«Уноси мое сердце в звенящую даль» (С. В.Рахманинов. Романс «Сирень»)

«Уноси мое сердце в звенящую даль»
(С. В.Рахманинов. Романс «Сирень»)

Шатохина Юлия Артемовна- учитель музыки

Задачи:
Познавательная: сформировать у учащихся представление о русском музыкальном искусстве, индивидуальном композиторском стиле С.В.Рахманинова.

Образовательная: Познакомить с жанром романса, опираясь на романс «Сирень». Определить закономерности строения, а так же произвести сравнительный анализ с уже знакомым образцом жанра романса другого автора– «Благословляю вас, леса» П.И.Чайковского.

Развивающая: развитие у учащихся склонностей к анализу музыкальных произведений. Научить выявлять общие закономерности произведений одного жанра (романса) посредством осознания элементов их языка. Помочь учащимся ощутить жанр романса психологически доступным и понятным.

Воспитательная: ознакомление учащихся с содержанием и музыкальным материалом романсов «Сирень» С.В.Рахманинова и «Благословляю вас, леса» П.И.Чайковского , способствующим эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Обоснование: данный урок является уроком комплексного применения ЗУН, так как идет работа с уже известными понятиями «жанр», «романс», «язык», «образ», «тема». Взаимосвязь общих и специфических средств музыкальной выразительности , их воздействие на создание художественного образа.
Форма урока: групповая.

Методы учебной деятельности: творческие, исследовательские.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Музыкальный материал: Романс С.В.Рахманинова «Сирень», романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса»; а так же фрагменты романсов:
- Гурилева «Колокольчик»
- Глинки «Жаворонок»
- Рахманинова «Весенние воды»

Песня «Музыка» Струве


План проведения:

1. Организационный момент.
2. Введение. Определение темы и цели урока.
3. Проверка знаний учащихся: выявление общего и различий между жанрами песни и романса.
Образы природы в вокальной музыке. Музыкальная викторина.
4. Романс С.В.Рахманинова «Сирень»: прослушивание, вокализация с пластическим интонированием. Работа над музыкальными особенностями. Обсуждение в соответствии с планом:
1) Музыкальный образ;
2)идея;
3)Средства музыкальной
выразительности (мелодия, сопровождение, форма)
5. Романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса»: прослушивание фрагмента романса. Работа над музыкальными особенностями. Сравнительный анализ с романсов «Сирень» и «Благословляю вас, леса» по плану:
1) Музыкальный образ;
2)идея;
3)Средства музыкальной
выразительности.

6. Обобщение знаний. Особенности мировоззрения двух композиторов.
7. Пение песни «Музыка» Струве.
8. Конец урока.
На экране: «Уноси мое сердце в звенящую даль»


Сегодняшний наш урок – является продолжением темы большого раздела «Мир образов романсов и песен», который мы с вами изучаем с начала этого года.
В центре урока – знакомство с романсом величайшего русского композитора С.В. Рахманинова «Сирень». Но это будет не совсем привычное для нас исследование. Нам так же предстоит провести сопоставление этого романса с другим, а именно -с романсом П.И. Чайковского «Благословляю вас, леса».
Но прежде, давайте еще раз вспомним, что нам известно о романсе, каковы его особенности и в чем его отличие от песни.
(Ответы учащихся)

Вы назвали достаточно много признаков жанра. Теперь у доски это нужно систематизировать.
На экране: жанровые признаки песни и романса.
(Работа учащихся в группах)

Ребята, а вы обратили внимание на то, что нередко в романсах присутствует тема природы: герой романса общается или как-то иначе взаимодействует с природой – образ природы помогает лучше раскрыть внутренний мир героя.

Давайте вспомним некоторые из них:
- Гурилев «Колокольчик» - исполнение 1 куплета всем классом
- Глинка «Жаворонок» - исполнение всего романса.
- Рахманинов «Весенние воды» - прослушивание фрагмента

Во всех этих романсах природа – одно из главных действующих лиц. Как вы думаете, созвучно ли настроение героев этих романсов природе?

С.В.Рахманинов написал много романсов – и «Весенние воды» и «Островок» и «Сирень» –всех их объединяет удивительное свойство – особый мелодизм, который присущ всей музыке Рахманинова. Его мелодии очень искренни и сердечны, наполнены настоящими живыми чувствами.

Давайте вместе послушаем романс «Сирень» С.В. Рахманинова и попытаемся охарактеризовать особенности музыкального образа романса.

Прослушивание романса «Сирень». На экране картина А.В.Лентулова «Цветы» и слова романса «Сирень»

Работа у доски по плану:
1.Музыкальный образ.
Вопрос: Есть ли развитие образа, есть ли здесь смена чувств? Где кульминация ?– см. ТВ. Тетрадь стр.13
2. Идея.
3. Средства музыкальной выразительности:
мелодия
– вокализация
пластическое интонирование
докажите, музыка отражает текст
сопровождение
вступление и заключение
миниатюра-1-частная


А сейчас нужно сопоставить этот романс с другим романсом, который нам знаком с третьего класса – это «Благословляю вас, леса» Чайковского.
Давайте послушаем небольшой фрагмент романса.

- Чайковский «Благословляю вас, леса» - прослушивание фрагмента.
На экране картины К. Васильева.


Работаем по тому же плану.



Чайковский «Благословляю вас,
леса»
Рахманинов «Сирень»

Музыкальный
Образ
Романс-монолог
Человек- странник, мудрец
Романс-зарисовка
Человек, юный душой

Идея
Прославление природы и слияние с ней человека
Слияние человека с природой

Средства музыкальной
Выразительности



Мелодия
Широкая, распевная, большого диапазона и дыхания
Рождается из отдельных мотивов, небольшой диапазон, вьется как лента.

сопровождение
Большое вступление – торжественность, хорал.

Маленькое вступление- повторяющаяся фигурация- воздух

форма
Сложная куплетная с измен.
Одночастная миниатюра


Обобщение: Итак, сегодня состоялось знакомство с двумя великими образцами романсной музыки XIX века: романсом «Островок» Рахманинова и романсом «Благословляю вас леса» Чайковского. Мы сопоставили эти два произведения. Какие разные романсы! Оба объединяет идея слияния человека с природой, но эта тема развивается по-разному! О чем это говорит?
Как вы думаете, не случайно Чайковский берет для романса стихи К.Толстого, а Рахманинов стихи Бекетовой? В этих героях они отождествляют себя, это их понимание жизни, это их внутренняя гармония.
Наш урок подошел к концу. Как жаль расставаться с прекрасной музыкой!

Давайте в конце нашего урока споем песню современного композитора, которая как романс наполнена мелодизмом, а ее слова – наполнены любовью к природе и гармонии.

Исполняется «Музыка» Струве.

Наш урок окончен.
На экране: До новых встреч!









13PAGE 14115


13PAGE 14115