Конспект НОД по ИЗО с детьми подготовительной группы на тему: «Работы художников в разных книгах».


Конспект НОД по ИЗО с детьми подготовительной группы на тему: «Работы художников в разных книгах».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Задачи приоритетной образовательной области: закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией.
Задачи образовательной области в интеграции: 1. Обобщать и закреплять знания детей о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какие инструменты помогают им в работе;
2. Развивать художественные способности и познавательную активность детей средствами изобразительной деятельности: техника лубочных картинок, рисование с помощью штрихов, как средство подготовки руки к письму;
3. Совершенствовать воображение, логическое мышление, диалогическую речь, умение четко отвечать на вопросы;
4. Прививать социальные навыки: подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;
5. Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций знакомых художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина) ;Предпосылки учебной деятельности: формирование умения выполнять по заданному образцу.
Оборудование для педагога: иллюстрации на мультимедийной установке, карточки для д/игры, иллюстрации к сказкам, книги,
Оборудование для детей: альбомные листы , цветные карандаши.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Художественное творчество Сюрпризный момент физминутка (ритмические движения под песню) ; пальчиковая гимнастика;гимнастика для глаз.
Чтение стихотворения
Беседа закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, Обобщать и закреплять знания детей о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какие инструменты помогают им в работе;
2. Развивать художественные способности и познавательную активность детей средствами изобразительной деятельности: техника лубочных картинок, рисование с помощью штрихов, как средство подготовки руки к письму;
Содержание ННОД (прописываем содержание)
Сюрпризный момент: появление почтальона с посылкой.
Дети вместе с воспитателем по ИЗО входят в музыкальный зал
Воспитатель ИЗО:
Сегодня, нас, наверное, ждет что-то очень необычное.
Под музыку в зал входит почтальон
Почтальон: Здравствуйте, ребята! Это дети подготовительной к школе группа. Воспитатель ИЗО: Да, это мы.
Почтальон: Я принес вам посылку.
Воспитатель ИЗО: А кто нам её прислал.
Почтальон: К сожалению, адрес отправителя размыло снегом. Распишитесь тут за получение посылки.
Воспитатель ИЗО: Спасибо вам большое, до свидания.
Почтальон: До свидания.
Воспитатель берет посылку
Воспитатель ИЗО: Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает оттуда книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! Это книга о животных. А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать).
Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы
Воспитатель ИЗО: Ребята, посмотрите, а книга то незавершенная. А что в книге должно быть? (картинки, текст, оглавление). Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги. И чтобы у нас с вами получилась красивая книга, я предлагаю вам отправиться в библиотеку и узнать, какая должна быть книга.
А чтобы попасть в библиотеку, давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3
В страну книг нас перенеси
Сердце свое для добра распахни
Дети с воспитателем оставляют книгу на подставке, произносят волшебные слова под музыку и оказываются в библиотеке.
Воспитатель ИЗО: Посмотрите, какая замечательная книжная выставка, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах?
Дети: Рисунки в книгах создают художники.
Воспитатель ИЗО: Верно. Портреты пишут портретисты, море – маринисты, пейзажи – пейзажисты. А как называют художников, которые передают свои впечатления о героях сказок?
Дети: Художники – иллюстраторы.
Воспитатель ИЗО: Молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники?
Дети: Рисуют, фантазируют.
Воспитатель ИЗО: Хорошо. А теперь подумайте, и ответьте мне, а как правильно называют картинки в книге?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель ИЗО: Верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах?
Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают.
А посмотрите на эти красочные иллюстрации? (двое детей читают стихотворения к иллюстрациям)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше лепестка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку - малышку. (Дюймовочка)
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
Воспитатель ИЗО. Ребята, как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать художник-иллюстратор?
Дети. Уметь рисовать, быть добрым, понимать детей, представлять сказку.
Воспитатель ИЗО: Молодцы, ребята. Какой материал нужен для работы художнику – иллюстратору?
Дети: Краски, кисти, бумага, вода, карандаш, палитра, краски гуашевые или акварельные, резинка. Воспитатель ИЗО: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди лишний предмет»
(Дидактическая игра «Найди лишний предмет». Кисть, лопата, краски, карандаш. Вода, корабль, холст, мольберт. Бумага, пастель, фломастер, топор) .Художники-иллюстраторы рисуют различными художественными материалами: это краски, уголь, пастель, а еще они любят рисовать цветными карандашами. И сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Дети вместе с воспитателем выполняют ритмические упражнения под песню «Карандаши»
После игры воспитатель предлагает детям пройти и сесть у м/м
Воспитатель ИЗО: Ребята, а сейчас я вам напомню, как работает иллюстратор над рисунками в книге.
Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков – набросков.
Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.
Художник – иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца.
Иллюстрации в книге могут располагаться с левой стороны, с правой, вверху страницы, внизу.
Воспитатель ИЗО: А сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру, которая называется «Узнай художника – иллюстратора». Я вам буду рассказывать о художнике, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?
Воспитатель ИЗО: Ребята, я знаю, что вы любите песенки – потешки. Вспомните такие произведения, как Сорока-белобока, «Краденое солнце», «Волк и козлята» Кто расскажет мне, какой художник рисовал иллюстрации к этим произведениям?
Дети: Юрий Алексеевич Васнецов
Воспитатель ИЗО: Верно. Какой художник иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев – животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его рисунки, пронизаны русским духом.
Дети: Евгений Михайлович Рачёв.
Воспитатель ИЗО: Этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни.
Дети: Евгений Иванович ЧарушинВоспитатель ИЗО: Молодцы. Посмотрите на его замечательные иллюстрации? Кто на них изображен?
Дети: Животные (собачка, котенок, рысь, зайчики)
Воспитатель ИЗО: А какие по характеру эти животные?
Дети: Игривые, добрые, ласковые.
Воспитатель ИЗО: А что бы вы могли им предложить?
Дети: Я бы предложил пойти ко мне в гости, я бы с ними поиграл, я бы покормил его. А я бы познакомил его со своими родителями, друзьями.
Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
Воспитатель ИЗО. В чём заключается работа художника-иллюстратора?
Дети. Он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами.
Воспитатель ИЗО. Что становится результатом труда художника-иллюстратора?
Дети. Красивая книжка.
Воспитатель ИЗО. В чём польза его работы?
Дети. Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее.
Воспитатель ИЗО: Мы сегодня много с вами вспомнили о художниках-иллюстраторах, о том, как они создают книги и рисуют в них иллюстрации. И сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и доделать нашу книгу о забавных животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3
В детский сад нас верни
Дети с воспитателем оказываются в детском саду.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Художественное творчество Самостоятельная деятельность детей Совершенствовать воображение, логическое мышление, диалогическую речь, умение четко отвечать на вопросы;
Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций знакомых художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина) ;Содержание ННОД (прописываем содержание)
Ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет дорисовать красивые иллюстрации к нашей будущей книге о животных. Посмотрите внимательно на обложку книги. В какой технике она выполнена? И сейчас, каждый будет рисовать любое понравившееся ему животное в технике лубочных картинок.
А перед работой давайте подготовим наши ручки к работе.
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Итог Рефлексия
Выставка работ закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией.
Учить детей видеть прекрасноеОценивать свою работу и работу товарищей
Содержание ННОД
По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.
ИЗО: Ребята, как красиво вы дорисовали иллюстрации в нашей будущей книге. А расскажите мне, каких животных вы рисовали.
Ребята рассказываю про то, что и как они сейчас рисовали.
Воспитатель ИЗО: Ребята, а что вам больше всего сегодня понравилось?
Ответы детей
Воспитатель подводит дифференцированную оценку детской деятельности.