Конспект интегрированного урока музыки и литературы «Бунин и Рахманинов»

Интегрированный урок: русская литература – МХК

Учебный предмет: русская литература – МХК
Класс: 11 (гуманитарный)
Кочеткова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Пономарева Ольга Николаевна, учитель музыки и МХК
Тема урока: «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного» (И.А.Бунин и С.В.Рахманинов)
Вид урока: интегрированный урок
Форма проведения: творческая мастерская
Технологии: развития критического мышления, коллективной мыследеятельности, проблемного обучения, проектная, ИКТ
Методы: системно-деятельностный, метод учебного проектирования, исследовательский метод
План урока
Мотивационный этап
1. Введение в тему. Мелодекламация стихотворения И.А.Бунина «О, мука мук!..» на фоне музыки С.В.Рахманинова.
2. Определение целей и задач урока.
3.Постановка проблемных вопросов:
Что представляли собой И.А.Бунин и С.В.Рахманинов как творческие личности?
Что общего в их духовном мире и почему так тонко и выразительно созвучие поэзии И.А.Бунина и музыки С.В.Рахманинова?
Творческая мастерская
Становление И.А.Бунина и С.В.Рахманинова как творческих личностей. (Мини-экскурсия. Презентация мини-проектов учащихся).
Пересечение земных дорог С.В.Рахманинова и И.А.Бунина (Сообщения учащихся с использованием презентаций. Заочная экскурсия в Грасс)
Слияние двух муз (Выявление музыкальности лирики И.А.Бунина на примере стихотворения «Музыка вечера». Знакомство с романсами С.В.Рахманинова на стихи И.А.Бунина «Ночь печальна», «Я опять одинок»).
Взаимопроникновение поэзии и музыки (Работа в творческих группах. Составление учащимися эмоционально-ассоциативного ряда в форме синквейна)
III. Вывод. Ответы учащихся на проблемные вопросы.
IV. Рефлексия
План-конспект урока
Тема урока: «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного» (И.А.Бунин и С.В.Рахманинов)
Цели урока:
обучающие:
- вызвать интерес учащихся к изучению жизни и творчества И.А.Бунина и С.В.Рахманинова;
- познакомить с переплетением творческих судеб двух представителей великой русской культуры И.А.Бунина и С.В.Рахманинова;
- формировать навыки самостоятельно анализировать поэтические и музыкальные произведения, выявляя их своеобразие, и умение чувствовать взаимопроникновение поэзии и музыки.
развивающие:
- создать условия для развития творческой активности учащихся в процессе художественно-эстетического постижения поэзии И.А.Бунина и музыки С.В.Рахманинова;
- развивать умения и навыки сопоставительного анализа художественного текста и музыкального произведения;
- способствовать созданию творческой среды для самовыражения каждого учащегося и развитию критического мышления.
воспитательные:
- воспитывать любовь к поэзии и музыке;
- на примере жизни и творчества И.А.Бунина и С.В.Рахманинова формировать нравственные и эстетические качества учащихся, чувство патриотизма.
Методическая цель: показать возможности технологий коллективной мыследеятельности, развития критического мышления, обосновать методическую целесообразность исследовательских проектов и работы в творческих группах.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: интегрированный урок
Форма проведения: творческая мастерская
Оборудование: экспозиция литературно-краеведческого музея И.А.Бунина МБОУ гимназии №1, раздаточный материал (стихи И.А.Бунина, словарь эстетических эмоций), презентация, фотоматериалы, аудиозаписи, схема синквейна, мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Мотивационный этап
1. Введение в тему.
На экране портреты И.А.Бунина и С.В.Рахманинова.
Мелодекламация стихотворения И.А.Бунина «О, мука мук!..» на фоне музыки С.В.Рахманинова.
Учитель литературы: вы услышали строки стихотворения И.А.Бунина «О, мука мук!..» и «Элегическое трио» для струнных соль минор С.В.Рахманинова - произведения двух гениев русской национальной культуры.
Они были певцами России и прославляли её, достигнув мирового признания. Их жизнь и творчество - образец верности своему призванию, красоты человеческих отношений.
Учитель МХК: Рахманинов страстно любил поэзию и однажды даже написал «белые» стихи:
Учитель:
Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдалённый вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу;
Это любовь! Сестра музыки - это поэзия, а мать её грусть!
И.А.Бунин никогда не писал музыки, но ставил её высоко, считая сильным, чувственным искусством.
Цель нашего урока: выявить переплетение судеб И.А.Бунина и С.В. Рахманинова, прочувствовать взаимопроникновение поэзии и музыки в произведениях великих творцов.
Перелистывая страницы их жизни и творчества, мы прикоснемся к удивительному миру русской национальной культуры и попытаемся найти ответы на следующие вопросы:
Что представляли собой И.А.Бунин и С.В.Рахманинов как творческие личности?
Что общего в их духовном мире и почему так тонко и выразительно созвучие поэзии И.А.Бунина и музыки С.В.Рахманинова?

Творческая мастерская
1. Становление И.А.Бунина и С.В.Рахманинова как творческих личностей.
Учитель:
А сейчас мы с вами совершим почтительный экскурс в историю, познакомимся со становлением двух творческих личностей, проследим, как формировалась лирическая природа их дарований, умение выразить сокровенное.
Учащиеся: мини-экскурсия «Истоки музыкальности поэзии И.А.Бунина», с использованием экспозиции литературно-краеведческого музея И.А.Бунина МБОУ гимназии №1.
«Я происхожу из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей»
Иван Алексеевич Бунин ярчайший представитель старинной фамилии. Его редкий художественный дар, «повышенная впечатлительность, унаследованная не только от отца и матери, но и от дедов, прадедов, явление феноменальное. И.А.Бунин гордился тем, что в их роду было много талантливых людей, проявивших себя и в искусстве, и на государственной службе: В.А.Жуковский, А.П.Бунина, П.П.Семенов-Тянь-Шанский. В Гербовнике род Буниных отнесен к тем, чье происхождение «теряется во мраке времен». И.А.Бунин всю жизнь чувствовал знатность своего рода, гордясь и радуясь, что он «не из тех, у кого нет ни рода, ни племени». По воспоминаниям В.Н.Муромцевой, семья Буниных была очень яркой, с резко выраженными чертами характера, страстей и дарований. Все они были сильно привязаны друг к другу, считали себя какой-то особенной семьей.
Музыка в семье И.А.Бунина.
Отец, Алексей Николаевич Бунин, был очень музыкален. Он чудно пел, знал десятки старинных, никому уже не известных песен, сам подыгрывал себе на гитаре.
Мать, Людмила Александровна Бунина, была очень нежной, склонной к печали, к грустным предчувствиям. Она любила поэзию и умела красиво, по-старинному читать стихи; много знала наизусть стихотворений Пушкина, Жуковского. Мать была для него особым существом, с ней он чувствовал глубинную духовную связь. Именно мать подарила Бунину первое знакомство с литературой, книгами, заложила основу творческого пути будущего поэта.
Большим переживанием девятнадцатилетнего И.Бунина стала встреча с классической музыкой, услышанной в доме брата Юлия в Харькове. До этого он слышал только крестьянские песни да романсы в исполнении отца. «Таинственный» музыкант восхитил Бунина своей игрой, исполняя произведения Генделя, Гайдна, Баха, Моцарта, Бетховена...
Чувственное восприятие совершенства мира – основа музыкальности поэзии И.А.Бунина;
Музыку Бунин слушал вдумчиво, пытаясь проанализировать услышанное и понять, что в музыке особенно трогает его. Удивительно было в нём это вслушивание и собственный глубинный голос, определяющий ценность всего, что ему доводилось слышать.
Такое критическое, почти болезненное отношение станет присуще Бунину и в его творчестве. В поздние годы он признавался: «Какая мука найти звук, мелодию Пока не найду звук, не могу писать».
Точная направленность поиска, способность уловить звуковую характеристику образа, облика, пейзажа была свойственна поэту. Именно здесь, на Липецкой земле, он рос, познавал мир и « жизнь в этом глухом и все же прекрасном краю»
Еще усадьба спит В саду еще темно,
Недвижим тополь матово-зеленый,
И воздух слышен мне в открытое окно,
Весенним ароматом напоенный
Чувственное восприятие совершенства мира – отличительная черта чистой, восприимчивой, честной натуры Бунина, его зоркого ума и основа музыкальности поэзии.
2) Учащиеся представляют презентацию мини-проекта «Формирование музыкального вкуса С.В.Рахманинова»:
Древние корни рода Рахманиновых;
Происхождение уникального музыкального дара Сергея Рахманинова видно по отчётливо проявленным способностям его предков, ведущих свой род от молдавских господарей Драгошей. Фамилия Рахманинов берет свое происхождение от прозвища «рахманин», данное одному из предков, что значит щедрый, добрый, открытый.
Отец будущего композитора, Василий Рахманинов, был человеком общительным, с веселым нравом и невероятный фантазёр.
Любовь Петровна Рахманинова, мать композитора, была доброй, задушевной, на редкость обаятельной женщиной, благожелательной к людям, и многие её черты перенял Сергей Рахманинов. Многосторонне одаренная, она знала языки, пела, была начитана, прекрасно играла на фортепиано.
В трудный период детства бабушка, Софья Александровна Бутакова, стала для мальчика самым близким человеком. Она дарила маленькому Сереже любовь и радость, позволяла шалить и вволю резвиться на лоне природы.
Роль семьи в формировании музыкального вкуса Сергея Рахманинова;
Говорить о пережитых впечатлениях Сережа не умел, и поэтому на пятом году жизни начал воспроизводить их на фортепиано, которое с тех лет стало его лучшим другом. Музыкальный вкус Сергея Рахманинова формировался в раннем возрасте. Влияло на это многое: церковные колокола, народные песни, домашнее музицирование родителей.
Одной из ярчайших одарённостей отца Сергея Рахманинова Василия Аркадьевича была игра на рояле. Он любил и сочинять, и нередко часами сиживал у рояля, подбирая что-то такое, чего никто не знал, но слушать его хотелось без конца.
Любовь Петровна дала сыну первые уроки игры на рояле. Она всё настойчивее задумывалась о музыкальной карьере Сергея и пригласила для него педагога- музыканта.
Самыми изумительными музыкальными впечатлениями всего детства Рахманинов был обязан своей сестре. Именно сестра впервые ввела его в мир музыки. Она сыграла в жизни Рахманинова почти такую же роль, как старший брат в судьбе Ивана Бунина.
Дед, Аркадий Александрович Рахманинов, услышав смелую игру внука, сел рядом и стал играть с Сергеем в четыре руки. Импровизированный ансамбль удался на славу, что привело деда в неописуемый восторг.
Русская земля – источник вдохновения С.В.Рахманинова.
В родных новгородских краях в восприимчивую душу будущего музыканта вливалось глубинное чувство родины, к общенациональной духовной культуре, к народной традиции.
Произведения Рахманинова иногда называют «мелодиями - далями», подчеркивая их эпичность. В звучании его музыки возникает широкая равнинная Россия, певучая душа народа.
Рахманинов говорил: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская музыка»
Учитель:
Что же стало объединяющим звеном между двумя великими людьми и оказало влияние на их творческий мир?
Учащиеся отмечают:.
- Роднила Бунина и Рахманинова лирическая природа их дарований, умение выразить сокровенное.
- Восхищение неяркой красотой средней полосы России.
- Искренняя и чистая любовь к родному краю.
2. Пересечение земных дорог С.В.Рахманинова и И.А.Бунина
Учитель. Личные и творческие взаимоотношения И.А.Бунина и С.В.Рахманинова – одна из интереснейших страниц в истории русской культуры ХХ века. Оба они жили в бурную эпоху потрясений, крутых поворотов истории. Оба оказались в эмиграции, познали горечь, боль оторванности от родной земли. Пересекались земные дороги И.А.Бунина и С.В. Рахманинова, сходными были их думы, чувства, стремление к синтезу слова и музыки.
Учитель литературы: Как же зарождалась и крепла дружба великих сынов русской земли?
1)Начало дружбы
Первая встреча Бунина и Рахманинова произошла в Крыму в апреле 1900 года после очередного спектакля Художественного театра. В ресторане гостиницы «Россия» состоялся ужин, на котором присутствовали многие знаменитости, бывшие в эти дни в Ялте. Случайно за столом Бунин и Рахманинов оказались соседями. Потом вышли на террасу, спустились на набережную и говорили, говорили о все горячей и радостнее уже о том чудесном, что вспоминалось из Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова.
При первой встрече в Ялте между ними произошло нечто подобное тому, что бывает только в романтические годы молодости, когда люди могут проводить целые ночи в разговорах о прекрасном, вечном, о высоком.
Так началась дружба Рахманинова и Бунина. Их встречи впредь будут немногочисленны и нечасты, но то общее, что открыли они друг в друге в памятную для обоих ялтинскую ночь, всегда притягивало их. На прощание Рахманинов сказал: «Будем друзьями навсегда!» Через несколько дней они расстались, но уже не теряли связи друг с другом
Учитель МХК:
2) Путь к мастерству
Наступал двадцатый век. Вместе с ним Бунин и Рахманинов тоже начинали новый этап своей деятельности.
Бунин 1900 год для Бунина оказался плодотворным: он написал тогда вдохновенную поэму «Листопад» и многие другие стихотворения. Готовил к печати «Антоновские яблоки».
Сентябрь и октябрь Бунин провёл в Москве и Петербурге, где общался с издательствами по вопросу выхода своих книг. В 1901 году вышел сборник его стихов под общим заглавием «Листопад».
В последующие годы Бунин написал много стихотворений и рассказов. Стал почётным академиком Петербургской академии наук (1909). Поэту трижды присуждалась Пушкинская премия.
Этот период в жизни Рахманинова был не менее плодотворным. Он создает свои знаменитые концерты для фортепиано с оркестром, прелюдии, симфонии, симфонические поэмы «Остров мертвых» и «Колокола», романсы, в том числе, знаменитый «Вокализ».
Много концертирует как пианист и дирижер.
Бунин и Рахманинов входили в зенит своей славы. Оба они - каждый по-своему - несли глубоко современное понимание того, как раскрыть в творчестве жизнь общества, выразить искания души героя своего времени.
Оба художника указывали главное направление на этом перепутье: это великая, сердечная человечность, любовь к прекрасному в людях, к земле, к будущей жизни.
3)В эмиграции. (Сообщения учащихся с использованием презентации. Заочная экскурсия в Грасс. Материалы предоставлены учащимися нашей гимназии, посетившими виллу «Бельведер»)
Двадцать третьего декабря 1917 года семья Рахманиновых покинула Россию, выехав из Петербурга в Стокгольм. Так началось их «беженство». С 1918 года Рахманиновы живут в Америке.
В середине февраля (по новому стилю) 1920 года Бунины прибыли в Константинополь. Вскоре уехали во Францию. С друзьями, которые находились в других странах, Бунины первое время жизни в Париже не имели никаких связей. Особенно трудно было сообщаться с Америкой, куда после 1917 года уехали многие знакомые. Ничего не знали Бунины и о семье Рахманиновых. Вообще в эти годы они как-то «потерялись» и перестали поддерживать связь.
Так и они лишились родины
А в сердце не утихала тоска по родине. Как и Рахманинова, Бунина она везде «преследовала.
Бунину было около пятидесяти лет а Рахманинову почти сорок пять, когда им пришлось всё начинать сначала. Чувствуя ответственность не только за семьи, оба они испытывали боль за всю Россию: «жалкую, грязную, обесчещенную, расстрелянную и уже покорную»...
В 1924 году их дороги вновь пересеклись. Узнав о трудном материальном положении Бунина, Рахманинов быстро отреагировал, послав другу денежный перевод.
Разлука с Россией в годы эмиграции была мучительной для Бунина и Рахманинова, но не погасила их творческого духа. В трудные годы они по-настоящему нуждались друг в друге, искали встреч. А сколько искренней озабоченности, душевной привязанности содержат их письма друг к другу.
В 1926 году в Грассе состоялась первая заграничная встреча соотечественников.
. К сожалению, встречи Бунина и Рахманинова на отдыхе случались редко. Заботы о близких, работа поглощали время, оставляли мало места для личного, разводили друзей. Но их объединяло и согревало за границей обостренное чувство Родины. У Бунина есть такие строки, рожденные на чужбине:
Звезда мелькает золотая
В зеленом небе, в облаках,
Кому горит она блистая?
Она горит душе моей,
Она зовет, я это знаю
С первоначальных детских дней,
К иной стране, к родному краю!
Рахманинов также любил все, что напоминало ему Россию.
3.Слияние двух муз
И.А.Бунин и Рахманинов всегда восхищались неяркой красотой России, не ограничиваясь созерцанием, давали «с природой часть своей души», испытывая чувство «несказанной загадочности, прелести мира и жизни». Они сумели передать многоголосье природы и тишину.
Музыка поэзии И.А.Бунина (Анализ стихотворения «Музыка вечера»).
Рахманинов ценил Бунина как поэта. Композитор находил и любил внутреннюю музыкальность стихов друга, его привлекали выразительнейшие «бунинские интонации музыки русской природы» и считал, что «Бунин все по-особенному слышит». Удивительно, но эта музыкальность в поэзии Бунина проявляется уже (еще) в ранних стихах.
Звучит стихотворение «Музыка вечера», написанное в 1886г
(Учащиеся анализируют стихотворение «Музыка вечера»).
Прослушав стихотворение в исполнении ученицы, учащиеся анализируют его, выявляют полифонию звучания природы (своеобразный концерт, в котором звучат бас цапли, хор лягушек, стрекотанье кузнечиков, резкий скрип коростели, звонкий гул мошек). Определяют лирическую природу дарования поэта, находят подтверждение словам Рахманинова: «Бунин все по-особенному слышит».
Знакомство с романсами.
С.В.Рахманинов написал два чудесных романса на тексты стихотворений Бунина: «Я опять одинок» и «Ночь печальна»
Они были написаны в тамбовской Ивановке, где сложился взгляд Рахманинова на свою деятельность, созвучный девизу Бунина «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного».
Оба «бунинских» романса Рахманинова представляют собой удивительные образцы слияния поэтического и музыкального творчества двух художников. Первый романс, «Я опять одинок», поражает своим несмиряющимся порывом страстной, любящей души. Горестный речитатив становится яркой темой отчаяния, которая поручена пианисту, в то время как певец скорбно оканчивает свой монолог. Музыка романса «Ночь печальна» более нежна, созерцательна, в ней красиво переплетены народно-песенные и романсно-речитативные интонации, всплескивающиеся в средней части.
Оба романса написаны в 1906 году. Но как удивительно предвидение двух гениев. В них предчувствие предстоящих страданий и одиночества.
После прослушивания вам предстоит работа в двух творческих группах по составлению синквейнов по разным романсам (схема на доске). Свои варианты синквейнов представители групп записывают на интерактивной доске.
А сейчас мы с вами услышим эти удивительные произведения.
(звучат романсы)
Работа в творческих группах: составление синквейна с последующей записью на доске.
Учитель: Что же объединяет эти произведения?
Найдите точки взаимопроникновения поэзии и музыки.
Учащиеся отмечают.

Вывод. Ответы учащихся на проблемные вопросы:
Что представляли собой И.А.Бунин и С.В.Рахманинов как творческие личности?
Что общего в их духовном мире и почему так тонко и выразительно созвучие поэзии И.А.Бунина и музыки С.В.Рахманинова?
IV. Рефлексия
15