Использование интеллект-карт в образовательном процессе как метод формирования метапредметных УУД

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72







«Использование интеллект-карт в образовательном процессе как метод формирования метапредметных УУД».
Мастер-класс.





Работу выполнила Крюкова Е.А., учитель русского языка и литературы





Ульяновск, 2014

Учителя общеобразовательной школы нередко отмечают, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету являются:
большой объем устного и письменного материала;
нехватка времени на подготовку домашнего задания;
слабая память;
неумение обобщать и выделять главное.
Как результат, происходит снижение учебной мотивации.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта Второго поколения перед учителем стоит задача не только научить добывать знания и применять их, но и повысить успеваемость учащихся. Таким образом, в школьное образование должны прийти и альтернативные инструменты и способы подачи информации, помогающие сформировать у учащихся универсальные учебные действия и компетенции.
Одним из простых и эффективных методов структурирования, обработки и запоминания информации является метод интеллектуальных карт. Метод интеллект-карт подробно описывается в одной из книг американского ученого и бизнесмена Тони Бьюзена «Супермышление». По-английски интеллект-карты называются «mind maps», то есть в буквальном переводе обозначает «карты ума». (Мы можем встретить и другие названия этого метода: «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти», «карты разума»).
Чем же так привлекателен метод интеллект-карт? Тони Бьюзен отмечал, что эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. (Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения). Отличительной особенностью методики интеллект-карт является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется в виде целостного образа, так и в словесной форме. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольшая выгода получается при последующем воспроизведении информации. Метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.
Рекомендации по построению интеллект-карт.
Лист бумаги располагается горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволяет расширять и моделировать его. Горизонтальное расположение листа предоставляет вам больше свободы и пространство, но абсолютно не влияет на качество интеллект-карты.
В центре страницы пишется и выделяется главная идея (образ). Образ, находящийся по центру страницы, автоматически помещается в фокус зрения, а, значит, и вашего мозга. Главная идея бросается в глаза и, как результат, легче запоминается.







Из «главной идеи» выводятся линии (ветки), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Чем ближе линия к центральному образу, тем толще. Жирные линии автоматически сигнализируют вашему мозгу о важности связанных с ними идей и понятий. Желательно ветки делать разных цветов. Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей. Цвет позволит лучше запомнить информацию и будет способствовать увеличению числа и диапазона ваших творческих идей.


Подписывается каждая ветвь (оставляем возможность для добавления деталей). Писать надо разборчивыми (печатными) буквами. Печатные буквы имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность вашему мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Важные идеи записываются более крупным шрифтом (или подчеркиваются слова, используется жирный шрифт). Жирные линии и буквы автоматически сигнализируют вашему мозгу о важности связанных с ними идей и понятий.





На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.



Добавляются символы и иллюстрации. Интеллект-карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и символами (правое полушарие в своей деятельности ориентировано не на слова, а на образы, пространственные структуры).


Стрелочками произвольной формы можно показать связи между различными идеями. Соединяя линии, вы как бы обеспечиваете связность своих мыслей.
Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.
Для того чтобы создать интеллект-карту, вы можете использовать ручку и листок бумаги или огромное количество специально созданных платных и бесплатных сервисов. На мой взгляд наиболее удобными оказались следующие:
Создание интеллект-карты вручную без использования специальных средств (картинок, фотографий, напечатанных иллюстраций):

Mapul представляет собой платное онлайн-приложения для создания интеллект карт. Бесплатный сервис данной программы ограничен, поэтому в данной интеллект-карте отсутствуют иллюстрации. Программа выделяется среди всех других приложений своим причудливым дизайном интеллект-карт.

Программа MindMeister представляет собой платное онлайн-приложение для составления интеллект-карт. Предоставляется возможность бесплатного использования программы. На бесплатной основе вы сможете построить 3 интеллект-карты. Приложение имеет удобный интерфейс и весь необходимый набор функций, что позволяет понять всю простоту и удобство технологии интеллект-карт. Минусом программы является возможность полноценного использования только при регулярной оплате. В отличие от mapul программа русифицирована.

MS Visio. Данная программа предназначена для создания профессиональных схем, но также имеет возможность создавать интеллект-карты (мозговой штурм). Данный вариант мне показался самым легким, если вы имеете небольшой опыт создания интеллект-карт.


Coggle является бесплатным онлайн приложением, поддерживающим совместную работу над проектами. Интерфейс программы прост, но в тоже время имеет множество функций, которые делают процесс создания интеллект-карты невероятно простым. Программа поддерживает использование изображений, индивидуальные цветовые схемы и возможность просмотра истории документа.

Интеллект-карты можно использовать как инструмент изучения нового материала, при проверке пройденного материала, при проверке учителем знаний учащихся, при взаимопроверке обучающихся. Отметим, что при составлении интеллектуальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует ее, делает обобщения, выделяет главное и второстепенное.
Таким образом, использование интеллект-карт в образовательном процессе имеет ряд преимуществ:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
адаптироваться к условиям ЕГЭ и ОГЭ;
задействовать оба полушария головного мозга;
повышать работоспособность;
формировать метапредметные результаты освоения основной образовательной программы ООО (по ФГОС II поколения):
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
- улучшать все виды памяти;
- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;
- обогащать словарный запас;
- повышать результативность.

Данный метод дает возможность учителю:
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся;
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;
активизировать деятельность;
Подводя итог в разговоре об интеллект-картах, хочу отметить, что составление и использование интеллект-карт может найти применение в любой сфере деятельности, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности или решать разнообразные интеллектуальные задачи. По данным, взятым из Интернета, 250 миллионов человек по всему миру используют в своей жизни интеллект-карты. Не это ли доказательство эффективности данного метода?
Закончить свою работу хочу словами Э. Тоффлера: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».
Список литературы
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.:ИОСО РАО, 1994. – 228С.
Архангельский Г. Тайм – драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.
Бьюзен Б,, Бьюзен Т. Супермышление.- М.: Попурри,2008, - 208 с,
Бьюзен Б. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмен-Пресс, 2007. -120 с.
Горовая Т.П. Метод интеллект-карт на уроках русского языка. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Калинин С. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2012. – 288с.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер. 2007. – С. 211.
Маукл Дж. Гелб Научить мыслить и рисовать как Леонардо да Давинчи. Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 304 с.
Михайлова Е.В. Журнал «Современная наука: Гуманитарные науки» № 2-2011.
Трубилова И. Применение Интеллект - карт как эффективный метод формирования универсальных учебных действий на уроках литературы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Интелект карта лермонтов гнв 3Интелект карта лермонтов гнв 4Интелект карта лермонтов гнв 5Интелект карта лермонтов гнв 6Интелект карта лермонтов гнвИнтелект карта mindmeister15