Выступление на тему: Нравственное и патриотическое воспитание в условиях обновления содержания образования

МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»









Выступление на тему:

«Нравственное и патриотическое воспитание в условиях обновления содержания образования »

(Заседание м/о учителей начальных классов)



Учитель: Коршунова Н.И.















В развитии образовательной системы России начался новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое     воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма. Как показывает опыт, уважение  к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны  без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами  возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей  воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную  жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Результаты анкетирования  учащихся начальной школы позволили определить основные методы решения поставленной задачи: 1.Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России; к традициям; 2.Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям; 3.Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции. Использование методов решения поставленной задачи в условиях резкой социальной системы дифференциации и девальвации духовных ценностей - процесс сложный, многогранный, можно даже сказать - тонкий, деликатный, так как затрагивает сознание, душу человека, а также определённые парадигмы образования, рассматривающие ученика как субъекта деятельности. Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. В  содержании патриотического воспитания можно выделить следующие основные аспекты гражданского и  патриотического воспитания младшего школьника: 1)личностная культура; 2)социальная культура; 3)семейная культура .
Личностная культура младшего школьника  – это: 1)готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению; 2)готовность( и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; 3)способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
Семейная культура – это: 1)осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; 2)понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; 3)бережное отношение к жизни человека.
Социальная культура – это осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей. В результате осуществления данного направления в воспитании ожидается: 1)создание патриотической воспитательной среды на основе единения профессионализма педагогов и повышения эффективности воспитательной работы; 2)становление устойчивого психического и эмоционального микроклимата в ученическом коллективе. Как показывает опыт, основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения. Особое внимание уделяется  видам деятельности и формам занятий с учащимися начальной школы, направленных на воспитание гражданственности, патриотизма:
1. получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации( в процессе бесед, проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам );
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
участие во встречах и беседах с учителями и выпускниками своей школы, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
7.Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности: урочную ( Так, например, на уроках начального литературного образования, окружающего мира, истории, ОЗОЖ, и др. учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.) и внеурочную . Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий :
День Земли;
Классные часы, посвящённые малой Родине;
Выставки рисунков» Война глазами детей»;
Творческая мастерская;
Посещение школьного музея боевой славы;
В день защитника Отечества: военно-спортивная игра « А, ну-ка, мальчики»;
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
Организация и проведение праздничных концертов ко Дню Победы;
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не только знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Осуществление проектной деятельности  проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся;
Экскурсии, посещение музея боевой славы;
Участие в социальных акциях;
Тематические классные часы, проводимые в школьной библиотеке;
Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать, ведь образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причём именно школьной библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. В работе библиотеки по патриотическому воспитанию используется  спектр художественной, научно - познавательной литературы, аудио- и видеоматериалы, презентации и готовые электронные программы.
Концепция программы ФГОС НОО «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» заключается в том, что современная начальная школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
 В нашей школе учащиеся начальных классов под руководством классных руководителей готовят праздничные литературно-музыкальные композиции, фотовыставки,  встречаются с ветеранами, проводятся уроки мужества, участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, сочинений, принимают активное участие в проектно- исследовательской деятельности. Каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями.
На мой взгляд, воспитание юного россиянина гражданина и патриота особо важная роль принадлежит современному  учителю.  Если учитель не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ патриотического воспитания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» гражданская позиция.
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
 Педагогический коллектив  должен создать условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стать социальной семьей ребенка, нравственным воспитателем.    
Успешность и результативность  патриотического воспитания учащихся во многом зависит от  единства целей и задач начального, среднего и старшего образования и напрямую зависит от профессиональной педагогической компетентности педагогов в области гражданско-патриотического воспитания. Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Все педагоги, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.
Используемые  технологии и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка- это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
Подводя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими  и духовно богатыми людьми.

Заголовок 215