Технологическая карта урока по теме Понятие о систематике растений

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Понятие о систематике растений»
Предмет: биология
Класс 6
Автор УМК – И. Н. Пономарёва
Тип урока: вводный
Цель урока: познакомить учащихся с основами систематики растений.
Образовательная: сформировать представление о систематике растений, основных единицах систематики
Развивающая: способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, словарями, схемами, учить преобразовывать информацию, совершенствовать умение работать с натуральными объектами, гербарием, выполнять задания на интерактивной доске, взаимодействовать в группе.
Задачи: дать определение «систематика», «вид», бинарные названия видов, ввести таксономические единицы.
Оборудование: натуральные объекты – комнатные растения: различные виды бегоний, гербарии растений разных отделов.
графическое – тетради, сообщение учащегося на тему «Карл Линней», Биологический энциклопедический словарь, иллюстрации растений одного рода «Ветреница лютичная», «Ветреница дубравная», «Берёза бородавчатая», «Берёза пушистая», «Клён канадский», «Клён америкаский», «Клён татарский».
техническое – компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация SMART по теме урока, презентация ppt, доступ к Internet
Содержание урока/
Эпиграф к уроку:
Сколько сортов существует и сколько названий –
Кто их все перечтёт? Да и нужды нет в этаком счёте.
Кто пожелает их знать, пусть прежде изучит,
Сколько песка наметается ветром в Ливийской пустыне.
Вергилий – древнеримский поэт
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся



Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная



Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Организация начала занятия

1.Готовность наглядности на доске и оборудования к уроку.
2. Приветствует детей
3. Создаёт позитивный настрой.








Приветствуют учителя
Сотрудничест
во с учителем
Настраиваются на работу по теме урока
Готовность к работе

Стадия вызова
Демонстрирует слайды презентации.
Предлагает проблемное задание: На севере его издавна называли лесной лилией, на Волге – воронцом, на Смоленщине – лесным языком, в Подмосковье – заячьей капустой, на Придонье – полевой черёмухой, на Украине – конвалия, на Тамбовщине – молодильник. А как его называют ботаники?
На основе знаний учащихся о разных названиях одного и того же растения в разных странах подводит учащихся к вопросу: «Как разобраться во всём многообразии растений?» «Как учёным из разных стран понять, о каком растении идёт речь?»
Вспоминают названия растений своей местности,
вспоминают названия крупных групп растений, известных из курса природоведения 5 класса, предлагают свои версии
Построение речевого высказывания в устной форме, сравнение анализ имеющейся информации
Совместная работа по обсуждению вопросов
Сотрудничество с одноклассниками
Формулируют вопросы, выслушивают мнение одноклассников
Прогнозирование результатов

Определение целей
В диалоге побуждает учащихся к формулированию целей урока, темы, выдвижению рабочей гипотезы






Как будете работать?
Самостоятельно формулируют цели: на какие группы можно разделить растения? Для чего это нужно?
Рабочая гипотезаЕсли мы выясним принципы выделения групп растений , то сможем находить место каждого растения в царстве.

Планируют работу на уроке
Инициативное сотрудничество с учителем
Целеполагание

Постановка учебной задачи,

Стадия осмысления содержания
Предлагает поработать в парах с учебником П. 36, с биологическим энциклопедическим словарём
1. Составить логические цепочки соподчинения систематических единиц
вид-род- - семейство – порядок – класс – отдел – царство.
2. Составить уголковые схемы понятий «вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, систематика» в 4 группах (По 2 понятия для каждой группы)











Консультирует учащихся












































3. Прослушать сообщение учащегося по теме «Роль Карла Линнея в систематике»


Читают параграф, рассматривают рисунки и схемы в учебнике.
Формулируют вопросы по содержанию



Составляют логическую цепь,

видрод- семейство порядок класс отдел царство.

Уголковые схемы понятий на основе схемы в учебнике
1 группа:
Царство
самая большая
группа растений
включающая в себя
все растения Земли
Царство Растения

Отдел
крупная систематическая единица (группа)
объединяющая
близкие классы растений
Пример: Отдел Моховидные
2 группа
Класс
систематическая единица (группа)
объединяющая родственные
порядки растений
Порядок
Систематическая единица
объединяющая
близкородственные
семейства
П. Розовые
3 группа
Семейство –
систематическая единица
включающая
близкородственные
роды растений
Семейство Розоцветные включает роды роза, смородина, вишня и т.д.

Род –
систематическая единица
включающая
близкородственные
виды
Род смородина, а виды смородина чёрная, мородина красная, смородина золотистая и др.
4 группа
Вид –
родственные растения
сходные по строению и жизнедеятельности
способные скрещиваться между собой
и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей
Ареал –(от лат ареа – площадь)
территория
на которой произрастают
растения одного вида.

Слушают сообщение. Делают вывод
Бинарные названия на латинском языке – универсальный язык систематики.
Смысловое чтение и осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.
Преобразование схемы и текста в учебнике в новый графический тип - цепочку , в уголковую схему. – умение преобразовывать текстовую информацию в схемы


Определяют цель деятельности,
работают в парах
Сотрудничество в группе, выбор способа взаимодействия, распределение функций
Планируют деятельность, оценивают работу друг друга
Составление последовательности действий для достижения целей

Стадия рефлексии
- Какие группы растений выделяют учёные в современном мире?


Выслушивает учащихся.
Корректирует результаты.
Предлагает выполнить задания на интерактивной доске по составлению определений «систематика»
«вид»
«царство», опираясь на уголковые схемы учащихся
Предлагает работу с практическим модулем по теме «Систематика растений»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2. Предлагает потренироваться в определении родовых и видовых названий растений по слайдам презентации, по гербарным экземплярам, по комнатным растениям одного рода., например Бегонии
Обобщает информацию:
Так прав ли был Вергилий, говоря о невозможности и трудности учёта видов растений?
Какие задачи решает систематика?

Презентуют результаты работы, оценивают качество выполнения работы, анализируют правильность выполнения работы, отвечают на вопросы товарищей









Определяют, что все бегонии – представители одного рода, а видовые названия подчёркивают их различия в строении.





Составляют Синквейн
Систематика
Логичная, сложная
Классифицирует, распределяет, ориентирует
Систематика – наука о классификации
Порядок.
Способность к построению речевых высказываний, аргументации к своей работе






Закрепление знаний



Выделение сущности понятия
Выступают перед аудиторией, выслушивают мнение товарищей, их оценки
Сотрудничество с учителем и одноклассниками
Оценивают работы одноклассников, соспоставляют правильность выполнения практических заданий
Контроль деятельности, оценивание и самооценивание работы

ДЗ
Обязательно для всех: Прочитать П. 36, ответить на вопросы параграфа
на «5» Составить электронный справочник комнатных растений рода Фикус, 2 - рода Хлорофитум, 3 – рода Аспарагус
на «4» Подготовить сообщение: «Зелёные водоросли»
«Бурые водоросли»
«Красные водоросли».
Задают вопросы по ДЗ
Записывают ДЗ в дневники
Формулирование речевого высказывания
Сотрудничество с учителем
Постановка вопрсов, уточнение формы ДЗ
Соотносят свои способности с возможным вариантом ДЗ
Самооценивание

Самооценка
Что запомнилось на уроке?Что удивило?
Что осталось непоняым? Оцените степень усвоения материала урока по 10 бальной системе
Отвечают на вопросы в листке самооценки




Самооценивание



15