Технологическая карта урока. Информационные процессы








Тема урока: Информационные процессы.
7 класс


Теоретический блок.
Проектирование современного урока информатики.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Неотъемлемой и важнейшей частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Универсальные учебные действия  это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются:
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные
универсальные учебные действия.
Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими обстоятельствами:
информатика  активно развивающийся учебный предмет, который реализует многие современные образовательные тенденции;
характерные для учебного предмета информатики виды деятельности такие как, например, моделирование, естественным образом встраиваются в систему универсальных учебных действий;
в последние годы в информатике интенсивно развивается идея метапредметности, которая во многом соотносится с концепцией универсальных учебных действий;
информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
наличие специальных технических средств, в первую очередь  персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;
компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой  доступ к общим ресурсам;
ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);
именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного,
личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;
предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся: изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе.
В проектировании урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий необходимо учитывать особенность системно-деятельностного подхода  взаимосвязь всех структурных компонентов урока: целей и задач, этапы проведения, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Системно-деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других.
Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.
Использование деятельностного подхода в обучении  школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.
Реализация деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию сотрудничества, развитие диалоговых форм общения
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Проектирование урока – предварительная разработка системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии  с поставленной целью.
При проектировании современного урока учитель проходит 3 стадии:
моделирование;
проектирование;
конструирование.

Целеполагание – самая важная часть урока, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять воспитание и развитие.
Цель урока:
Информационная: Чему будем учиться?
Операционная: Как и каким образом будем учиться?
Мотивационная: Зачем нам это надо?
Задачи уроков должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать о том, что эти знание имеют прикладное значение. На данном этапе включается личностный опыт учащихся.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Существуют три формы познавательной деятельности:
индивидуальная,
групповая,
фронтальная.

Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, необходимо выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
На уроках информатики также можно использовать различные приемы для мотивации обучения.

Технологическая карта
Существуют разные структуры технологических карт.
Тема урока: _______________
Цель: _____________________
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: ___
2. Учебные задачи, направленные на достижение
метапредметных результатов обучения: _________
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: __
Оборудование (создание информационной, предметно-развивающей среды): _______
Ход занятия (представлен таблицей)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Дидактическая структура урока ( этапы урока)
Деятельность
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты




предметные
УУД


учителя
учени-ков













Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
обеспечить повышение качества образования.


Практический блок
Технологическая карта урока
ПЛАН УРОКА
Тема урока: Информационные процессы.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока (для учителя): Сформировать у учащихся понятие процесса, информационного процесса,
Решаемые учебные задачи:
Образовательные: формирование новых знаний по теме «Информационные процессы», рассмотреть примеры информационных процессов в человеческом, животном и растительном мирах, сопоставить эти процессы с целью выявления общих и отличительных свойств.
Развивающие: развить умение анализировать, систематизировать, обобщать информацию; развивать творческий и познавательный потенциал школьника, коммуникативные способности, совершенствование умений осуществлять поиск информации в Интернете, выделение и структурирование информации
Воспитательные: воспитывать осознание ценности научных открытий и изобретений для расширения возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные - общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
Метапредметные - навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей;
Общепредметные - навыки обработки информации;
Личностные - понимание значимости информационной деятельности для современного человека.
Форма работы учащихся: фронтальный опрос, практическая работа, парная, индивидуальная, высказывание своих выводов, рефлексия – демонстрация полученных знаний
Основные понятия, изучаемые на уроке: информационные процессы; информационная деятельность; сбор информации; обработка информации.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Информационные процессы» из электронного приложения к учебнику. УМК Л.Л. Босова «Информатика – 7 класс», рабочая тетрадь, интерактивная доска, проектор, ПК с выходом в Интернет.
Литература:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю Практикум по информатике. 7 класс. 2015 – электронный ресурс – http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppi7kl.pdf
Структура и ход урока
Дидактическая структура урока
( этапы урока)
Деятельность
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты


учителя
учеников

предметные
УУД

1. Мотивация к учебной деятельности, организационный момент (2 мин.)
Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой
Приветствуют учителя, рассаживаются по местам, настраиваются на урок.


Личностные УУД: - психологический настрой обучающихся к уроку; Регулятивные УУД: - навыки самоорганизации; Коммуникативные УУД: - умение слушать учителя, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин.)
Проверяет изученный материал по вопросам к §1.2;
Проверяет выполнения домашнего задания в РТ

Слушают объяснение, задают вопросы, выполняют задание.
Рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания
Актуализация основных понятий прошлых уроков: понятие информации, виды информации воспринимаемыми компьютером, виды информации воспринимаемыми человеком, единицы измерения иформации
Познавательные УДД:
- анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УДД:
- самопроверка,
сравнение, синтез. Коммуникативные УДД:
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

3. Мотивация и целеполагание (5 минут)
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
(просит решать ребус, ответить на вопрос «Хочу узнать, что?»).
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, оказывает помощь в составлении плана урока

Решают ребусы.
Предлагают свои варианты ответов.
Формулируют
(уточняют) тему урока, ставят цели и определяют задачи урока.
Составляют план достижения цели
Ребус: хранение, передача, обработка.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проблемный вопрос

Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему, составлять план и определять средства достижения цели
Познавательные УДД:
- выполнять анализ; сравнение обобщение.
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Коммуникативные УДД: -
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами




4. Изложение нового материала (13 минут)
Объясняет новый материал, пользуясь учебником Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса в сопровождении презентации «Информационные процессы»
Проводит дидактические игры
Записывают основные определения в РТ.
Учавствуют в дидактических играх.
Презентация «Информационные процессы»
Используются анимация «Потеря информации» (N 135081); анимация «Источник и приемник информации» (N 135155); анимация «Помехи при передаче информации» (N 134850)
Для обьянения темы также используются дидактические игры:
«Испорченный телефон» передача информации.
«Пойми меня» передача информации
Формирование умений представлять информацию на компьютере.
Познавательные УДД:
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные УДД:
планирование, прогнозирование.
Коммуникативные УДД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление (5 мин.)
Организует: выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; обсуждение способов решения;
Выполняют практическое задание
Выполнить задания №15, №16 в РТ
Знать, что такое информационные процессы и что представляют собой информационные процессы в обществе, в живой природе, в технике
Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция; Познавательные УУД: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание; Коммуникативные УУД: управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действий одноклассников

6.Физкультминутка (3 мин.)
Проводит физкульминутку
Выполняют
1. И.п - 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.



7. Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин.)
Организует деятельность по применению новых знаний.
Контролирует выполнение работы.

Отвечают на вопросы теста
Тест по темам «Источник и приемник информации»
Знать, что такое информационные процессы и что представляют собой информационные процессы
Познавательные УУД: выделение необходимой информации, классификация знаний; Регулятивные УУД: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; Личностные УУД: возможность самостоятельно осуществлять самоконтроль.

8. Подведение итогов урока.
Рефлексия (5мин.)
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Организует рефлексию.
Просит ребят обменяться полученной информацией.
А так же предлагает рассказать, что особенно заинтересовало, удивило и что нового ребята узнали
Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель учебной деятельности и её результатов, определяют дальнейшие цели деятельности.
А теперь продолжите и запишите продолжения следующих фраз:
Я узнал
Я научился
Я проявил себя
Я смогу применить




Коммуникативные УУД: умение логически выстраивать свои высказывания;
Регулятивные УУД: уметь определять успешность выполненных задач





9.Дифференцированное домашнее задание
Объясняет домашнее задание и записывает домашнее задание на доске
Записывают задание в дневник
§1.2 (п.4, 5, 6), вопросы и задания 9–11 к параграфу, №17, №18 в РТ. Подготовить сообщение по материалам анимации «История средств хранения информации»

Регулятивные УДД: планирование, саморегуляция.













13PAGE \* MERGEFORMAT141415




Картинки по запросу ребус по информатике