Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.


Тишкова Т.Н.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.
« …Духовно-нравственное воспитание, утверждение
идеалов добра, милосердия и справедливости,
- являются важнейшей миссией не только
религиозной организации, но и общества
в целом . Такие ценности во все времена
скрепляли наше Отечество, формировали
национальные традиции и моральные устои .
Сегодня они позволяют России сохранить
свои исторические корни и культурно-
духовную самостоятельность.»Д.А. Медведев
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Законом Российской Федерации «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Таким образом, появилась реальная возможность поставить процесс воспитания подрастающего поколения на прочный фундамент выработанных человечеством духовно-нравственных общечеловеческих и национальных ценностей.
Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой ФГОС.
Этническая культура любого народа действительно содержит в себе огромный нравственный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества.
Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Школа, как образовательное учреждение, выполняет основную часть работы в этнокультурном воспитании.
Бесспорно, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа.
Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся. Кружковая работа помогает учителю в этом.
Задачей современной школы, в том числе и нашей, является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, области. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней. И так как мы живем в казачьем краю, в своей работе уделяю внимание на изучение родного края, обычаи, традиции донских казаков, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине.
Самобытным явлением в пределах единого этноса, большим пластом русской культуры является казачество. Территориальная разбросанность, преданность традициям, твердые устои жизни позволили казакам сохранить особенности самобытной культуры. Дух сплоченности, преданности старине и традициям позволили казачеству сохранить морально-этические традиции, их своеобразие. Это подтверждают исследования историков, диалектологов, этнографов (А.А.Градницин, А.И.Скорик, В.Д.Сухоруков, А.А.Гордеев, И.П.Хлыстов, А.И.Козлов).
Культура Донского края по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий.
Знакомство с историей родной стороны на занятиях кружка начинаем с экскурсии в краеведческий музей, который вносит свою лепту в дело воспитания учащихся на народных традициях. Здесь учащиеся знакомятся с историей казачества, проникаются глубоким уважением ко всему тому, что сохранили и передали им предки.
Встречи с известными людьми края (краеведом Г. И. Маноцковым, атаманом станицы И. В. Трофимовым), потомками казаков, прививают детям гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине.
Особая роль принадлежит краеведческой исследовательской работе, выполнению проектов, воспитывающих у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность.
Внеурочная деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников.
Возрождению обрядов, обычаев традиционной культуры в наши дни является любимые детьми праздники: «Масленица», «Казачьи посиделки», «День станицы», «Казачьи игры», на которых ребята совместно с родителями принимают активное участие.
Большое место в донской культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Среди них особой любовью пользуется старинная казачья песня, в которой так или иначе нашла отражение вся история казаков. Поэтому неразрывная связь членов кружка с местным ансамблем «Казачка» прививает детям любовь к родному краю, чувство гордости за свою землю.
Таким образом, в процессе кружковой работы у учащихся формируются высокое национальное самосознание, этнокультурные представления, уважение народных традиций, толерантное отношение к представителям других национальностей, что является конечной целью этнокультурного воспитания.
Литература:
Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М: Педагогика, 1991.- 479с.
Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
Лисовенко Г.В. Формирование духовного мира школьников средствами этнокультурных традиций. // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Матер. Всерос. науч.-метод. конф. - Воронеж, 2003.-С. 23.
Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности – М.: Академия, 2005. – 453с.
Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
Харисова Л. А. Национальная культура в содержании образования. - Казань, 1995.