Выступление Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках выполнения ФГОС (из опыта работы)


Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках выполнения ФГОС
(из опыта работы)
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Перед школой, семьёй ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая образования. В моей работе это всегда носило приоритетный характер. За многие годы сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимало духовно-нравственное направление. Но если ранее, определяла критерии результативности воспитательной работы исходя из собственной системы ценностей, своего видения нравственного идеала, то теперь эта работа направлена на достижение модели выпускника начального общего образования средней школы, которая отвечает требованиям ФГОС. Выпускник начальной школы обладает такими качествами, как:
Любознательный, активно познающий мир;
Владеет основами умения учиться;
Знает свою родословную, любит свой дом и малую родину;
Доброжелательный, коммуникативный, толерантный;
Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни;
Готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой, товарищами.
Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Необходимо было найти такое коллективно-творческое дело, которое бы было социально значимым для каждого ребенка, интересным и адекватным их возможностям. В классе надо было создать такой уклад школьной жизни, в котором они активно действуют, проживают ситуации, заставляющие их думать, сопереживать, сотворчествовать, сорадоваться.
Перед о мной стояла проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из главных педагогических задач моей деятельности. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящие в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.
Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности: на уроках, в игре, в труде, в процессе взаимоотношений с окружающими».Так, например, в первом классе знакомлю детей с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают правила русского языка, расширяют свой словарный запас. Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. Приступая к изучению рассказа «Наше Отечество» К.Д. Ушинского в 1 классе, первым делом знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество, мать, матушка. Затем приступаю к их смысловым значениям: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать, она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. А если останемся без нее, то жизнь даже самая изобильная, станет призрачной и обесцененной. Знакомя детей с народным языком, ввожу их в мир народной мысли, народной жизни, народного духа. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен знакомлю  детей  с народным творчеством, воспитывая тем самым частичку духовности и нравственности. Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира.
Уже несколько лет я работаю по программе духовно-нравственного воспитания «Радуга». Цель программы - создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоение общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,
-формировать самодисциплину;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.
Работу с детьми построила по 6 направлениям:
-«Мой мир знаний»;
-«Мой образ жизни»;
- «Мое здоровье»;
- «Мой досуг»;
- «Гражданин»;
- «Моя семья – моя радость»
Работа по данным направлениям реализуется через организацию классных часов, конкурсов, игр, КВНов, проектов, внеклассных мероприятий. Через совместную деятельность родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе , как посторонние наблюдатели.
Содержание деятельности в рамках программы планируем вместе с детьми и с родителями. На классном сборе планирования определяем темы ключевых дел. К ним относятся: «День Знаний», «День пожилого человека», «День Матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы». Они становятся основой классного плана воспитательной работы. Темы эти актуальны для детей, и имеют высокий воспитательный эффект. Здесь нам большую помощь оказывают родители. Работа с родителями сложна, она требует знания психологии взрослых. Но кто другой, как не мы, учителя, должны помочь выработать позитивное отношение к своим детям, особенно тем, кто не силён в учёбе, привлечь родителей, продемонстрировать им прекрасные качества их детей?
При планировании коллективных дел учимся ставить цели и задачи, планировать свои действия во времени, выявлять необходимые ресурсы, определять ответственных и распределять роли.
Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронул душу ребёнка, часто использую рассказы на этические темы, например цикл рассказов Л. Н. Толстого. Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как  «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям.
Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей ( их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.В ходе проведения классного часа «Моя родословная» у ребят возник вопрос: «Кто наши прабабушки и прадедушки?» Мы решили исследовать эту проблему. Результатом этих исследований стало проведение праздника «Наши лучшие друзья», посвященного Дню пожилого человека. Ребята подготовили рефераты и презентации о своих бабушках и дедушках и рассказали о них присутствующим. На родительском собрании родители предложили провести подобное мероприятие всем вместе. Подготовку к нему начали с оформления мини-проектов. Мини-проекты «Секрет моего имени», «Семейный герб», «Происхождение моей фамилии», «Моя родословная», «Традиции моей семьи» вошли в долгосрочный проект «Моя семья – моё богатство». Так, участвуя в мини-проекте «Традиции моей семьи» детям было предложено выполнить небольшое проектное задание (индивидуально):
1. Составить рассказ об одной из традиций своей семьи.
2. Представить материал в классе в виде презентации, фоторепортажа, выставки.
3. Ответить на вопросы: Какие из традиций вы хотели бы сохранить в своей семье, когда станете взрослыми? Какую традицию хотели бы создать?
Завершая работу над проектом «Моя семья – моё богатство», дети узнали много нового о своих близких, стали задумываться о том, как мы живем, как общаемся. Стали понимать – чтобы в семье было спокойствие и взаимопонимание нужно любить и уважать друг друга, прощать любые обиды, находить общие дела и увлечения. Итогом нашей совместной работы было проведение праздника «Семейная гостиная «Счастливая семья»». Проведение праздников «День матери», «День пожилого человека», «8 Марта», «День защитника Отечества» стали доброй традицией в нашем классе. Мероприятия стали традиционными, но формы проведения каждый год разные. На празднование «Дня Матери» дети приготовили программу «Час сердечного общения с мамой». Что для ребёнка может быть важнее, чем внимание матери, её ласковый взгляд и просто присутствие рядом? Дети удивляли гостей совершенно неподдельным желанием показать все свои таланты, способности и умения. Ребята были замечательными рассказчиками притчи и умелыми художниками. Всё своё творчество они дарили своим мамам, которые были приятно удивлены необычным талантам своих детей. А с каким восхищением и гордостью представляли ребята «сюрприз», который они готовили в школе для своих мам! Это были письма – откровения, в которых дети задавали мамам вопросы, какие боялись сказать вслух, здесь были и просьбы о том, чтобы мамы уделяли детям больше внимания, а были такие, в которых дети просили не разводиться своих родителей, говоря, как они их любят. А сколько восторга было в глазах у мам на следующий год, когда дети подарили им цветущие гиацинты, выращенные в классе своими руками втайне от взрослых! Следующий праздник был проведен в форме устного журнала «Говорящая газета «Мы поздравляем наших мам!»».Это был цветочный гороскоп, где дети по дате рождения мамы определяли их цветок, рассказывали о своих мамах и дарили им эти цветы с праздничными пожеланиями.
Но семья это не только мама и ребёнок. Как правило, именно отец прививает навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в детях чувство долга, выводит интересы ребёнка за порог собственного дома. Детям совершенно необходим зримый пример мужского поведения. Мужская требовательность тем и хороша, что в ней меньше педантизма, скучной назидательности.
К сожалению, последнее время утрачивается роль отца как главы семейства. Одни уходят из семьи, другие ссылаются на занятость в работе. В результате чего папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Теряется, конечно, в глазах детей и авторитет отца, он становится для детей только источником дохода.
И для того, чтобы поднять авторитет отца в глазах ребёнка, укрепить отношения между семьёй и школой, сплотить детей и родителей в канун Дня защитника Отечества провели праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!»
Дети приготовили папам стихи, загадки, а папы рассказали детям о своей работе, о том, как служили в армии. Один папа рассказал ребятам, как проходил службу в Афганистане. Дети слушали, затаив дыхание, и не верили своим глазам: «Неужели это мой папа?» А спортивное состязание закончилось совместным чаепитием и проигравших в этот день не было.
Сколько тепла, заботы, отцовской любви было получено в этот день! С гордостью дети бежали домой и  кричали маме: «А наш папа самый лучший!» И папы убедились в правильности высказывания: «Гораздо легче стать отцом, чем остаться им».
Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей- это своеобразное искусство, которое требует терпения, а так же большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.
В своей работе, по духовно-нравственному воспитанию, я знакомлю детей с народными сказками, былинами, проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «Осенний праздник», «Праздник книги», «Масленица», и многие другие. Знакомство с элементами видов искусства (например с «Хохломой» и «Гжель»), знакомство с национальными костюмами, украшениями и традициями народа позволяет показать неразрывную связь поколений с духовными традициями народа. Или например, сравнивая современные дома, в которых они живут, с домами наших прабабушек дети учатся сравнивать, находить общее и различие. Дети получают новые знания об архитектуре, украшении домов, о назначении (жилье, развлечение, обряды – церкви, и т.д.). Знакомятся с пословицей: «Хорошая работа два века живёт», человек умирает, а дело его живет и переходит от внуков к правнукам.
Вместе с ребятами знакомимся с устным народным творчеством и большую часть времени мы уделяем игре: дидактической, сюжетно-ролевой, подвижной, народно-хороводной. При подготовке к народным праздникам, например Масленице, мы с ребятами изучили множество народных игр, в которых отображается образ жизни людей, труд, уклад, представление о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребёнка обретать гармонию с окружающим миром. У ребят формируется устойчивый интерес к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Народные игры в комплексе с воспитательными средствами способствуют формированию развитой, активной личности.
Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство гордости и любви к Родине. «Узнай улицу», «Знаешь ли ты» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Кому памятник?», «Загадки о городе», «Птицы нашего города» помогают в развитии любви к родной земле, чувство принадлежности к родному городу. Проведение экскурсий по городу увеличивает познавательную активность детей.
Работа над инсценированием сказки– коллективная творческая игра, где у каждого есть своя роль, задача, и от того, как он её выполнит, зависит успех общего дела. Участвуя в разучивании текста, дети знакомятся с духовными и нравственными ценностями, учатся быть самим собой и «другим», проживая множество жизней. Но главное здесь – атмосфера. Она добрая, светлая, радостная, загораются глаза, рождается интерес, доверие, желание делать всё красиво. Добрая атмосфера во время работы над сказкой формирует у наших детей способности к сопереживанию и сорадости, создает условия для самореализации и самоутверждения.
В 3 и 4 классах учились осваивать проектную деятельность. Готовили проекты на уроках и во время занятий по внеурочной деятельности. Это:
социальные проекты: «Добрые дела», «Помоги птицам», «День Матери», «Мы за здоровый образ жизни», «Мой прадедушка – моя гордость», «Семейные традиции».
исследовательские проекты: « Олимпиада 2014: зимние виды спорта», «История моего города», «Цветы для мамы».
3 проекта участвовали в проведении школьного тура фестиваля творческих проектов «Шаг в будущее». Проект «Мой прадедушка – моя гордость» стал дипломантом городского тура в номинации «Социальный проект».
В конце 1 четверти мои второклассники начали осваивать проектную деятельность. Проект «Любимое блюдо моей семьи» получился очень интересным и вкусным , т. к. после защиты проектов устроили чаепитие.
В результате реализации проектов мы получили самый главный результат – доверие родителей и ребёнка друг к другу, доверие родителей и педагога друг к другу, выработка общих позиций по отношению к ребёнку и задачам коллектива, преодоление отстранённости семей от школьных дел. Чувствуя внимание классного руководителя, администрации, их доброжелательность, значение, которое мы придаём вопросам воспитания, родители постепенно и сами начинают уделять детям больше внимания,  чаще заходить в школу, охотно беседовать об учёбе и поведении своего ребёнка.
Вот уже несколько лет мы тесно сотрудничаем с городской фильмотекой. Методист ГМЦ Мусофранова Людмила Павловна желанный гость в нашем классе. Её всегда с нетерпением ждут ребята, потому что знают, что каждый ее приход –это что-то новое, интересное, занимательное. Такие мероприятия проходят очень оживленно: то отгадывают загадки, то узнают неизвестных животных, то помогают Незнайке правильно выполнять знаки дорожной азбуки, то создают машину будущего. Темы мероприятий самые разные: «Мамины помощники», «В гостях у матушки Природы», «Моя малая Родина», «Повторяем дорожные знаки», «Праздник со слезами на глазах» и другие.Благодарности родителей, грамоты, отзывы детей говорят об актуальности данного вида деятельности, так как способствуют:
формированию позитивного отношения каждого ребенка к самому себе, к окружающим, природе;
формированию ценности нравственного, психического и физического здоровья детей, мотивированному включению ученика в познавательную деятельность;
созданию условий для самореализации в различных видах значимой деятельности;
получению опыта самостоятельного общественного действия;
принятию ориентира на личные достижения детьми и родителями;
созданию условий для самореализации в различных видах значимой деятельности.
Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». Хочется верить, что именно школа и педагог посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств» и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.