Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 4 класса специальной коррекционной общеобразовательной школы — интернат VIII вида.

«Основы безопасности жизнедеятельности»
4 класс

        
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
        Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни:  удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.
        В основу курса заложена программа «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанная в рамках Государственной целевой программы обучения населения, составитель Г.Н.Шевченко, Издательство «Учитель» г. Волгоград.
        Цели программы:
формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.
Задачи программы:
изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.
Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: плакаты, настольные игры, презентации,обучающие фильмы.


Примерное распределение учебного времени

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. 18 часов.

Условия безопасного поведения учащихся.
Транспортные средства.
Виды транспортных средств. Железнодорожный транспорт. Правила поведения вблизи железнодорожного транспорта.
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
Езда на велосипеде. Основные правила езды на велосипеде. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма (невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность в транспорте и на улице и др.).
Безопасность пешеходов.
Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Может ли машина сразу остановиться? Тормозной путь.
Безопасность на воде.
Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. 6 часов.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и ПМП.
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. ПМП при травмах. Выработка умений по оказанию ПМП при ссадинах, носовом кровотечении. Понятие о само- и взаимопомощи.

III раздел. Основы здорового образа жизни. 8 часов.
Вредные привычки.
Понятие о вредных привычках. Табакокурение. Употребление спиртных напитков. Последствия. Способы отказа.


Учащиеся должны знать:
Причины травматизма;
Виды травм;
Правила езды на велосипеде;
Элементарные способы оказания ПМП;
О последствиях вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать правила личной гигиены;
Оказывать ПМП;
Отказываться от вредных привычек.






Тема

Дата
Результативность
Элементы содержания урока

1
Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих.
1

Соблюдать режимные моменты.
Составление режима дня

2
Можно ли уберечься от травм?
1

Знать виды травм.
Ознакомление с видами травм

3
Если хочешь быть здоров закаляйся!
1



·Дать понятие «закаливание»

4
Предупреждение бытового травматизма.
1

Знать правила поведения во время игр.


5
Твои действия при пожаре. (Практическое занятие).
1

Знать правила поведения при пожаре.
Просмотр презентации

6
Как вести себя на воде.
1

Знать правила поведения на воде.
Просмотр презентации

7
Где вода там беда.
1

Знать правила поведения на воде во время купания.


8
Мы и транспорт.
1

Знать виды транспорта
Рассказ об истории транспорта. ТВ «Первый автомобиль».

9
Скорость движения и остановочный путь.
1

Знать, что такое скорость движения, тормозной путь.
Рассказ о том, как погода влияет на скорость движения.

10,11
Если ты стал водителем.
2

Знать правила езды на велосипеде.
Повторить дорожные знаки для велосипедистов.

12
В детстве не научишься всю жизнь промучишься. (практическое занятие).
1

Знать основные правила езды на велосипеде.
Рассказ о первом велосипеде. ТВ.

13
Как стать грамотным пассажиром.
1

Знать правила безопасности при поездках в транспорте.
Рассмотреть причины ДТП.

14
Учись быть пешеходом
1

Знать правила безопасного поведения при движении тротуару, при переходе через улицу.
Анализ ситуаций.

15
Поездка на электропоезде.
1

Знать правила поведения пассажиров на платформах.
Повторить правила поведения при посадки в поезд и во время движения поезда.

16
Железнодорожные переезды.
1

Знать виды железнодорожных переездов и правила перехода через них.
Знакомство с железнодорожными знаками группы «железнодорожный переезд».

17
Знакомство с подразделением полиции.
1




18
Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге.
1

Знать правила поведения на автомобильной дороге.
Рассказать, как вести себя в экстремальных ситуациях на дороге.

19
20
Основные виды травм и первая помощь при них.
2

Знать виды бытовых травм и их причины возникновения.
Рассказать о первой помощи при ушибах, вывихах, травмах суставов, растяжениях.

21
Осторожно электричество!
1

Знать правила безопасного поведения с электроприборами.


22
Мы и животные.
1

Знать правила безопасного поведения с животными.


23
Уступить змее дорогу.
1

Знать правила безопасного поведения при встрече со змеей.
ТВ.

24
Когда кусают насекомые.
1

Знать приемы оказания первой помощи при укусах насекомых (комар, пчела, клещ, оса).
ТВ.

25
Что влияет на здоровье.
1


ТВ.

26
Как правильно есть.
1

Знать о полноценном питании, как о важном факторе развития школьника и его здоровья.
ТВ.

27
Овощи, ягоды и фрукты самые витаминные продукты.
1

Знать какие витамины помогают разным органам человека.
Ознакомить учащихся с витаминами. ТВ.

28
Выход на природу.
1

Знать правила сбора и применение лекарственных трав.
Рассказ о пользе лекарственных трав. ТВ.

29
Грибы- съедобные и несъедобные.
1

Уметь различать съедобные и ядовитые грибы.
Первая помощь при отравлении грибами. ТВ.

30
Чем и как можно отравиться? Как этого избежать?
1

Знать причины отравления (газ, дым, бензин, лекарства, ядовитые растения).
Ознакомление с методами оказания первой помощи при отравлениях. ТВ.

31
Как справиться с инфекцией.
1


Ознакомление с понятием (инфекционная болезнь, вакцина, иммунитет, прививка).

32
Алкоголь в компании.
1


Просмотр научного фильма.

33
Злой волшебник – табак.
1


Просмотр научеого фильма.

34
Урок обобщения.
1






15