Развитие мотивации к обучению с помощью интеллект-карт


Ведерников Александр Андреевич
Тюменская область, г. Ялуторовск
МАОУДОД «Детская школа искусств г. Ялуторовска»
Развитие мотивации к обучению с помощью интеллект-карт.
Современный мир требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, учебными материалами, сетевыми ресурсами, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает у ребят определённые трудности: неверие в свои силы, не умение оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, вызывает чувство беспомощности в различных ситуациях, у многих учащихся отсутствует мотивированное желание участвовать в общешкольных мероприятиях и самостоятельно добывать знания.
Главная миссия учителя заключается в подготовке учащегося к осмысленному и реальному восприятию мира.
Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Общепризнано, что знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.
При формировании личностных учебных действий важным является сделать учебную деятельность осмысленной, помочь учащимся установить связь между целью учения и его мотивом. Работа с интеллект-картами помогает учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное – развивать умения активной познавательной деятельности.
Как развить умственные действия обучающихся, которые были бы направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью?
В формировании умения анализировать, нестандартно мыслить можно использовать «Метод интеллект-карт», созданный американским ученым Тони Бьюзеном и изучаемый в России, российскими учеными Бершадской Е.А. и Бершадским М.Е.
Эффективность метода интеллект-карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. Обобщения и усвоения объемных тем по ИЗО.
Метод интеллект-карт позволяет:
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой и индивидуальной деятельности;
- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения;
- формировать организационно деятельностные умения;
- определять основную и второстепенную информацию;
- синтезировать и составлять целое из частей, в том числе и самостоятельно достраивать целое с привлечением недостающих компонентов;
- проявлять творчеств и креативный подход в решении поставленных проблем.
Интеллект-карта помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать. Что особенное актуально для предметов в которых оперируют большим количеством информации, что требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами, сетевыми ресурсами, поток которых непрерывно растёт.
Это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных символов, знаков и рисунков. В центре располагается ключевое понятие, от которого отходят понятия первого порядка, включающие основные разделы темы, затем понятия второго порядка, третьего и т.д.
Алгоритм составления интеллект-карты:
Шаг 1: Определение ключевого понятия.
Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.
Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.
Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III …порядка по плану изучаемой темы.
Можно предложить ребятам, имеющим хорошие навыки работы с ИКТ шаг №5 (работа на ПК).
Шаг 5: Включение при желании аудио и видео фрагментов к ключевому понятию.
На уроках ИЗО работу с интеллект-картами учащиеся могут осуществляться традиционно – на листе бумаги, цветными маркерами, карандашами и на компьютере в программе Microsoft PowerPoint, для ребят хорошо владеющими навыками работы с компьютером предлагаю включать при желании аудио и видео фрагменты к ключевому понятию.
Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания ИЗО способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета, проявлению творческой активности. Процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета, при желании сопровождать аудио и видео файлами.