Инкрустация по пенопласту (мастер – класс)




Е.Н. Александрова



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Инкрустация по пенопласту
(мастер – класс)
Александрова Е.Н.,
педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД «ЦДТ»
Яя2015
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………4
План-конспект мастер-класса………………………………………………..6Список литературы …………………………………………………………..9Приложения 1 ………………………………………………………………..10Приложение 2 ……………………………………………………………….12
Пояснительная записка
Лоскутная пластика – один из древних способов рукоделия, который распространен во многих странах мира. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI веком.
Принято считать, что зародилось лоскутное шитье в Англии, а затем распространилось по Европе (в том числе и на Руси), Америке, Австрии. Причиной появления шитья из лоскутов (остатков, кусочков, отходов тканей, кожи, трикотажа) явилась бедность. Именно она вынуждала женщин ремонтировать одежду, из обрезков тканей, кожи, трикотажа, старой одежды делать новую, а также создавать или ремонтировать различные изделия для бытовых нужд: постельное белье, прихватки, занавески, сумки, чехлы на стулья и табуреты, коврики и др.
На Руси особую популярность она приобрела во второй половине XIX века с развитием текстильной промышленности, когда во многих городах наладился выпуск разнообразных замечательных тканей: ярких сатины, узорных ситцев, бязей, миткалей и т.д. Оставшиеся после раскроя лоскутки экономные хозяйки тоже пускали в дело. Почти в каждом доме были веселые, разноцветные лоскутные оделяла, наволочки для подушек, яркие коврики и много других предметов домашнего обихода, не только полезных, но и красивых, радующих глаз. Домашние рукодельницы со вкусом и любовью выкладывали лоскутные узоры, подобно древним мастерицам мозаики. Мастерицы собирали квадраты и треугольники в строгие геометрические орнаменты или в свободные красочные композиции, напоминающие вышивку, роспись или тканые ковры. Любое готовое изделие можно было рассматривать словно калейдоскоп. Из длинных лент, собранных из обрезков тканей, ткали полосатые напольные дорожки, называемые в народе дерюжками, настоящим произведением прикладного искусства можно считать пестрые, живописные “ляпачихи” – покрывала с густым мохнатым ворсом из обрезков тканей, заправленных в основу.
Изделия из лоскутов впитывали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным произведениям народного искусства. Пэчворк (так называется лоскутное шитье) популярен и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты. В настоящее время лоскутное шитье применяется не только и не столько из потребности экономить материалы и деньги. Эта техника стала очень модной. Она позволяет сделать красивой и неповторимой вашу одежду, создавать уют в вашей квартире. Лоскутное шитье привлекает большое внимание не только домашних рукодельниц, но и профессиональных художников, создающих панно, ковры, модели одежды.
Прежде чем приступить к работе, необходимо вычертить схему лоскутного рисунка, сделать шаблоны (трафареты) его элементов, продумать цветовое решение и подобрать ткани.
Далее выбирают способ (технику, технологию) изготовления этого изделия. Самыми распространенными техниками являются:
Один из видов лоскутного шитья – наиболее распространенный метод украшения пенопластовой основы — инкрустация.
   Инкрустация по пенопласту – довольно новая технология, которая появилась в 80-х годах XX века. Ее появление напрямую связано с огромным количеством применяемого пенопласта, как упаковочного материала, а также в строительной промышленности. Украшение пенопластовой основы необычайно увлекательное занятие. Оно по силам, как детям, так и взрослым.  Технология изготовления очень проста. Работа выполняется на пенопласте любого размера, с предварительно нанесенным рисунком. По рисунку наносятся прорези макетным ножом, а затем в отверстие вставляются различные кусочки тканей. Окончательный этап – декорирование.
      Инкрустация по пенопласту, техника, которая позволяет совмещать различные технологии. Декоративные панно можно украшать аппликацией, росписью по ткани, различными блестками, бисером и т.д. Работа отличается не только декоративностью и оригинальностью, но и сложностью, объемом и самое главное новыми идеями. Награда – это удовольствие, и интерес, а также возможность мыслить творчески, находить оригинальные решения, используя нестандартные методы обработки, беря за основу исстари известные «бабушкины» методы.
План-конспект мастер-класса
Цель мастер класса:
- знакомство и приобщение к русской культуре, посредством изучения техники «инкрустация» ткани на пенопласте, как яркое представление народных традиций декоративно-прикладного искусства.
  Задачи:
- обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
- стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;
- научить работать в технике «инкрустация» ткани на пенопласте
Раздаточный материал: тонкий фломастер, калька, пенопласт, ткань, канцелярский нож, лопатка или пилочка для ногтей, ножницы, кружево и тесьма.
Дидактические пособия и иллюстрированный материал:
образец изделия;
компьютер, проектор, экран;
учебная презентация.
Основные этапы мастер-класса:
1. Вводная часть.
1.1. Приветствие, сообщение темы, постановка цели и задач.
2. Основная часть
Теоретическая часть.
Практическая работа.
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов, совместное обсуждение.
Ход мастер – класса:
1.Вводная часть:
Приветствие присутствующих педагогов. Педагог-мастер сообщает цель и задачи мастер – класса.
2. Основная часть:
2.1 Теоретическая часть.
В толковом словаре "инкрустация" - это узор или изображение чего-либо, врезанные в поверхность изделия, которые отличаются от неё по цвету или материалу. Она бывает из мрамора, металла, дерева, цветных камней. Мы сегодня будем работать с пенопластом. Этот материал считается экологически безопасным. Он не вызывает аллергию, не имеет запаха. Из него даже производят упаковку для пищевых продуктов, посуду, игрушки.
Пенопласт сохраняет свои свойства неизменными в диапазоне температур от -80 до +100 градусов. Он почти не впитывает воду и совсем не может служить питательной средой для микроорганизмов.
Подходит для вторичной переработки, т. к. является мономатериалом, т. е. состоит на 100% из материала одного типа. С этим замечательным материалом нам предстоит иметь дело.
Инкрустация по пенопласту – это новое и необычное направление. Новое в том, что за основу берется пенопласт. А работа с лоскутками – это народное прикладное искусство, имеющие богатые многовековые традиции. В настоящие время такие изделия очень популярны. Их получают путем соединения лоскутов ткани разных расцветок. Такой вид деятельности учит детей концентрации внимания и стимулирует развитие памяти. Создавая различные узоры, ребенок должен выдерживать ритм и композицию. Лоскутная технология помогает развитию первых чертежных навыков. Воспитывает у ребенка аккуратность и бережное экономное отношение к материалу.
Мы изготовим на пенопластовой основе панно с изображением фигурки девочки в нарядном платье и шляпки. Рамку выполним в тех же оттенках, что и одежда девочки.
Для работы нам потребуется: тонкий фломастер, калька, канцелярский нож или резак, тонкая лопатка или пилочка для ногтей, плотный пенопласт толщиной 2-3 см и разные по форме и цвету кусочки хорошо выглаженной ткани (легкий, не очень толстый хлопок) и для декорирования кружево и тесьма.
2.2Практическая работа.
Из пенопласта вырезаем основу для панно, наметив тонким фломастером контур рамки. По получившимся линиям проходимся ножом (резаком).
Выбираете понравившийся рисунок, переносите его на лист пенопласта с помощью кальки. Канцелярским ножом сделать прорези по контуру рисунка на глубину 2-3 мм.
ВНИМАНИЕ! Глубина отверстий может колебаться от 5 до 10 мм в зависимости от ткани и толщины пенопласта. Если он тоньше 2 см, а углубления сделаны слишком большие, пенопласт может переломиться.
Подготовленные лоскутки ткани (они должны быть приблизительно равны фрагменту рисунка плюс припуск на заправку) с помощью пилочки или лопатка заправьте лоскутки в прорези.
Отрежьте излишки ткани, оставив только ту, которая непосредственно выглядывает по линиям.
С помощью лопаточки протолкните ткань в углубления, чтобы она осталась только на обозначенном участке пенопласта, полностью покрывая его.
Панно в технике будет смотреться намного эффектнее, если оно будет в рамке. Рамку можно сделать так: от края пенопласта вашего панно отступите приблизительно пять см (это ширина рамки) и сделайте прорезь. Пенопласт положите на изнаночную сторону ткани, и заправьте края в прорези, а лишнюю ткань отрежьте.
3. Подведение итогов, совместное обсуждение.
Итак, уважаемые коллеги, мы сегодня с вами работали по теме «Инкрустация на пенопласте». дый из Вас подумает, делаки.ие Ответы на вопросы присутствующих, обсуждение. Подведение итогов. Спасибо за внимание приятно было работать с вами.
Список литературы
1. Джанна Валли Берти, Россана Риколфи. Лоскутное шитье [Текст]: /О.Дыдыкина. – ООО «Мир книги», 2003. – 80с
2.Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: / А. К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2002. – 368 с3.Лоскутное шитье. – Пер. с итал. ООО “Мир книги”. – М.: Мир книги, 2002.
4.Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения [Текст] / М. И. Махмутов. – М. Педагогика 1977.
5.Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Скаткин, – М. Педагогика 1980.
6.Столярова А.М. “Игрушки-подушки”, издательство “Культура и традиции”. – М.:2004. 
7. http://stranamasterov.ru/node/661288. http://stranamasterov.ru/blog/28871Приложение 1




Приложение 2