Духовно-нравственное воспитание младших школьников путём приобщения к творчеству М.Ю.Лермонтова


С.Э.Морозова,
учитель начальных классов
МБОУ "Гимназия №1
им. Н.М.Пржевальского"
г. Смоленск
Духовно-нравственное воспитание младших школьников путём приобщения к творчеству М.Ю.Лермонтова
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России.
Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать
важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию
российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально - ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Наша страна всегда была самой читающей в мире. Однако в последние годы произошёл значительный спад интереса к чтению. Современные дети, да и взрослые тоже, «отворачиваются» от классической литературы.
Чтение - это труд, требующий приложения немалых душевных и духовных сил. А наши дети, перестав читать книги о проблемах сверстников, о приключениях и дальних странах, о животных, настроившись только на комиксы и фэнтези, теряют такие нравственные качества, как способность к сопереживанию и сочувствию, привычку к духовной работе.
В современных условиях литературное образование, а именно предмет «Литературное чтение», призвано раскрыть способы формирования читательской компетентности.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся. Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области литературы отражают:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры
осознание значимости чтения для личного развития, формирование потребности в систематическом чтении
достижение необходимого для продолжения образовательного уровня читательской компетентности
В 2014 году в России проводились многочисленные мероприятия, связанные с 200-летием великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В рамках кружковой деятельности с мая 2014 года началась работа над проектом "Белеет парус одинокий..."
Я хочу поделиться опытом работы по созданию данного коллективного проекта, результатом проведения которого стало создание на базе кабинета начальных классов гимназии имени Пржевальского музея М.Ю.Лермонтова.
Цель проекта - формирование интереса учащихся к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Этапы работы над проектом:
1.Погружение в проект - определение проблемы, темы, цели проекта; организация работы творческих групп
2.Планирование деятельности - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, сроков; распределение задач между членами групп
3.Осуществление деятельности по решению проблемы - работа учащихся по коллективно составленным планам
4.Оформление результатов - структурирование полученной информации
5.Презентация результатов - открытие музея М.Ю. Лермонтова
Во время работы над проектом сформировались следующие творческие группы учащихся:
а) научные консультанты
Дети искали информацию о М.Ю.Лермонтове в контролируемом пространстве Интернета, читали биографию поэта. Информация тщательно отбиралась, анализировалась, оставляли доступное пониманию. Экспертом в создании текста экскурсии стала учитель русского языка и литературы гимназии Авхимович В.В. На уроках мы вместе с учащимися читали и анализировали произведения поэта. Совершили виртуальную экскурсию в Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" Пензенской области. День рождения поэта мы отметили чтением стихов и праздничным застольем.
б) школа экскурсоводов
Мы с детьми неоднократно посещали музеи города, наблюдали за работой экскурсоводов. Сейчас функционируют 3 сменные группы экскурсоводов. Сначала ребята попробовали провести экскурсии для одноклассников, учащихся параллельных классов. Затем во время проведения городского семинара учителей начальных классов в ноябре 2014 года состоялось открытие музея. Музей М.Ю.Лермонтова открыла заместитель директора по НМР Воскобойникова М.В. Ребята проводили экскурсию перед педагогами города Рославля. Музей является постоянно действующим, мы приглашаем на экскурсии учащихся и учителей школ города и области.
в) творческая мастерская

Совершая виртуальную экскурсию в музей "Тарханы", мы знакомились с экспонатами музея, изучили план усадьбы. По фотографиям, размещённым на сайте музея, учащиеся своими руками сделали экспонаты: шахматы М.Ю.Лермонтова, печатку, портсигар, альбом М.Ю.Лермонтова, макет усадьбы Тарханы. На макете установлены Барский дом, изба ключника, людская изба, часовня, Барский, Большой и Средний пруды. Сейчас идут реставрационные работы в Детской Михаила Юрьевича. В этой комнате стены и мебель были обиты жёлтым шёлком, и когда комнату освещали солнечные лучи, она сама сияла, как солнышко. В музее 3 зала, в оформлении залов музея принимали участие родители учащихся.
г) мастера слова
Неоднократно слушали с учащимися чтение стихов М.Ю.Лермонтова и других поэтов в исполнении мастеров слова, актёров. На уроках литературного чтения дети учились сами декламировать стихи. Во время проведения экскурсии учащиеся читают стихи: "Родина", "Молитва", "Смерть поэта", "Выхожу один я на дорогу" и другие.
д) актёрская группа
В рамках внеурочной деятельности в классе работает театральный кружок. С учащимися класса работает актриса Смоленского драматического театра им. А.С.Грибоедова Дуплий В.Г. Ребята не понаслышке знакомы с театральными постановками, участвуют в ежегодных Фестивалях искусств, проводимых в гимназии. Поэтому несложно было подготовить спектакль"Маленький хозяин Тархан", который идёт во время экскурсии, а также сценку "Бородино".
е) художники
М.Ю.Лермонтов был прекрасным художником, ему прочили блестящее будущее. Возможно, если бы Лермонтов не стал поэтом, он бы стал знаменитым художником. До наших дней сохранилось 10 картин маслом, более 50 акварельных и карандашных работ. Фотографии этих картин мы нашли также на сайте музея "Тарханы" и рисовали в подражание Лермонтову.
ж) танцевальная студия
С 1 класса учащиеся занимаются хореографией. Учитель хореографии Швецова Н.В. помогла разучить танец времён Лермонтова "Мазурка". Мы слушали музыку, нашли репродукции картин, на которых изображены танцующие мазурку пары в старинных нарядах. В результате современные дети легко и с удовольствием танцуют мазурку.
з) группа знатоков иностранных языков Учащиеся гимназии имени Н.М.Пржевальского со 2 класса изучают иностранные языки. Мы заинтересовались, на какие языки переведены стихи М.Ю.Лермонтова. Нашими консультантами в грамотном прочтении стихов на иностранных языках были учителя гимназии. Дети во время проведения экскурсии читают стихотворение "Утёс" на английском языке, стихотворение "На севере диком..." на немецком языке, "Нет, я не Байрон..." на французском языке и отрывок из "Бородино" на ингушском языке ( в классе обучается девочка из Ингушетии).
Итак, проведена большая работа, музей создан, проводятся экскурсии. Продолжается работа над созданием экспонатов музея.
Во время работы над проектом "Белеет парус одинокий..." учащиеся были очень воодушевлены, очень много узнали о творчестве М.Ю.Лермонтова. Я надеюсь, что через формирование интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова дети придут и к другим авторам, а значит, станут компетентными читателями, имеющими сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.
В процессе общения с художественной литературой ученики знакомятся с системой духовно-нравственных представлений человека. Прикосновение к литературе способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребёнка.
Вся работа над проектом была направлена на формирование универсальных учебных действий. В сфере личностных УУД нравственно-эстетическая направленность работы над проектом обеспечила ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, способствовала успешной социализации учащихся. В процессе изучения произведений М.Ю.Лермонтова дети реализовали потребность в общении со сверстниками и взрослыми, учились формулировать собственное мнение, т.е. шло формирование коммуникативных УУД. В процессе работы учащиеся учились воспринимать и анализировать тексты, учились выделять существенную информацию из сообщений различных видов, т.те работа шла над формированием познавательных УУД. В сфере достижения предметных результатов особое внимание уделялось различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование, чтение, говорение.
Т.о. работа над проектом "Белеет парус одинокий...", создание музея М.Ю.Лермонтова сформировали у учащихся стойкий интерес к творчеству поэта и вся проделанная работа способствовала духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Литература.
1. Егорова Е.Н. Детство и отрочество Михаила Лермонтова. — Москва: Московский филиал МОО «Лермонтовское общество»; Дзержинский: БФ «Наш город», Литературное объединение «Угреша», 2014.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010.
3.Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова: сборник программ: в 2ч./сост. Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом "Фёдоров", 2012.
4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2013.
5. Сайт Государственного Лермонтовского музея-заповедника - www.tarhany.ru