Разработка урока русского языка с ЭОР Деепричастие


Урок в 7 классе по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот»
Разработала
учитель русского языка и литературы
МКОУ Жигаловской СОШ № 2 Капинос Л.И.
Цели урока: обобщить и закрепить знания по теме, сформировать умения употребления деепричастия и деепричастного оборота в речи
Задачи урока
Образовательные
обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте;
выработка практического умения находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем;
проверка умения различать деепричастные и причастные обороты.
Развивающая
способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи.
Воспитательная
формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку на примере отрывка из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
ХОД УРОКА
I. Синтаксическая пятиминутка
Учащиеся должны составить предложение, выполнив предварительно ряд действий (слова предложения записываются по мере выполнения задания).
– Из предложения «Дымов был любителем приключений» возьмите подлежащее;
– Добавьте обстоятельство времени, выраженное наречием, из предложения «Фестиваль юных талантов проводится ежегодно»
– Возьмите глагол в начальной форме из предложения «Он любил ездить по свету», употребив его в форме 3-го лица, ед.ч., пр.вр.;
– Из предложения «Целый день я скитаюсь по пустым полям» выпишите предлог;
– «Различные очень интересные насекомые копошились вокруг». – возьмите два прилагательных, употребив их в форме мн.ч., Д.п.;
– Добавьте дополнение, выраженное существительным в форме мн.ч. Д.п. из предложения «Каким-то частям его души не хватало чего-то высокого, светлого»;
– Из предложения «Африка – одно из любопытнейших мест планеты». возьмите подлежащее, употребив его в форме Р.п., ед.ч.;
– Выпишите обстоятельство образа действия, выраженное существительным с предлогом С из предложения «Алексей с завидным терпением ухаживал за щенками»
– Из предложения «Он с трудом продвигался вперед, изучая все новые и новые места», возьмите деепричастие;
– Из предложения «Ее жизни ничто не угрожало».- выпишите личное местоимение.
Вопросы для беседы:
Какое предложение у вас получилось? (Ответ:Дымов ежегодно ездил по различным интересным частям Африки, с терпением изучая ее).
Чем осложнено это простое предложение?( Деепричастный оборот)
Какие знаки препинания вы поставите? Объясните их постановку.
Повторение (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами: Не вынося музыки, Каштанка завертелась и завыла. (А.П. Чехов)
Внимание!В деепричастный оборот входят не только слова, которые относятся непосредственно к деепричастию, но и те, которые, в свою очередь, относятся к этим словам: Я лёг спать, приказав Савельичу разбудить (кого?) меня (разбудить когда?) в седьмом часу. (А.С. Пушкин))
Теперь из первых букв каждого слова составьте новое слово. (Ответ: деепричастие)
Устно произведите морфологический разбор деепричастия.
II. 1. Давайте посмотрим, как вы усвоили эту тему. Выполнение тестовой работы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98794943-e280-40a9-aec5-148d39795d64/index_listing.htmlПродемонстрируем на примере предложений место деепричастного оборота в предложении http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41ef467e-c573-4e0b-9ac2-4ee2cbcbd8b3/%5BRUS7_143%5D_%5BIM_372%5D.swfВспомним основные правила образования деепричастий, после выполненной работы сделайте сообщение: в чем особенности образования деепричастий. Выполнение заданий http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/386e81b2-e0f0-4eef-9d77-5d800694d9d3/index_listing.htmlIII. Работа с текстом
Ребята, перед вами на партах лежат листы с текстом. Прочитайте его, пожалуйста (знаки препинания не расставлены).
«А из города уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на таборы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами. Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам слившись в беспредельный гул. Дымом затянуло все поле и запорожцы все палили (не)переводя духу. Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство».
1) Вопросы для обсуждения:
Из какого произведения этот отрывок?
Кто автор этого произведения?
Назовите тип речи данного отрывка.
Каков стиль данного текста?
Назовите персонажей данного отрывка.
О каких основных действиях говорится здесь?
Какими средствами языка Н.В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?
ВЫВОД: основная функция деепричастий в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.
2) Выпишите из текста в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
совершенный вид         несовершенный вид
подбоченившись – подбочениться   гремя – гремят
слившись – слиться   грозя – грозят
    нацеливаясь – нацеливается
    сверкая – сверкает
    блеща – блестит (щ//ст)
    не переводя – не переводит
– От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
– Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, выделите у них основу.
– От чего зависит правописание гласной перед суффиксами у деепричастий совершенного вида?
– Почему правописание гласной перед суффиксом -ВШИ в деепричастии СЛИВШИСЬ не вызывает затруднений
3) Вернемся к тексту
– Посмотрите, чем осложнено предпоследнее предложение нашего текста?
– Что такое деепричастный оборот?
– Выпишите это предложение в тетрадь, обозначьте границы деепричастного оборота и подчеркните его как член предложения.
– Давайте расставим все остальные знаки препинания, которые необходимы в данном тексте, объясните их постановку.
– Почему между деепричастными оборотами СВЕРКАЯ ОЧАМИ И БЛЕЩА МЕДНЫМИ ДОСПЕХАМИ запятая не ставится?
– В чем отличие в постановке знаков препинания при одиночных причастиях и одиночных деепричастиях? При причастном и деепричастном обороте?
– Скажите мне, пожалуйста, еще раз, для чего необходимы деепричастия в речи?
4) Задание на проверку быстроты реакции и мышления.
Теперь посмотрите на запись на доске. Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются:
КНАЕУЮБАИКВЮ – не убив
ЖЭЭКЕЖФГОДИУФЯИ – негодуя
НЙЕДУЗВИГЙФЯЗСЬУ – не двигаясь
ЛМНЕМУСАТОЛЯАВ – не устояв
СНЮЕВЗСИЮРАППЯ – невзирая
– Какие слова у вас получились?
– Слова какой части речи записаны на доске?
– Какие из деепричастий пишутся с НЕ слитно, а какие раздельно? Почему?
– Правописание НЕ с какой другой частью речи подчиняется тому же правилу, что и деепричастие?
5) МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДЕЕПРИЧАСТИЯ
а) подбоченившись
б) грозя
6) Расширенное повторение правописания НЕ с частями речи. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/06f6c1d4-ab81-4328-9e4d-8964566a32e1/index_listing.htmlV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполните тестовое задание по вариантам
Вариант 1
В каком случае НЕ пишется слитно?а) (не)построив;б) (не)рассчитывая;в) (не)навидя;г) (не)освещая.
В каких случаях следует писать И?а) увид…в;б) зате…вши;в) посе…в;г) замет…в.
Расставьте недостающие знаки препинания:Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.
Выпишите из этого предложения деепричастие.
Вариант 2
В каком случае НЕ пишется раздельно? а) (не)доумевая;б) (не)взирая на лица;в) (не)задумываясь;г) (не)навидя.
В каких случаях следует писать Е?а) услыш…в;б) постро…вшись;в) посе…в;г) обид…вшись.
Расставьте недостающие знаки препинания:Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.
Выпишите из этого предложения деепричастие.