Конспект урока по познанию мира Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. Значение воды.(2 класс)


Познание мира 2 класс
Тема: Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. Значение воды.
Цель. Знать, что вода - растворитель. Оценить важность воды для жизни на Земле.
Задачи: 1. Проведут эксперимент и сделают вывод о воде как растворителе веществ.
2. Вспомнят, предположат, как сэкономить воду.
3. В группах определят значение воды в жизни человека.
Ход урока
1. Психологический настрой.
2. Работа в Дневнике наблюдений.
3. Проверка домашнего задания. Учитель предлагает заполнить схему и обосновать свое предложение. Вызванный ученик называет свойство и предлагает доказательство.Запись на доске.

Когда схема будет заполнена, спросить учащихся о состояниях воды.
4. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Предложить ребятам вспомнить и перечислить свойства воды, с которыми они уже познакомились.
5. Сообщение темы и цели урока.
6. Работа в группах.
Задание 1. Провести опыт, обсудить и сделать вывод.
1 группа - стакан с водой, кусочек сахара.
2 группа - стакан с водой, кусочек глины.
3 группа - стакан с водой, пол чайной ложки соли.
4 группа - стакан с водой, пол чайной ложки кофе.
5 группа - стакан с водой, пол чайной ложки соды пищевой.
6 группа - стакан с водой, пол чайной ложки чая. Время на опыты 1-2 мин. Предложить участникам опытов сделать выводы. Вопрос:
- Как вы думаете, воздух растворяется в воде? Работа по учебнику, с. 45. Чтение текста со слов «Если частицы вещества ...». Добавить в схему на доске еще одно свойство воды: растворитель.
Обратить внимание на последние строчки, где говорится о том, что воздух растворяется в воде.
7.Задание 2.
Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в сокращенном варианте)
Чтение учителем.
Жила-была Река. Река очень любила путешествовать.
Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?”
Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга.
И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”
 
– Интересно, что же он ответил?
- Как бы ответили вы?
- Вот над этим вам и предстоит сейчас подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Раскроет  проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”
 
Решение задачи:
Мама мыла посуду, вода бежала  небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран, взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился  10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?
Длился- 10 мин
Вытекло- 3л за 1 мин.
Утекло -? Л
Ответ: 3*1*10=30 л
- Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?
Рассчитайте, какое количество воды расходует семья из 3 человек в месяц. Сколько при этом затрачивается средств из семейного бюджета на оплату за использованную воду?
Справка:
Потребление воды для питья из расчета на одного человека в сутки составляет от 2 до 3 литров.
Объем воды для приготовления пищи и связанные с этим затраты на одну персону – 3 литра.
Гигиенические потребности, включая чистку зубов, мытье рук требуют расхода 6-8 литров в сутки.
Если дом оснащен ванной, то объем расходуемой воды составит 150 литров на одного человека.
При наличии душа этот показатель колеблется из расчета 15-20 литров в минуту. То есть, для непродолжительного мыться норма расхода воды составит до 200 литров в сутки.
На ополаскивание унитаза уходит до 15 литров.
Мытье посуды нуждается в объеме от 7 до 12 литров воды в сутки для одного человека.
Стирка – для ее проведения необходимо, согласно нормативам, около 100 литров воды.
В этот список не включены и другие бытовые расходы, которые имеются не в каждой семье. Например, мытье автотранспорта, полив приусадебного участка, смена воды в бассейне и аквариумах.
Бланк для выполнения задания:
Затраты на 1 человека За 1 день За 1 месяц
Для питья Для приготовления пищи Гигиенические потребности Принятие ванны Душ На ополаскивание унитаза Мытье посуды Стирка Общий расход воды: __________________
Оплата воды: ____________________
Инструмент проверки:
Таблица заполнена верно – 3 балла
Верно подсчитана общий расход воды  – 1 балл
Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл
Учитель: Специалисты рассчитали, что подачу воды можно было бы сократить на 21%, если бы люди были просто-напросто экономнее и бережливее
8. Домашнее задание. С. 45-48, читать; с. 48, разгадать ребус и выполнить задание учебника.
9.  Оценивание (оценку ученик получает в группе)
10. Рефлексия