Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе краеведческого материала


С.В. Бугаева
МБОУ СОШ №54, Воронеж
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…» - эти слова принадлежат А.С. Пушкину. Человек не может полноценно развиваться, если не знает своего прошлого, не интересуется историей и культурой государства, в котором он живёт.
В настоящее время происходит общее снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Поэтому возникает необходимость формировать индивидуальную нравственную культуру, знакомить с духовными ценностями народа. Это целесообразно делать именно в период, когда бурно идёт процесс социализации ребёнка, то есть в младшем школьном возрасте.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. [7]
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,
— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Формирование духовно-нравственного воспитания в школе, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента.
Мой дом, моя улица, район, мой Воронеж, моя Россия - вот этапы взросления нашего ребёнка, его социализации, становления будущего гражданина.
Краеведение - знание, понимание своего края, своей малой родины, именно оно связывает нас с индивидуальным жизненным пространством, которое формирует самосознание личности.
Передача культурного наследия от поколения к поколению более зрима и понятна для ребёнка именно в этом культурологическом пространстве.
И не случайно на первом месте семья, ибо именно в семье, в её традициях, укладе и закладываются самые крепкие основы духовно-нравственной позиции ребёнка.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “Отечество”, “малая родина”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.
Более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Обобщая опыт работы по духовно-нравственному воспитанию с использованием краеведческого материала, хочется представить самые интересные и значимые проекты педагогической деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных ориентиров, воронежской культуры на основе краеведческого компонента.
Уроки по предмету. УМК «Начальная школа XXI века» (автор Н.Ф. Виноградова) - этот комплект построен по принципу личностно-ориентированного обучения. Программа основана на принципах развивающего обучения. С первых уроков дети «учатся учиться», что является необходимым условием для современного образования. В процессе обучения реализуется интегрированный подход. Одним из интегрированных курсов является «Окружающий мир». Главной задачей этого учебного курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. [1]
Включение краеведческого материала на уроке способствует мотивации учебного процесса, развитию познавательного интереса учащихся к обогащению знаниями об истории родного края. Рассмотрим некоторые темы по годам обучения:
1 класс Тема «Семья» - Что такое семья? Моя семья. Любимые занятия семьи. Тема «Наша Родина. Родной край» - Где ты живёшь?
2 класс Тема «Кто живёт рядом с тобой?» - Что такое семья? Семейный досуг. Тема «Россия – твоя Родина» - Родной край – частица Родины.
3 класс Тема «Каким был человек в разные исторические времена» - Зачем человеку имя. Что означает твоё имя. Как рождались имена в прошлом? О чём рассказывают вещи? Тема «Труд людей в разные исторические времена» - Русская ярмарка. Тема «Как возникали и строились города» - Первые русские поселения и города. Экскурсия по древнему Воронежу.
4 класс Тема «Человек и культура. Просвещение» - Что такое культура? Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками культуры родного края. Тема «Человек – защитник своего Отечества» - Почему люди воюют? Борьба русского народа.
На основании Письма Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области «О курсе «Краеведение» в начальной школе» от 13.06.2013 №80-01-09/3587 и Письма Управления образования г. Воронежа от 14.06.2013 №3142 ДО в нашей школе организована внеурочная деятельность – курс «Краеведение». Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.
Большую помощь при подготовке и проведении уроков данного курса оказывают Рабочие тетради «Краеведение», изданные ВОИПКиПРО. [6]
Рассмотрим темы по годам обучения:
1 год обучения Темы «Я и моё имя» «Моя родословная», «Мой дом», «Мой город», Экскурсия по городу, «Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая Родина», «Я – надежда Отечества» и другие. [2]
2 год обучения Темы «Семейная реликвия», «Обычаи русской старины», «Памятники на воронежской земле» и другие.[3]
3 год обучения Темы «Люди искусства», «Художники – наши земляки», «Духовное богатство народа» и другие.[4]
4 год обучения Темы «Суровые годы Великой Отечественной войны», «Герои - защитники города » «25 января - освобождение города Воронежа», «По страницам Великой Отечественной войны» «Памятники воинской славы в моем городе. Экскурсии» и др.[5]
Проектная деятельность - позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир.
«Я и моя семья», «Дом, в котором я живу (улицы родного города)»
«Памятники ратной славы города. Их именами названы улицы города»
Путешествия. Организация различных путешествий (экскурсий), создаёт благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания учащихся.
Встречи. Одним из действенных средств воспитания учащихся на личных примерах выступает организация встреч с ветеранами, интересными людьми разных возрастов, профессий.
Искусство. Посещение музеев, театров, выставок способствует воспитанию духовных качеств личности учащихся.
Праздники. Литературно-музыкальные композиции, посвящённые Дню Победы – «Этот праздник со слезами на глазах». Народные праздники «Масленица», посиделки с исполнением русских обрядов, народных песен. Всё это пробуждает интерес к устному народному творчеству, быту и культуре наших предков. Традиционный праздник семьи, который помогает детям и родителям осознать, что у «дома» есть не только видимые стены, но и невидимые (вера, любовь, терпение, взаимопонимание), а незримые стены и являются самыми важными.
Конкурсы. Викторины. Участие в различных конкурсах и викторинах по краеведению, освоение культуры общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами, проведение совместных мероприятий по параллелям.
Работа с родителями. Учитель должен стремиться к тому, чтобы родители стали его единомышленниками. С этой целью для отцов и матерей организовываются и проводятся родительские собрания по различным темам духовно-нравственного воспитания.
Краеведение является началом ещё и потому, что будит интерес школьника к другим областям знаний. По какому бы образовательному маршруту не пошли наши ученики, это тот интеллектуально-духовный багаж, который будет востребован всегда.
Список литературы
Виноградова, Н.Ф., Рыдзе, О.А., Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А Рыдзе // Начальная школа. – 2007. - №20. – С. 13-17
Обухова Л.А. и др. Краеведение. Первый год обучения: рабочая тетрадь/Л.А. Обухова, Н.С. Махина, Г.В. Онегина.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013.- 88с.
Обухова Л.А. и др. Краеведение. Второй год обучения: рабочая тетрадь/Л.А. Обухова, Н.С. Махина, Г.В. Онегина.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013.- 60с.
Обухова Л.А. и др. Краеведение. Третий год обучения: рабочая тетрадь/Л.А. Обухова, Н.С. Махина, Г.В. Онегина.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013.-60с.
Обухова Л.А. и др. Краеведение. Четвёртый год обучения: рабочая тетрадь/Л.А. Обухова, Н.С. Махина, Г.В. Онегина.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013.-64с.
Обухова Л.А., Махина Н.С.Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. .- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013.-60с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования /Министерство образования и науки РФ. – М., 2010