«Значение воды в природе и жизни человека .Охрана воды»


План урока естествознания, интегрированного с предметом «Самопознание».
Школа: КГУ «Винненская средняя школа»
Дата 3.12.2015 № 11
Педагоги: Карпова Т. В., Туганова О.Г.
Класс 5
Кол-во уч-ся: 13
Тема: «Значение воды в при роде и жизни человека .Охрана воды»
Ценность: Ненасилие .Качества: забота об общественной собственности, забота об окружающей среде.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; задания.
Цель урока: содействие осознанию огромного значения воды для жизни природы и человека.
Задачи урока:
1.Обобщить и расширить знания учащихся о воде , ее роли в природе и жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде, причинах загрязнения водоемов.
2.Способствовать развитию навыков наблюдения, умение выделять главное, делать логические выводы;
3. Воспитание стремления у учащихся заботиться об окружающей среде, беречь воду.
Ресурсы: (материалы, источники): учебник для 5 класса общеобразовательной школы Б.Ш. Абдиманапов. Алматы «Атамура» 2015
Ход урока: (внешняя интеграция - использование методических приемов урока самопознания) Тема: «Значение воды в при роде и жизни человека .Охрана воды»
позитивный настрой:
Мысленное путешествие в подводное царство. Сядьте ровно, руки положите на колени или на стол, ноги не скрещивайте. Держите спину прямо. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда... это огромный осьминог. До чего увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы, какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя.
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, поблагодарите его за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
проверка домашнего задания,
Работа в парах «Ты мне я тебе» Вопросы по теме «Гидросфера . Основные компоненты гидросферы»
Тема урока Охрана воды . а что вы знаете по теме ?
Заполнение таблицы Знаю 3
3) позитивное высказывание (цитата): Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
Антуан де Сент-Экзюпери
Вопросы для обсуждения:
1) объясните, почему водой наслаждаются, не ведая, что это такое?
2) почему нельзя сказать, что вода необходима для жизни? вода – сама жизнь?
3) как вы считаете, является ли вода – общественной собственностью?
4) как необходимо относиться к общественной собственности – вода? Почему?
4) рассказывание истории. Притча «Как Человек решил защищать планету Земля»
Давным-давно в стародавние времена жили на нашей Планете великие Творцы-Созидатели: Воздух, Вода, Огонь и Земля. Жили они дружно и никогда не ссорились. Каждый день на небе вставало Солнце и тянуло свои тёплые лучи к людям, вдохновляя каждого на добрые дела. Земля щедро благодарила Жителей Планеты. Каждый год дарила им богатый урожай, ведь они были бережными, рачительными хозяевами земли.
Вода поила Землю. Она несла свои чистые прозрачные воды так далеко и глубоко, что каждая травинка, каждое деревце на Планете были умыты и зеленели под ласковыми лучами доброго Солнца, а лёгкий ветерок нежно приклонял их макушки в знак благодарности. Огонь давал Людям тепло и свет. Помогал утолить их голод. В каждом доме горел и не угасал очаг, собирая вокруг себя близких и родных людей.
Жители Планеты привыкли к тому, что их жизнь течёт размеренно и спокойно. У них было всё, что могла дать им Благодатная Природа: чистый Воздух, плодородные Земли, полноводные Реки, тепло семейного очага.  В лесу водилось множество зверей и птиц. В реках и морях плескалась рыба, сверкая разноцветной чешуёй под лучами Солнца. В воздухе порхали бабочки, они кружились над полями и лугами, будто исполняли бесконечный танец любви, наполняя этот Мир красотой и счастьем. Но однажды Человек позавидовал бабочкам, их лёгкому, беззаботному порханию над землёй: - Я – Владыка Земли, Солнца и Воды! Почему вы целый день ничего не делаете, только порхаете и кружитесь, а мне приходится трудиться, чтобы заработать себе на одежду и пропитание? Я тоже хочу получать всё, не трудясь! Ничего не ответили бабочки, взмахнули в последний раз своими пёстрыми крылышками и исчезли с «лица Земли». Вместе с ними в один миг растворилась вся необыкновенная красота, наполнявшая эту Планету. Солнце обиделось, что не осталось красок и нечему больше играть и переливаться под его лучами. Оно раскалило свои лучи и иссушило реки и моря, нечем стало напоить Землю. Деревья сбросили свой зелёный наряд, пожухли травы и цветы, прочь ушли звери, улетели птицы.  И сказал Огонь: «Человек! Ты решил нарушить гармонию жизни на Планете, возомнил себя Хозяином! Разве так поступает рачительный хозяин, если ничего и никого больше не останется на этой Земле? Человек опустился на колени, обнял и прижал к губам землю, и еле слышно прошептал, пропуская каждое сказанное им слово через свою душу: - Я понял, что я должен защищать эту Планету! Только Человек может всё исправить, может сохранить нашу планету Земля, прекрасные водоёмы, реки и озёра, моря и океаны, леса, поля - всё живое на Земле!
Беседа.
5) групповая работа,4
1.Прочитать текст. Какова роль воды в жизни растений ,животных, человека?(Ответы находить по тексту учебника и данным учителя).
2.прочитать текст .Кто виноват в загрязнении воды? Что из-за этого происходит в природе? ?(Ответы находить по тексту учебника и данным учителя).
3.Прочитать текст . Как беречь и экономить воду? ?(Ответы находить по тексту учебника и данным учителя).
4. Что такое индикаторы и фильтрация? ?(Ответы находить по тексту учебника и данным учителя).
Защита проектов , с параллельным дополнением из других групп.12
6) групповое пение, Песня - Синяя Вода:песня из м\ф "Катерок" (1970). Слова: Юрий ЭнтинМузыка: Владимир Шаинский. Поют: Аида Ведищеваи детский хор студии "Спутник"Синяя вода —Поле без следа,Без конца и края.Синяя вода,Ты спешишь куда?Ты спешишь куда?К морю синему,Там, где волны сильные,Там, где волны сильныеПлещутся всегда.К морю синемуПоскорей неси меня,Поскорей неси меня,Синяя вода!Синяя вода —Облаков стадаПроплывают мимо.Синяя вода,Ты спешишь куда?Ты спешишь куда?Ивы клонятся,Клонятся до пояса,И звучит вполголосаПесня ветерка.К морю синемуПоскорей неси меня,Поскорей неси меня,Синяя река!
Заполнение таблицы ЗУХ 4
7) домашнее задание, стр. 53 учебника Естествознания ответить на вопрос – Почему необходима охрана, бережное отношение и экономия воды на примере вашей семьи?
Нарисовать листовку на тему «Охрана воды»
8) заключительная минута урока. Примечания
Урок начинается с позитивного настроя.
Учитель рассказывает притчу.
Учащиеся задают друг другу вопросы по предыдущей теме.
Учитель объявляет тему урока , учащиеся делают записи в таблице ЗУХ.
Учитель предлагает позитивное высказывание.
Учащиеся обсуждают высказывание.
Учитель рассказывает притчу.
Беседа по вопросам.
Работа в группах по заданиям.
Защита проекта.
Групповое пение.
Домашнее задание разноуровневое.
Заключительная минута урока:
А теперь, пожалуйста, сядьте удобно, расслабьтесь, спины ровные, глаза закрыты. Вспомните все то, о чем мы с вами говорили на уроке, что особенно запомнилось и запало вам в душу. Пусть это поможет вам осознать, что многие реки текут в океан. Где бы ни протекала река, она всегда приносит пользу животным, растениям, людям. Так и мы с вами несем как реки добро, заботу, защиту окружающей среды.