Статья на темуДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Елена Валентиновна Басыгарина
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №36 г.Белгорода
 
Статья посвящена проблемам духовно- нравственного воспитания.  В ней раскрывается роль формирования нравственных понятий средствами иностранного языка, подчёркивается мысль о том, что предмет «иностранный язык» является одним из инструментов становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров.     
          Сегодня в современном обществе наблюдаются  снижение критериев нравственности, ведение антидуховной пропаганды, алчности и жестокости. Наряду с реальной действительностью остаётся актуальной проблема духовно- нравственного воспитания. Поэтому эта проблема одна из граней реализации проекта Федерального государственного образовательного стандарта.
            Так, одной из основных целей среднего (полного) общего образования является «обеспечении условий обучения и воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся, формирования гражданской идентичности, социального становления личности, самореализации в социально и личностно значимой деятельности».
 В 2011-2012 учебном году нашей школе присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Формирование внутреннего мира современного школьника через приобщение к духовному искусству». Полноценное физическое здоровье не может быть без духовного, иначе вся образовательная деятельность школы заходит в тупик. Школа ставит для решения триединую задачу: духовно-нравственное воспитание, качество образования, здоровьесбережение. На наш взгляд, только комплексное решение этой задачи дает достойное образование, воспитание и при этом сохраняет здоровье детей.
         Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Возможности воспитательного процесса через такой предмет, как «иностранный язык» уникальны. В процессе овладения иностранным языком развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности учащихся, так и личностные качества. Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний. В этой связи необходимы:
1)    ориентация воспитания в процессе изучения иностранного языка на общечеловеческие духовные ценности, лучшие национально-региональные и международные культурные традиции;
2)    использование воспитательно-педагогического потенциала произведений искусства;
3)    поиск наиболее эффективных средств повышения эффективности нравственно-эстетической воспитанности школьников, адекватных их возрастным и социально-психологическим особенностям.
В любом языке отражен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
На современном этапе развития необходимо обучать иностранному языку как средству межкультурного общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов, стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в развитии общечеловеческой культуры.
          В настоящее время «в основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений, осознание места и роли родного и иностранных языков в целостном поликультурном, полиязычном мире как средств общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Развитие средствами учебного предмета таких качеств личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной культуры». 
 На современном этапе развития расширяются функции иностранного языка как учебного предмета. Одна из основных задач программы ФГОС является «развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка».
В нашей школе обучение английскому языку ведётся по курсу “EnjoyEnglish”. Расширяется спектр социокультурных знаний и умений учащихся 5-9-х классов с учётом их интересов и возрастных психологических особенностей на разных этапах основной школы (5-7 и 8-9 классы). Целенаправленно формируются умения представлять свою страну, её культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Пред учителями английского языка ставиться задача акцентировать внимание учащихся на стремлении к взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли английского языка как универсального средства межличностного и межкультурного общения практически в любой точке земного шара; на формировании положительного отношения к английскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимание важности изучения иностранных языков в современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации.
Продолжается накопление лингвистических знаний, позволяющих не только умело пользоваться английским языком, но и осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления английского языка с русским; Формирование знаний о культуре, реалиях и традициях стран, говорящих на английском языке, представлений о достижениях культуры своего и англоговорящих народов в развитии общечеловеческой культуры.
Являясь учителем английского языка, я опираюсь в своей работе на традиции англоговорящих стран, использую на уроке воспитательный потенциал произведений искусства и музыки. Например, знакомство  с творчеством и картинами известных британских художников (Джозеф Тернер и др.), погружение в мир музыки и творчества легендарной группы Битлз, знакомство с обычаями, праздниками (Рождество, Хэллоуин, День Святого Валентина и др.). Разбирая каждую новую лексическую тему урока, ведётся целенаправленная работа по воспитанию культуры школьников, обогащения как их коммуникативного, так и жизненного опыта в новом контексте общения, расширению кругозора детей, ориентирование на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми (как в теме «Learning more about each other»), сотрудничество и взаимодействие (как в темах «Living together», «We have a lot in common» и др.), в том числе и средствами английского языка. Через просмотр фильмов, презентаций, рисунков с комментариями на английском языке, благодаря виртуальным экскурсиям по городам Великобритании,  музеям и паркам  Лондона идет процесс обогащения учащихся духовными ценностями английского народа.
Формирование нравственных понятий средствами иностранного языка – довольно сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и  общечеловеческих ценностей у  детей. Этот процесс имеет успех, если он опирается на следующие факторы:
1) учитель должен быть  образцом в понимании и проявлении общечеловеческих ценностей;
2) цели и задачи воспитательного характера, которые он ставит на каждом уроке;
3) квалифицированный анализ учебных занятий с точки зрения формирования у учащихся общечеловеческих ориентаций.
          На уроке учитель говорит с учащимися о толерантности, о чувстве уважения к представителям других народов. В процессе изучения иностранного языка учащиеся усваивают моральные нормы поведения через искусственно созданные проблемные ситуации.
В общении учащиеся имеют возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения и взаимодействия с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, получить оценку своих поступков (в диалогической речи, в дискуссиях учащиеся высказывают свою точку зрения по определенным вопросам, опираясь на знания изученной темы, отрабатываются основные формулы речевого этикета).Опора на гуманистические традиции народа - непременное условие успеха учителя, если он ставит перед собой задачу помочь учащимся в овладении  общечеловеческими ценностями. На примерах таких сказок можно научить детей оценивать свои поступки и действия взрослых, привить им интерес к культуре других народов, а самое главное, научить через средства иностранного языка прочувствовать весь колорит жизни других народов.
Слушая и читая поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети приобретают новые знания: о жизни, о труде людей, о ценностях народа, о порицаниях. Например, восприятие смысла пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственного развития подростка, а сами пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но главное в пословицах - забота о нравственном воспитании. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.  
 A good beginning is half the battle. (Хорошее начало – половина дела.) – Доброе начало полдела откачало.
Live and learn. (Живи и учись.) – Век живи – век учись.
A man is known by the company he keeps. (Человек узнается по его друзьям.) – Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
Ребенок учится через чтение пословиц и поговорок на иностранном языке понимать особенности языка, смысл передачи содержания, что не всегда легко сделать. Непременным условием успеха в этом виде работы – помогать учащимся вникать в короткий смысл перевода пословиц, учить ассоциировать их с русскими поговорками и пословицами.
     Таким образом, целостность нравственного воспитания школьников достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственные ценности формируются в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и, умение владеть собой.
 
Список использованной литературы:
1. Биболетова, М.З. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy Englishдля 2-11 классов общеобра. / М.З.Биболетова, Н.Н.Трубникова  / Титул-2010. – С.55
2.  Пассов,Е.И. Урок иностранного языка /Настольная книгапреподавателя иностранного языка / М.-Глосса-пресс Феникс-2010. - С. 640
 
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
 
1.                Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения средствами иностранного языка. [Электронный ресурс]/ Е.Б.Казакова. - 2011. –Режим доступа:  http://pedmir.ru/download.php2.                Федеральные государственные образовательные стандарты.[Электронный ресурс] 2011. - Режим доступа: http://умная-школа.рф/wiki/edu