Доклад по музыке.Создание мотивации успеха в сознании дошкольников посредством занятий в Ансамбле Ложкарей.

Меленчук О.А.
преподаватель
ГОУСПО «Балашовское
музыкальное училище (техникум)»


Создание мотивации успеха в сознании дошкольников посредством занятий в Ансамбле Ложкарей.

«.. .Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но весьма нужное и необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший её красоту и радость коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту чувство через всю жизнь...»
Н.Г.Кононова

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре или в ансамбле.
Постоянно применяя на занятиях Отделения Раннего Эстетического Развития музыкальные игрушки и инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием и удовольствием выполняют различные задания с деревянными ложками и другими музыкальными инструментами. Кроме того, работая с детьми в фольклорном направлении, видя живой отклик на народное творчество, появилась идея создания в нашей школе ансамбля ложкарей.
Вначале мы рассмотрели фотографии ансамблей ложкарей, прослушали в записи русскую народную песню «Ах, вы сени» в исполнении оркестра русских народных инструментов, а также русскую народную песню «Светит месяц» в исполнении ансамбля ложкарей.
Затем, я выяснила, кто из детей хотел бы научиться играть на ложках. Согласились не все дети. Но желающим сразу дала возможность попробовать свои силы, остальные просто наблюдали. Уже после двух - трех занятий к нам присоединились все дети.
В процессе разработки конспектов занятий я пришла к выводу, что занятия удобней строить по схеме:
1. Упражнения.
2.Теоретическая часть.
3.Музыкально-дидактическая игра на закрепление темы.
4.Работа над репертуаром.
В ходе работы ансамбля, каждый из этих разделов «обрастал» все новыми и новыми идеями, дополнялся новым материалом. Мне хотелось бы поделиться тем, что из этого получилось:
1. Раздел «Поклон»
Всегда открывает и закрывает занятия. Это собирает внимание детей. Они учатся правильному, синхронному поклону, красивой посадке
2. Раздел «Разминка»
Он включает в себя два вида гимнастики:
1. Пальчиковую гимнастику, где дети развивают подвижность пальчиков. Материал взят из журнала «Дошкольное воспитание» (1988, 1989, 1994-96)
2.Психогимнастику, где дети развивают мышцы лица. («Музыкальный Букварёнок» Емельяновой Т.С.)
3. Раздел «Упражнения»:
Включает в себя разминочный комплекс по приемам игры на ложках, созданные автором, опираясь на «Методическое руководство по игре на музыкальных инструментах» и используя свой творческий опыт:
1) «ложка к ложке» - удары одной ложкой о другую, напоминающие хлопки в ладоши, в ритмах («та» - четверь, «ти» - восьмая);
2) «ложка - колено» - чередование удара одной ложкой о другую с ударом двумя ложками о колено;
3) «ложка - 3 колена» - тоже, что и «ложка - колено», но с тремя ударами о колено;
4) «солнышко» - удар «ложка к ложке» в чередовании с движением ложками по кругу, напоминающим солнце;
5) «топотушки» - ложки лежат на коленях, ноги выполняют притопы под музыку;
6) «домик» - удары «ложка к ложке» над головой;
7) «ложка с ложкой об ладошку» - удары ложками по ладошкам, ложки держат в одной руке между пальцами тыльными сторонами друг к
другу;
8) «мячики» - то же, что и предыдущий приём, но удары выполняются то об ладонь, то по колену;
9) «палочки» - удары черенками ложек друг о друга.
4. Раздел «Теория музыки»
Включает несколько вступительных бесед («Что такое оркестр?», «Наши помощники», «Народные инструменты»), далее используется материал из учебников: «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Первые шаги в мире звуков» Малаховой, «Рассказы о русских народных инструментах» Васильевой-Широковой и «Детский оркестр» Бублей. В этом разделе дети знакомятся с элементами музыкальной теории и грамоты, с различными музыкальными инструментами.
5. Раздел «Репертуар»
В этом разделе дети работают над музыкальными произведениями, подобранные по степени нарастания сложности. Так вначале дети исполняют произведения в простой 2-х частной форме, с простой аранжировкой и несложными приёмами игры (рнп «Калинка», «Утушка луговая», «Во поле берёза стояла»). Затем даются более сложные произведения по форме, инструментовке, с элементами хореографии и вокала, с более разнообразными приёмами игры («Светит месяц», «Посею лебеду на берегу»).
6. Раздел «Музыкально-дидактические игры».
Этот раздел неразрывно связан с предыдущим разделом и направлен на его закрепление. Здесь используются музыкально-дидактические игры, предложенные программой по дошкольному воспитанию («Угадай на чем
играю?», «Чудесный мешочек», «Волшебные часы», «Музыкальная шкатулка» и др.), а также игры, созданные авторм.
Так возникли - «Русское лото», «Шарманка», «Ярмарка», «Колесо удачи», «Веселая Дуняша».
В дальнейшем большим подспорьем стала книга Зяблиной «Myзыкально-дидактические игры».
7. Раздел «Творчество»
Этот раздел включается в занятия эпизодически, по мере надобности. Здесь детям даются небольшие задания на развитие творчества. На занятиях дети учатся играть не только на ложках, но и на других народных инструментах: коробочке, колотушке, трещотке, треугольнике, металлофоне и т.д.
Концертные выступления
Концертные выступления - это итог определенного этапа работы. Дети с огромным удовольствием всегда выступают на концертах, конкурсах, детских праздниках, принимают участие в семинарах.
Занятия в ансамбле сплачивает детский коллектив, повышает у детей чувство ответственности и самооценки, помогает многим преодолеть неуверенность в себе. У детей развивается чувство ритма, музыкальная память, дети учатся слушать исполнение друг друга, анализировать ошибки. Занятия имеют большую роль и в развитии творчества, прививают детям уважение к народным традициям и обычаям.
Таким образом, предполагаемая программа «Ансамбля ложкарей» представляет собой уроки - игры, которые служат цели раннего развития музыкальных способностей ребёнка 3-5 лет. Главные задачи педагога, работающего по этой программе:
1. воспитывать в детях любовь и эмоциональное отношение к народной музыке и русским народным инструментам;
2. развивать первоначальные навыки музицирования.
В процессе обучения по этой программе ребёнок знакомится с азами русского фольклора, приобретает навык игры на простейших русских народных музыкальных инструментах. Кроме того, на занятиях развиваются все стороны эмоциональной жизни ребёнка, он учиться работать целенаправленно, внимательно, у него развивается познавательный интерес, развиваются навыки общения, взаимоуважения, формируется самоутверждение личности.
Методической основой программы является соединение принципов методик отечественной детской музыкальной педагогики (Ветлугиной Н.В., Бороздинова А.А., Королёвой Е.А., Малаховой И.Н.) и личного опыта автора.
В программе нашли отражение идеи методики Емельяновой Т.С. «Музыкальный Букваренок», элементы пальчиковой и мимической гимнастики.
Музыкальная основа программы - различные жанры русского детского фольклора, народные песни и танцы, авторская музыка различных стилей и эпох.
Средства музыкально-творческого обучения - музыка, слово, движение, музицирование.
Учебное музицирование это обучение простейшим приёмам игры на ложках.
Творческое музицирование – это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя приобретённый опыт и собственную фантазию.
Концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений, специально подготовленных и аранжированных для концертного выступления.
Каковы же основные качества и умения педагога, работающего по этой программе:
- обладать желанием заниматься с детьми;
- иметь терпение, выдержку, чтобы умело сочетать требовательность и
поощрения;
- уметь провести занятия эмоционально, увлечённо, живо, интересно;
- направлять внимание детей на качество выполнения задания
- давать оценку качества только на положительных интонациях.
«Главное - найти подходящий ключик к прекрасной музыкальной шкатулке, которая есть в сердце любого ребёнка, писала И.Н.Малахова, - Любого! А не только одарённого. Найти этот ключик просто необходимо».
На мой взгляд, основным источником музыкального воспитания детей и является народное искусство. Основываясь на своём опыте могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Народное творчество становиться для них близким и любимым, способствует воспитанию в детях любви в родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа и его быту. А главное, занятия в ансамбле приносит детям огромную радость и чувство самоудовлетворения, осознание того, что я смог исполнить, Я-МУЗЫКАНТ!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15