«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами УМК «Перспектива»

Полякова Людмила Николаевна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №12»
polikowa.lidmila2016@mail.ru


«Духовно-нравственное воспитание младших школьников
средствами УМК «Перспектива»
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Работаю в школе уже более 35 лет. За это время не один раз менялись учебники, переиздавались программы. Да и дети, пришедшие за парты уже не те, что были 25, даже 15 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.
Работаю по программе «Перспектива». Данные УМК «Перспектива» помогают учителю воспитывать в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопления ими жизненного опыта.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. При подготовке к уроку я рассматриваю воспитательные и развивающие возможности текстов. Для этого провожу аналитическую работу: в содержании материала выделяю главное, что затронет чувства учеников, окажет влияние на их поступки.
В воспитательном потенциале УМК «Перспектива» особенное место занимает «Русский язык», который несет особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывает толерантность, учит осваивать этикетные формы обращения и поведения.
С  первых  уроков  обучения  грамоте,  опираясь  на  материал  учебника,  дети  параллельно  с  изучением русского   языка  познают  основы  нравственности:
Мир,  окружающий  нас  (природа) – творение  Божие;
Россия – Родина  моя.
Труд – основа  жизни.
Ясные  и  живые  повествования  о  том,  «что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо»,  дают  почувствовать  детскому  сердцу  красоту  и  достоинство  добродетельных  поступков,  а  порок,  напротив,  представляют в  его  недостойном  виде. 
С  этой  целью  особенно  полезно  чтение  библейской  истории  из  детской  православной  художественной  литературы,  в  которой  прекрасно  изображено  состояние  невинности,  зловредность  греха,  счастье  семейного  мира,  блаженство  благоговейного  хождения  пред  Богом,  равно  как  наказания  за  непозволительное  любопытство,  ненависть,  неуважение  к  почтенной  старости  и  т. п.
Это  жития  Святых,   произведения  русских  писателей  и  устного  народного  творчества. На  уроках  литературного  чтения  дети  знакомятся  с  биографиями  писателей  и  поэтов.  Это  даёт  благодатную  возможность  приоткрыть  детям  православные  странички  жизни  А.С.Пушкина,  И.А.Крылова, Н.Н. Носова и  многих  других  авторов.
Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить»
Л. Толстой. «Отец  и  сыновья»,  «Старый  дед  и  внучек»
В. Осеева. «Просто старушка»
А. Гайдар. «Совесть» и  др.
При  анализе  прочитанного  произведения  постоянно  использую  пословицы,  которые  выражают  идею  произведения,  раскрывают  характеры  героев,  содержат  мудрый  совет  или  предостережение.  Дети  соотносят  пословицы,  данные  в  книге  для  чтения,  с  содержанием  произведения,  подбирают  другие,  выражающие  эту  же  мысль. Тематика пословиц необычайно широка, особенно их много в учебнике для второго класса. После изучения рассказов Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», «Старый дед и внучек», «Лгун», и т.п. Ребятам предлагаю написание творческих работ на темы: «Правда всего дороже», «Нет у человека худшего врага, чем жадность», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Также некоторые учащиеся могут выполнять задания, сравнивая пословицы разных народов мира. При этом делается вывод, что все люди стремятся к добру, справедливости, лучшим нравственным качествам. Так, изучая произведения русского фольклора, учащиеся обращаются к вечным проблемам добра и зла, жестокости и сострадания.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Всё  что  спрятал,  то  пропало,  всё  что  отдал,  то  твоё.
Без  терпенья  нет  уменья.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Лад и согласие – первое счастье.
Работа  с  пословицами  продолжается  и  на  уроках  русского  языка  с  целью  решения  не  только  воспитательных,  но  и  учебных  задач:
- привитие  любви  и  интереса  к  изучению  русского  языка;
- формирование  каллиграфического  навыка;
- развитие  орфографической  зоркости;   
- расширение  и  обогащение  словарного  запаса;
- развитие  речи.
Достижению  этих  же  целей  способствует  использование  текстов  духовно-нравственного  содержания,  а  также  о  природе – красоте  Божьего  творения.  Тексты  и  отрывки  из  них  включаются  в  упражнения,  способствующие  закреплению  нового  материала,  выработке  умений  и  навыков  грамотного  письма.
– Как  понимаешь  значение  слова  доброта?
– Подбери к слову доброта антоним.
– Запиши однокоренные слова к слову доброта.
Проводятся следующие виды  упражнений:
Чистописание.
Сей  добро,  посыпай  добром,  жни  добро,  оделяй  добром.
За  правду  стой  горой,  и  Господь  с  тобой.
Будь  осторожен  на  слова.  За  всякое  пустое  слово  дашь  ответ  Богу.
Выборочный  диктант.
– Запишите  имена  существительные  в  начальной  форме. 
– Определите  род,  склонение.
Нет  в  России  пальм  зелёных,
Всё  берёзоньки  да  клёны
И  пушится  над  водой
Верба  веткой  молодой.
Верба  ветки  дарит  нам –
Мы  несём  их  в  Божий  храм,
И  под  колокольный  звон
Ставим  ветки  у  икон.
- Спишите пословицы. Подчеркните антонимы имена прилагательные.
Маленькое дело, лучше большого безделья.
С малого начинай, достигнешь большого.
Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в литературных сказках. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами.
Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается. Таким образом, эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения.
Например: сказки А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Героиня «старуха» нарушила заповедь: «Не пожелай ничего чужого», «Не завидуй».
«На пороге сидит его старуха,
Перед нею разбитое корыто».
«Сказка о царе Салтане» Нарушены заповеди: «Не желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убий», «Не лжесвидетельствуй».
Ткачиха и Повариха - окривели, у Бабарихи на носу вскочил волдырь.
Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания.
Неотъемлемая часть литературного чтения это, конечно же - внеклассное чтение. Во внеклассное чтение можно вводить дополнительные литературные произведения, содержащие проблемные нравственные ситуации.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств и этому во многом способствуют уроки чтения, чтение произведений и работа с ними.
«Быть человеком – значит победить в себе то, что мешает существованию добра на земле: лень, страх, страсти, немощи. Быть человеком – значит воспитать в себе все лучшее, высшее, любить добро, делать его, стремиться к нему».

Библиографический список.
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2. Просвещение 1977.- 376с. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с
3.Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М: Просвещение, 1995.- 478с.
4.Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.







15