Технологическая карта урока обучения грамоте по теме 20 «Закрепление изученного» Планета знаний 1 класс


Технологическая карта урока обучения грамоте
по теме 20 «Закрепление изученного»
Цели урока:
для ученика:
- учиться соблюдать гигиенические правила письма (посадку, положение прописи, ручки);
- учиться контролировать свои действия в процессе работы (сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения);
- учиться организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте;
- учиться читать и правильно интонировать предложения, соотносить звуковые модели слов с названиями предметов;
- закрепить навыки различения звука [а] и буквы А, а; звука [у] и буквы У, у;
для учителя:
- формировать у обучающихся навыки сопоставления звуковых и буквенных моделей слов;
- формировать у обучающихся умение определять количество звуков и их последовательность в словах;
- развивать наблюдательность обучающихся;
- закрепить навыки работы со звуковыми моделями слов;
- обучать детей чтению двузвучных слов;
- обеспечить условия для формирования у учащихся навыков различения звука [а] и букв А, а;
- обеспечить условия для ознакомления учащихся с ударным/безударным слогом.
Тип урока: комбинированный
Опорные понятия: слово, буква, звук, предложение, устная и письменная речь.
Новые понятия: письменная и строчная буквы, звуковая и буквенная модели слов.
№ п/п Этап урока Деятельность учителя
(осуществляемые действия) Деятельность учащихся
(осуществляемые действия) Формируемые УУД
Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1. Организационный момент
1.1. Приветствие Включение в деловой ритм.
1.2. Проверка готовности к уроку. Организационный момент 1) Перечислите имена людей и клички животных, начинающиеся с буквы А.
2) Устное сообщение учителя о теме и целях урока:
- Сегодня мы закрепим знания, полученные на прошлых уроках (работа с алфавитной лентой):
Эта ленточка будет нам постоянно встречаться в «Букваре», и каждый раз она будет выглядеть иначе. На этой ленте буквы находятся в строгом порядке (то есть по алфавиту).
Почему на этой странице стрелка дана только в одном направлении? Что она показывает? (Алфавит начинается с буквы «а». Перед «а» никаких букв быть не может. Стрелка показывает, что алфавит продолжается дальше.)
Какая буква является соседней с буквой «а» ?Кто может перечислить все буквы на ленте ?А кто может продолжить алфавит ?Подготовка класса к работе. Самоопределение к деятельности. - самоанализ степени подготовки к уроку - умение вовремя прийти на выручку одноклассникам
2. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря
2.1. Работа с рисунками Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию, при которой выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний.
Работа с рисунками на стр. 26:
- Озвучьте предложение под рисунком. (Ау!)
Сравните рисунки (слон и морж). Сравните схемы слов.
Какие слова записаны? (Около слона — уши, около моржа —
усы.)
Почему именно около этих животных написаны эти слова ?Чтение текста:
У слона большие уши.
У моржа большие усы.
А у совы большие глаза.
Сколько в тексте предложений ?Какое слово, общее для всех предложений, пропущено? (Большие.)
Докажите, что последнее предложение читается именно так, а не иначе. Например: А у совы большая голова. Пытаются справиться с возникшими проблемами - определение последовательности действий;
- осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить - составление целого из частей;
- построение логической цепочки рассуждений;
- анализ истинности утверждений - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
2.3. Работа со схемой Вовлекает обучающихся в нахождение путей и способов решения проблемы:
- Что нового и интересного можно узнать из схемы слова? Предлагают способы решения проблемы - нахождение алгоритма действий - выбор критериев для классификации;
- подведение под понятие - инициативное сотрудничество в поиске информации;
- управление поведением партнеров
2.4. Работа в парах Организует работу с материалом по теме с последующим отчетом о результатах работы для корректировки:
дети произносят по очереди звуки [а] и [у], наблюдая за артикуляцией говорящего.
Чтение слов и предложений в столбиках.
Как различить, где записано слово, а где — предложение?
Кто и в каких ситуациях может произносить эти предложения? Выполняют задания с последующим отчетом о результатах работы и корректировкой (при необходимости)
- постановка учебной задачи;
- составление плана действий;
- оценка результата - структурирование знаний;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- выбор критериев для классификации объектов - инициативное сотрудничество в поиске информации;
- управление поведением партнеров
3. Работа с вариативной частью букваря
3.1. Работа с учебником Чтение слов и предложений в столбиках на стр.27, обсуждение:
- Как различить, где написано слово, а где – предложение?
-Как и в каких ситуациях могут произноситься эти предложения?
1 ученик отвечает на вопросы, остальные соглашаются или возражают -сопоставляет свои действия и результат;
- понимает причины своего неуспеха;
- находит выход из этой ситуации - анализирует и сопоставляет звуковые и буквенные модели слов - учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве
Сравнение рисунков (слон и морж) и схем предложений:
- К каким словам составлены схемы? («уши» и «усы»)
- Почему именно около этих животных написаны эти слова?
- Составьте предложения по схемам так, чтобы получился связный текст (У слона большие уши. У моржа большие усы. А у совы большие глаза) Корректируют свою деятельность: вносят изменения в процесс познания с учётом возникших трудностей и ошибок Занимательная информация:
- Хотите узнать, для чего вообще животным нужны уши и усы?
(чтение рассказа Т.Юдина «Усы и уши» - стр.117 Восприятие информации Соотнесение предметов на рисунках (стр.27) со схемами слов.
- Что помогло вам «расшифровать» эти схемы? 3.2. Физкультминутка Устали, первоклассники? Предлагаю отдохнуть.
Повторяйте за мной игру «Цапля» Выполняют упражнения Учатся коллективным действиям, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя 3.3. Первичная проверка степени усвоения Работа в тетради (стр.14):
- Подчеркните в стихотворении букву «а» двумя чертами, а букву «у» одной («А» не подчеркивать) Воспринимают вопрос, обдумывают и дают ответ, анализируют результат - осознание качества и уровня усвоения материала;
- оценка результатов работы - структурирование знаний - планирование учебного сотрудничества с учителем;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Впишите слова пушка, радуга, вулкан по образцу (все буквы кроме «а» и «у» заменить точками) 3.4. Задаёт вопрос, слушает и анализирует ответ.
Проверяет качество выполнения работы в Рабочих тетрадях 4. Закрепление знаний
4.1. Первичное закрепление знаний Организует работу учащихся в парах (стр. 27 учебника) – разгадывание ребусов Выполняют задание - предвосхищение результатов и уровня усвоения знаний - анализ объектов с целью осознания признаков - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
4.2. Самопроверка знаний Организует самопроверку:
- чем звуки отличаются от букв?
- Какие буквы тебе уже знакомы?
- Какие звуки они обозначают? Выполняют самопроверку, комментируют результат - осознание объема усвоенного и подлежащего усвоению учебного материала;
- осознание качества усвоения - выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- подведение под понятие - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение анализировать результаты собственной
деятельности
5. Итог урока
5.1. Рефлексия Подводит итоги коллективной работы на уроке, объявляет результаты Подводят итоги собственной деятельности на уроке (что нового узнали, какие пробелы в знаниях остались) - осознание объема усвоенного и неусвоенного учебного материала - анализ результатов - умение строить речевое высказывание
5.2. Тренировочные задания Вспомнить специальные знаки, в которых использованы буквы Запоминают тренировочное задание - осознание объема тренировочного задания и порядка его выполнения