют народную музыку в своем творчестве? (Конечно, широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте).
Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской).
III.Постановка цели и планирование деятельности. (Запись) Тема урока: «Вторая жизнь песни». (Портрет П.Чайковского. Кто композитор?) П.И.Чайковский.
В.: Исходя из темы, определите цель нашего урока? (Познакомиться с творчеством композитора, в основу которых положены мелодии народных песен).
Планирование деятельности: А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
Послушать произведения П.Чайковского;
Выяснить какие народные песни он использовал в своих произведениях.
IV.Изучение нового материала.Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями.
(Из учебника) К песне как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь.
Так, Петр Ильич Чайковский (1840— 1893) в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни-пляски «Камаринская»  а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев. В финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром композитор мастерски обработал мелодию украинской песенки-веснянки.   
Н.А Римский-Корсаков в сцену «Проводы Масленицы» из оперы-сказки «Снегурочка» включил народные мелодии.  Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С. Рахманинова построена на интонациях колокольных звонов.
Многочисленные жанры песенного фольклора, инструментальные народные наигрыши, а также церковные песнопения, колокольные звоны давали повод многим композиторам для создания новых, оригинальных по замыслу и необычных по форме произведений.
Зарубежные композиторы также часто обращались к фольклорным мелодиям. Л. Бетховен цитировал в своих произведениях мелодии немецких,  шотландских и русских песен. Музыка Ф. Шопена пронизана интонациями и ритмами польской народной музыки. В сочинениях Э. Грига слышны напевы норвежского и шведского музыкального фольклора. 
Сегодня мы обращаемся к творчеству П.И.Чайковского, который также как и другие композиторы в своих крупных произведениях использовал р.н.песни.
О композиторе (ученик).
1 ученик Петр Ильич Чайковский (1840, Воткинск Вятской губернии -1893, Петербург) - русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель.
Понятливость и впечатлительность отличали маленького Чайковского, который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги.
2 ученик Семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Чайковского в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом. Музыкальный слух и память проявились у Чайковского рано. В 1845 году Чайковский начал учиться игре на фортепиано, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы.
Им написаны: оперы, 3 балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», концерты, симфонии и т.д.В: Как вы думаете, о каком жанре пойдёт речь? (показать иллюстрации «Симфонический оркестр»).
В.: что такое симфония? (Симфо́ния (от греч.«созвучие, согласие») — это музыкальное произведение, обычно в трех или четырех частях, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром).
В.: Кто главный в оркестре?
Игра «Дирижёр». Представьте себя дирижерами симфонического оркестра. Хлопаем тихо, если мои взмахи маленькие, громко хлопаем, если взмахи большие.
Звучит небольшой фрагмент симфонии №4, 4 часть
1.Исполнитель?
2. Что знакомое вы услышали в симфонии? («Во поле берёза стояла»)
3.Средства муз. выразительности: темп, динамика? (звучит то мягко и напевно. то печально, то быстро и тревожного, сопровождаясь тяжелыми ударами барабана, то мелькая в разных голосах, набегающих, как волны одна на другую).
Повторное слушание симфонии №4, 4 часть П.И. Чайковский
 П.И.Чайковский её преобразовал, «украсил» различными звуковыми тембрами инструментов симфонического оркестра, изменил мелодию, каждый раз  народная песня звучала по-новому.
Вывод: какие потери понесла бы инструментальная музыка, если бы не было песни, т.к. в ней слова- литература? (если бы не было песни, музыка потеряла бы симфонию №4)
Однажды, М.И. Глинка сказал: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, толькоеё аранжируем».
В.: Что значит аранжируем?
 Попробуем вместе ответить и на этот вопрос.
(Из учебника 1 абзац) Вторая жизнь песни - это своеобразная интерпретация, заключающаяся в трактовке классического сочинения или в обработке какой-либо мелодии народной песни.
Слово «интерпретация» (от латинского слова) означает толкование,  индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения. Музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в нее свое понимание, свои чувства. Это  и есть исполнительская  интерпретация, или, как еще говорят, трактовка, произведения.
В том виде, как музыкальное сочинение написано для определённого исполнительского состава, оно называется оригиналом. Но  у музыкантов часто возникает желание исполнить какое-либо сочинение в другом варианте: например, простую народную песню  исполнить в инструментальном жанре.
У каждого народа свои народные песни, так у башкирского народа есть песня «Гюльназира» перевод с баш. (Гуль -цветок, назира-смешливая, улыбчивая)
Оригинал Слушание б.н.п. «Гюльназира»
В.: Характер?
В.: Темп?
В.: В какой жанр превратилась песня «Гюльназира»?
Интерпретация Видео танца «Гюльназира»
Эта интерпретация песни в танцевальный жанр, инструментальный.
Переходим к вокальному жанру.
V.Вокально- хоровая работа.
Песня из оперы «Заиграйте, мои гусельки» Н.Римский-КорсаковVI. Рефлексия
Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.
Что их объединяет? (Связь с литературой).
Какие слушали, исполняли?
Кто дает «вторую жизнь» песням? (Композиторы — они делают обработки музыкальных произведений. Исполнители—от них зависят интерпретации музыкальных произведений).В.: Какая задача была поставлена в начале урока? Как вы считаете, мы справились с этой задачей?
Планирование: Послушать произведения П. Чайковского; Выяснить какие народные песни он использовал в своих произведениях).Продолжи фразу:
- Сегодня я на уроке узнал…
Какие трудности на уроке возникли?
Что больше всего понравилось?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
Отлично-красн нота
Хорошо-зел.нотаУдовлетворит.-синяяVII.Д/З: (на выбор): записать композ-ов, кто ещё использовал в своём творчестве нар. песни; записать произведения П.Чайковского; составить кроссворд из слов, которые были использованы на уроке.