Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников


Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников.
В нашей стране за последние десятилетия прошли серьезные изменения, такие же изменения наблюдаются и в гражданах России. Это проявляется в отношении к своей стране, истории, современным событиям, которые происходят на Украине.
Патриотическое воспитание сегодня – задача актуальная и для общества в целом, и для школы в частности. Происходящие в этой сфере процессы свидетельствуют как об определенных достижениях в данной области, так и об известной шаблонности, отсутствие новых идей и концепций в подходах к решению этой крайне актуальной проблемы.
Вопросы патриотического воспитания многогранны, сложны и остры учителя, педагоги и воспитатели призваны их осмыслить и разрешить.
В России патриотическое воспитание всегда входило в область важнейших государственных интересов. Важностью патриотического воспитания для нынешней России объясняется издание постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»». Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Патриотическое воспитание детей и молодёжи считается приоритетным направлением программы, при этом акцент делается на осуществление в образовательных учреждениях совместной воспитательной работы школы, семьи, других учреждений и общественных организаций.
Основными задачами патриотического воспитания являются:
1.Формирование у подрастающего поколения любви к своей «малой Родине», готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
2. Воспитание чувства патриотизма на примере истории воинской доблести и солдатской славы.
3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края, проведение мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества.
4.Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.5.Формирование расовой, национальной религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.6.Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной жизни.
Патриотизм – это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном ,самоотверженном служении Родине.
Цели патриотического воспитания реализуются на уроках гуманитарного цикла – истории, обществознании, литературе, но наибольший воспитательный эффект воздействия на детей принадлежит внеурочной деятельности. Основные особенности патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.
В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.
У учащихся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа
В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России .Важно прививать школьникам чувство патриотизма на этапе 5-8-х классов, когда приходит понимание ценности человеческой жизни, уважения достоинства, способности к состраданию; приходит осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и преумножает историко-культурное и духовное наследие; происходит осознание учащимися смысла своего существования на планете, любовь и бережное отношение к природе.
Большое значение в воспитании патриотизма имеет эмоциональное воздействие. Важен эмоциональный фактор, поскольку эмоции оказывают мотивирующее влияние на результативность деятельности. Они в воспитании чувства патриотизма, как, впрочем, и любого другого нравственного качества, - необходимейшее слагаемое эффективности. Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов, восторг перед красотой и неповторимостью природы страны, чувство благодарности ратным подвигам русского народа, спасшего Европу от нашествия наполеоновской армии и фашистской чумы, и тут же – горечь за огромные людские жертвы XX столетия, беспокойство и боль за экономические и социальные проблемы сегодняшней России, а главное – чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, в формировании которого и заключается эффективность развития патриотизма у подростков39 .
Следование традициям в воспитании подрастающего поколения играет важную роль. В ряде наиболее важных традиций можно назвать такие: беспредельная преданность народу, непримиримость к врагам Отечества, верность общественному, воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, высокий гуманизм поступков. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. Героические традиции не только становятся элементом нашего мировоззрения, нашей духовной культуры, но и материализуются в экспонатах музеев и комнат боевой славы, историях частей и кораблей, памятниках и мемориалах, празднованиях выдающихся дат истории нашего народа.
Не менее важным условием патриотического воспитания учащихся является тесная связь с родителями. Неверно полагать, что воспитывая любовь в семье, тем самым уже прививается любовь к Родине, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. К сожалению, в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в семьях, особенно в молодых, вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и нередко вызывают лишь недоумение42.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, селу, посещение музеев, участие в каких-либо конкурсах.
Работу по патриотическому воспитанию можно осуществлять через кружки, факультативы, организацию различных праздников. Интересны и познавательные встречи со знаменитыми людьми своего края. Знакомство учащихся со своей малой Родиной можно начать с экскурсии по родному селу, по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением будут открывать для себя красоту этих домов. Повысится их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний о малой Родине, о народных традициях. Всё это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется в каждом ученике в лично заинтересованном, неравнодушном отношении к ней.
Большое значение для воспитания патриота имеют также тематические недели, классные часы. Рассказывая о природе, можно связать её с событиями, которые происходили, например, во время Великой Отечественной войны. Говоря о лесе, связываем его с партизанским движением, потому что он стал защитой и охраной для партизан, освобождавших свою Родину – Россию – от немецко-фашистских захватчиков. Патриотизм – по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.
На уроках истории и обществознания задача патриотического воспитания реализуется со всей полнотой. Здесь мы особенно часто встречаемся с привычными понятиями «Родина», «родная земля», «родной край», «защита своей Родины», «патриоты» и т.д. Эти понятия, прежде всего, обозначают то место на Земле, ту территорию, где ощущаешь себя в своей среде, под защитой, где окружающие люди говорят на понятном друг другу языке, близки по образу жизни, культуре, мироощущению. На личностном уровне патриотизм выступает, как устойчивое свойство человека почитать общественные и семейные традиции и обычаи, питать глубокие чувства любви и уважения к родным и близким, испытывать гордость за их достижения.
Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству.
Русские люди во все времена с глубоким сознанием шли на лишения, и даже самопожертвования во имя свободы Отечества, показывали стойкость и массовый героизм при его защите. Особо проявляется чувство патриотизма при защите Отечества.
На уроках стараюсь раскрывать подвиги героев так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и летчик Петр Нестеров, который совершил первый в мире воздушный таран вражеского самолета в годы первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны его подвиг повторили около 650 советских летчиков. Воспитательная значимость исторического факта налицо. Известный педагог В.А.Сухомлинский по этому поводу писал сыну- студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это фашисты, но покорить нельзя».
А иначе как объяснить подвиг защитников Брестской крепости, находившихся в окружении, без связи и боеприпасов, около месяца наносивших урон захватчикам. « Умираю, но не сдаюсь!» - эти надписи на стенах казематов говорят о беспримерном мужестве пограничников, первыми встретившими врага. Война 1941-1945 годов явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившей самосознание народа – победителя. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная война – главное событие в истории нашей страны 20 века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории.
На уроках я использую следующие формы работы:
- визуальные источники ( картины, рисунки, фото…) которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала. (рисунки особенно популярны в 5-7 классах)
Старшеклассники привлекаются к созданию презентаций.
Кинофрагменты. Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.
Среди школьников среднего звена так же большой интерес вызывает составление исторических кроссвордов, для многих детей это хороший способ улучшить свою успеваемость и выполняют они эту работу охотно и большим интересом.
Так же нравится составление анаграмм, т.е слов, образованных путем перестановки букв. На своих уроках стараюсь развивать мышление и кругозор учеников, давая задания по истории родного края, например: «Узнайте имена героев Советского Союза, проживавших в нашем районе», «кто из ваших родственников принимал участие в ВОв»
Важной является и исследовательская деятельность школьников, ведь изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением. Изучение прошлого своей семьи, села, школы,района дает возможность будить интерес у ребенка у ребенка к родословной своей семе, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь, а это помогает становлению гражданина, патриота великой России. 
Заключение
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.