Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки древнерусской литературы (из опыта работы)


Духовно-нравственное воспитание школьников
через уроки древнерусской литературы
Районный методический семинар в рамках РМО
«Курс ОРКСЭ как базовое условие формирования
культурной педагогической среды»

Автор: Литвина Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ № 16» ИМРСК
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается прежде всего в слове.  Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству. Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов. Занятия ОРКСЭ в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание  эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир.
 Программные произведения русской классической литературы дают богатый материал для духовно-нравственного воспитания подростков. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания, но я хотела бы остановиться на изучении древнерусской литературе в 8 классе.
Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описании жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему. В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси мог бы, подобно А.С.Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые» пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н.А.Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное». Поэтому произведения древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени.
Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Стойкость духа её героев поразительна. Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших дальних предков – предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, их заботам о благе Родины.
«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери Древней Руси. Прошлое должно служить современности, - писал Д.С. Лихачев.
Литература Древней Руси возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков до Петровской эпохи. Она удивляет, поражает, завораживает своей красотой – красотой слога, мысли, увлекает содержанием.
Одним из жанров этой первой письменной литературы стало житие, которое описывало жизнь людей, живших безгрешно, и после их смерти христианская церковь причислила их к лику святых. Произведения этого жанра дают нам образец правильной (т.е. праведной) жизни, повествуя о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают нас в том, что праведно жить может каждый человек. Одним из таких произведений является “Житие Сергия Радонежского”, созданное Епифанием Премудрым в XV веке. Это произведение от произведений этого жанра предшествующих веков отличается тем, что жизнь героя дана в развитии, в движении. Разговор о преподобном Сергии мы заканчиваем работой по картине М Нестерова “Видение отроку Варфоломею” (которая помогает нам понять, увидеть многие черты духовного облика Сергия: боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природную скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех святочем и т. д.) и созданием презентаций.
Святой Преподобный Сергий Радонежский Не утратили своего значения для молодого поколения сегодняшнего дня и «Поучения Владимира Мономаха», которые пронизаны светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир и призывают следовать вечным человеческим ценностям.
Отвечая на вопрос: « Какие советы дает автор? Как вы их понимаете?» - учащиеся приводят цитаты в подтверждение своих мыслей: «…Не ленитесь, но за всем наблюдайте…усердно трудитесь… лжи остерегайтесь и пьянства, от него душа погибает и тело… напоите и накормите просящего… убогих не забывайте и подавайте сироте… ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его… соблюдайте слово свое… не уклоняйтесь учить увлекающихся властью…» и т.д.)
На вопрос: «Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам?» - ребята отвечают: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам и т.д.)В качестве домашнего задания учащимся было предложено обратиться с напутствием к своим сверстникам.

«Напутствие моим сверстникам»Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - первую историю любви в русской литературе. Феврония открывает собой галерею пленительных женских образов в литературе XIX века: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская; тургеневские девушки Лиза Калитина, Наталья Ласунская, Елена Стахова; некрасовские русские женщины Дарья, Орина – мать солдатская, княгиня Трубецкая и княгиня Волконская, Матрёна Тимофеевна; княжна Марья и Наташа Ростова, Сонечка Мармеладова…
Разговор о Петре и Февронии мы обычно начинаем с выяснения того, за что прославлены Богом эти святые, делаем акцент на грехе неблагодарности, на супружеской любви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на великой силе любви. Святые Петр и Феврония – пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу.
Нашим детям прививают западные традиции, рекламируя День святого Валентина, и на уроке я говорю, что у православных, есть свой День всех влюблённых – 8 июля, день памяти Петра и Февронии Муромских.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»Древнерусская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. В каждом из произведений по-своему воплощён идеал добра, противостоящего злу, древнерусская литература учит детей умению отличать истинное от ложного, видеть правильные духовно - нравственные ориентиры.