Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

Автор:
учитель начальных классов МБОУ гимназии № 6
Апарина Наталья Анатольевна
Тема: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России в рамках введения ФГОС, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих их людей и в обществе в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника, следовательно, одним из главных направлений работы классного руководителя в начальной школе является духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.
Почему одним из главных? Да потому что именно маленький человек растет и вместе с его взрослением идет формирование его нравственного опыта, понимание слов «нельзя» и «можно», умение поступать согласно тому, как учат в семье и в школе. Поэтому именно формирование нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте – это своеобразная школа нравственного взросления. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Каковы могут быть формы этой работы? Эта работа может проводиться и в форме:
классного собрания,
часа общения,
воспитательного часа,
это может быть экскурсия или тематическая лекция,
встречи с интересными людьми,
викторины по разным областям знаний,
КВНы,
игры-путешествия,
тренинги,
читательские конференции,
театральные премьеры.
Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:
Беседа.
Дискуссия (диспут).
Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.
В нашей гимназии существует новая форма воспитательной работы - Единый мировоззренческий день – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Заседание мировоззренческого клуба выполняет функции:
просветительную,
ориентирующую,
направляющую,
формирующую.
Единый мировоззренческий день – по своей форме – это нравственный классный час, а любой нравственный классный час будет результативен, если обсуждаемая тема учитывает:
возраст учащихся;
нравственные проблемы детского коллектива;
нравственные проблемы социума, в котором живет и формируется ребенок;
запросы учащихся по нравственным проблемам;
уровень нравственного развития учащихся.
Единый мировоззренческий день требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравственного поведения воспитанников. Если же заседание мировоззренческого клуба проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению этого мероприятия неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать эту работу.
В своей параллели заседание мировоззренческого клуба мы проводим вместе.
Определяем тему, подбор материала. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен.
В третьем классе в большей степени беседы с детьми строились на обсуждении прочитанных художественных произведений, видеоролик использовался как фон или элемент обсуждения. В четвертом классе мы подбирали художественный фильм, и уже после его просмотра шло обсуждение, в ходе которого шел поиск истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков.
Темы, которые мы рассматриваем можно разделить на группы:
Человек и природа;
Человек в обществе;
Кто я? Какой я?
Очень удалось одно из первых заседаний в области «Человек и природа» с темой «Человек царь или часть природы», в ходе которого дети сами пришли к выводу, что человек является частью природы, но на каждом из нас лежит груз ответственности за сохранение жизни на Земле.
В четвертом классе в продолжение темы было подготовлено и проведено следующее заседание «О верности, доброте и отзывчивости». В рамках уроков внеклассного чтения детям рекомендовалось прочитать повесть Гавриила Троепольского - «Белый Бим Черное ухо». Параллельно в Кукольном театре мы посмотрели одноименную постановку и после уже смотрели фильм. Такая насыщенная работа решила сразу ряд воспитательных задач:
нравственный вопрос (подробно рассмотрели поступки детей, взрослых)
патриотическое воспитание (гордость за своего земляка)
В области «Человек в обществе» на летних каникулах ребята прочитали повесть А. Гайдара «Тимур и его команда» и первое заседание в этом учебном году было посвящено просмотру одноименного фильма и обсуждению нравственных поступков главных героев повести.
Последнее заседание мировоззренческого клуба: «Кто я? Какой я?» прошло в марте. На основе сказки «Королевство кривых зеркал» мы с детьми попытались посмотреть на себя, на свои поступки, на то, как тебя воспринимают окружающие, какие качества проявляются в человеке в трудную минуту, когда он стоит перед сложным выбором.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие
социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Однако, духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

15