Урок по познанию мира. Тема Значение воздуха в природе и жизни человека. 2 класс


Южно – Казахстанская область, город Шымкент
общая средняя школа №17
имени Лермонтова
учитель начальных классов
Морина Вера Анатольевна
стаж работы 16 лет, 1 категория
Предмет
Познание мира 2 четверть
Класс 2
Тема урока Значение воздуха в природе и жизни человека.
Ссылки Учебник «Познание мира» 2 класс
Цели урока расширить знания детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека; выделить экологические проблемы; формировать представление о единстве природы и человека, об отрицательном влиянии человека на природу и её охране; развитие памяти, мышления, внимания, устной речь; воспитание любознательности, интереса и заботливого отношения к природе.
Результаты обучения для учащихся Учащиеся знают об использовании свойств воздуха в деятельности человека; имеют представление о единстве природы и человека, об отрицательном влиянии человека на природу и её охране.
Материальное обеспечение урока Иллюстрации с изображением летательных аппаратов, свечи, стакан, воздушные шарики, стакан с водой, ароматические вещества (апельсин), мяч, ёмкость с водой.Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. 2 мин Приветствие. Психологический настрой. Приветствие. Подготовка к уроку.
Актуализация знаний. 5 мин - Сегодня на уроке мы снова будем говорить о воздухе, его свойствах и поговорим о его значении в жизни человека, о том, как человек научился применять эти свойства. Усвоение новых знаний и способов действий. 15 мин - Что нужно сделать, чтобы почувствовать, что воздух вокруг нас? - Что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться на улице? Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?»- думали они. Но прошло ещё много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра. - Чтобы нам было понятнее и интереснее, я буду показывать опыты, а вы объясните, какое свойство воздуха здесь использовано, и как люди используют это свойство воздуха. 1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин разрезан и закрыт от глаз) - Почему вы почувствовали запах апельсина? Какое свойство воздуха?
- Где используется это свойство? 2) Подпрыгивает мяч. - Почему мяч подпрыгивает? - Где ещё люди стали применять это свойство? 3) Надуть два разных по форме шара. - Почему они увеличились? Почему разной формы? - Люди придумали закачивать воздух в баллоны, которые используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара. 4) Шарик положить на воду. - Почему он не тонет? - Где используется это свойство? (Надувной матрас) 5) Накрыть свечку стаканом. - Почему погасла свечка? - Как использовать это свойство при тушении пожара? - Что делать, чтобы разжечь затухающий огонь в печи? 6) Почему в морозные дни вы надеваете кофты? Какое свойство воздуха здесь? - Где ещё люди применяют это свойство воздуха? 7) На ладони у меня лежат мелкие бумажки. Я дунула на них. Что произошло? - Какое свойство воздуха использовано? (Движение и сила воздуха.) - Где ещё применили люди это свойство? (Паруса, ветряные мельницы) - Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран.) 8) Я держу руку высоко над свечкой. - Почему мне горячо? (Воздух при нагревании поднимается вверх)
- Какое самое главное значение имеет воздух для всего живого на земле?
-Как вы думаете, много ли воздуха на планете? Хватит ли его всем людям? Откуда берётся чистый воздух? (Кислород выделяют все растения, а больше всего морские сине-зелёные водоросли)
- Как загрязняется воздух? (Заводы, машины, пыль, пожары и костры)
Проблема: Фермеры выращивают коров, чтобы было много молока. Коровы едят траву на лугу. Люди ждали дождя. Прошёл дождь. Но вдруг трава пожелтела и даже почернела, все цветы завяли.
- Почему так произошло? - Как решить эту проблему?
Если мы закроем завод, то снова вырастет трава, будет корм для коров и снова будет много молока. Но его некуда наливать, ведь мы закрыли завод, в котором делали посуду для молока - Какой выход из этой ситуации? - Как защитить воздух на планете?
Взрослые тоже стали обеспокоены этой проблемой. Этим занимается наука Экология. Во многих странах изданы законы, запрещающие загрязнять природу. На все дымящие трубы ставят специальные фильтры. Но этого мало, и работа ведётся и сейчас.
- Воздух в помещении чище уличного или грязнее? (Грязнее в 10 раз)
- Откуда берётся пыль? - Как защитить воздух в помещении: дома, в классе? Закрыть нос и рот. Помахать рукой или предметом. Ветер




Воздух находится в постоянном движении.
Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха Упругость воздуха. Автомобильные шины.
Воздух занимает место и принимает форму того предмета, в котором он находится.

Воздух легче воды, поэтому всплывает.
Воздух плохо проводит тепло. Двойные и тройные стёкла в оконных рамах.
Мы им дышим


Оказалось, что это был кислотный дождь. Облако проплывало над заводом. Из трубы шёл дым. Облако загрязнилось сажей, копотью, химическими отходами, которые шли из трубы. Загрязнённый дождь прошел над лугом. Травы нет, нет корма для коров. Значит, дети остались без молока.

Сажать новые деревья, очищать дым, фильтры на машины.

Частички кожных покровов человека и животных, ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные формы аллергии.

Закрепление знаний и способов действий. 15 мин Чтение текста. Работа по иллюстрациям.
Запись конспекта. Работа по учебнику.
Работа в тетради.
Подведение итогов. 3 мин - О чем новом вы услышали сегодня на уроке? - Что вам понравилось больше всего? Ответы учащихся.
Рефлексия 3 мин Мне понравилось на уроке…
Мне было интересно…
У меня есть вопрос… Домашнее задание: 2 мин с.26 – 28 читать, пересказывать, ответить на вопросы.