Конспект урока по информатике Информационные системы. Настольные издательские системы


Тема: Информационные системы. Настольные издательские системы
Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Учебная дисциплина: Информатика
Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов. Урок 4.1. Информационные системы. Настольные издательские системы
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Цель учебного занятия: Познакомить обучающихся с общим понятием «информационные системы», рассмотреть различные виды информационных систем, их свойства и использование на производстве. Рассмотреть различные виды настольных издательских систем, их применение для многообразия видов печатной продукции.
Обучающий компонент: создать условия для осознания обучающимися понятия информационных систем, возможностей использования настольных издательских систем для создания печатной продукции.
Развивающий компонент: содействовать развитию познавательного интереса, умения рассуждать, логического мышления.
Воспитательный компонент: способствовать воспитанию информационной культуры обучающихся, наблюдательности, внимательности, основ коммуникативного общения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения
Формы работы: беседа, учебный диалог, выполнение практической работы, анализ информации, работа с сетью Интернет.
Ресурсное обеспечение учебного занятия:
Интерактивный плакат «Средства ИКТ»
Учебные пособия: Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. - М.:ИЦ «Академия», 2011. - 352 с.
Технические средства: компьютер, программное обеспечение MS Word
Мультимедийная установка: представление настольных издательских систем
Прогнозируемый результат:
По итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные (ПР) результаты и общие компетенции(ОК):
МР1. Умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
МР4. Использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
МР7. Умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
ПР3. Использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес..
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Ход учебного занятия
Организационный момент
- приветствие
- проверка готовности к учебному занятию
- целеполагание
II. Практическая часть
Преподаватель объявляет тему урока.
Рассказ преподавателя:
Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов, используемых для хранения, обработки и выдачи информации. Информационные системы бывают разного назначения и масштаба, могут отличаться по степени охвата сфер деятельности предприятия.
Свойства информационных систем:
ИС предназначены для сбора, хранения и обработки информации, поэтому, в основе любой информационной системы лежат средства хранения и доступа к данным;
ИС предназначены для конечного пользователя, не являющегося специалистом в области вычислительной техники. Из этого следует, что ИС должны включать в себя клиентские приложения, обеспечивающие интуитивно понятный интерфейс.
Информационные системы бывают фактографическими: предназначенные для поиска однозначного ответа на запрос и для однозначного решения поставленных задач.
Фактографические ИС делятся на:
информационно-справочные системы,
информационно-поисковые системы,
системы оперативной обработки данных, которые решают  такие задачи, как управление производством, бухгалтерский учет и т.п.
По масштабу фактографические ИС делятся на:
Настольные;
Сетевые;
ИС масштаба предприятия.

Документальные информационные системы предназначены для решения задач, не предусматривающих однозначного ответа на вопрос. Некоторые системы представляют собой смешанный тип фактографической и документальной ИС.
Информационные системы:
ИС автоматизирует применение математических методов к решению управленческих задач;
ИС частично освобождает сотрудников от рутинного труда;
ИС минимизирует вероятность появления ошибки в ходе передачи либо обработки информации;
ИС снижает объем документов на бумаге;
ИС совершенствует документооборот;
ИС снижает затраты на производство товаров и услуг.
Для подготовки буклетов, оформления журналов и книг предназначены специальные издательские системы. Они позволяют готовить их и печатать на принтерах или выводить на фотонаборные автоматы сложные документы высокого качества.
Настольные издательские системы (НИС) это программы, предназначенные для профессиональной издательской деятельности, позволяющие осуществлять электронную верстку широкого спектра основных типов документов.
Предусмотренные в программных пакетах данного типа средства позволяют:
компоновать (верстать) текст;
использовать всевозможные шрифты и полиграфические изображения;
осуществлять редактирование на уровне лучших текстовых процессоров;
обрабатывать графические изображения;
обеспечивать вывод документов высокого качества;
и др.
Известными пакетами среди издательских систем для компьютеров являются PageMaker, QuarkXPress, Scribus, Adobe InDesign и др.
Имеются два основных вида издательских систем. Издательские системы первого вида очень удобны для подготовки небольших материалов с иллюстрациями, графиками, диаграммами, различными шрифтами в тексте (например, газет, небольших журналов). Типичный пример такой системы Aldus PageMaker.
Издательские системы второго вида больше подходят для подготовки объемных документов, например книг. Одна из таких систем Ventura Publisher (Corel Ventura) – управляет меню и может считывать тексты, подготовленные с помощью других текстовых редакторов (например, Microsoft Word), сохраняя при этом параметры форматирования, заданные этим редакторами.
Adobe InDesign CS3 ориентирован на профессиональных дизайнеров, художников и специалистов в области печати, работающих в средствах массовой информации, дизайнерских компаниях, рекламных агентствах, издательствах и других организациях, которым приходится заниматься версткой и выпуском печатной продукции.
Программа Adobe InDesign CS3 расширяет возможности пользователей, занимающихся макетированием и дизайном, предлагая уникальные инструменты, сочетающие надежность и функциональность с абсолютной творческой свободой.
Именно это сочетание является отличительной особенностью всех продуктов Adobe. С помощью Adobe InDesign CS3, вы сможете создавать макеты страниц и осуществлять их печать намного быстрее и эффективнее, чем когда-либо ранее.
В программе Adobe InDesign CS3 используются стандартные команды, инструменты, палитры и клавиатурные сочетания, знакомые пользователям продуктов Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, что гарантирует максимально продуктивную работу. Возможность импорта файлов из приложений Photoshop и Illustrator также позволяет выпускать высококачественную продукцию в кратчайшие сроки. Все предлагаемые инструменты интуитивно понятны, благодаря чему пользователи продукта смогут быстро воплотить свои самые смелые творческие замыслы.
Основная операция издательских систем верстка (размещение текста по страницам документа, вставка рисунков, оформление текста различными шрифтами и т.д.). Редактирование текста в издательских системах менее удобно, чем в текстовых редакторах. Поэтому бывает, что документы готовят в два этапа: сначала набирают текст в текстовом процессоре, а затем считывают его издательской системой и осуществляют окончательную подготовку документа.
Основные функции издательских систем: использование сотен видов шрифтов (начертаний и размеров символов текста), которые отображаются на экране так же, как при печати; изменение и корректировка рисунков и диаграмм; формирование таблиц; выравнивания; работа с формулами и др.
Большинству пользователей для выполнения издательских работ может быть вполне достаточно возможностей текстового процессора, в котором есть элементы цветовыделения и средства графических редакторов.
В качестве примера преподаватель при помощи мультимедийной установки подробно рассматривает возможности использования текстового процессора MS Word
Преподаватель предлагает обучающимся представить рассуждения на тему: «Настольные издательские системы как средство создания печатных документов. Достоинства и недостатки»
VI. Домашнее задание.
ОИ И.Г. Семакин, §24, стр. 137-139
СР Поиск информации в средствах масс-медиа и сети Интернет и оформление сообщения по теме: «Первая девушка программист»
V. Подведение итогов.
-оценивание учебных способов деятельности обучающихся.
-выставление оценок.
IV. Рефлексия.
Используется методический прием «Три предложения»:
Обучающиеся должны передать содержание темы тремя предложениями.




Заголовок 1 Заголовок 215