Урок литературного чтения в период обучения грамоте.


Тема. Звуки [д, д ׳], буква Д д.
Форма урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно – коммуникационная, технология дифференцированного обучения, исследовательский метод обучения, учебный диалог.
Оборудование: презентация; лист А-4 с текстом предложений; карточки со словами; модели звуков; касса букв, ёлочки и кружки для самооценки; песня «Доброта», электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой 1(СD)
Педагогическая цель. Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [д, д׳], буквой Дд; обучение чтению слогов, слов с изученными буквами; развития речи.
Задачи. Познакомить со звуками [д,д׳], буквой Д д.
Овладение умением давать характеристику звукам; формировать навыки чтения
слов, предложений с изученными буквами.
Развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.
Воспитывать культуру учебного труда
Воспитывать любознательность в процессе учения.
Планируемые результаты.
Предметные. Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; знают особенности произнесения звуков [д, д׳] и их характеристику; называют букву Дд как знак звука [д или д׳]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; анализируют слова по модели; озаглавливают текст.
Личностные. Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.  Самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
эмоционально – положительный настрой на уроке; создание ситуации успеха.
Познавательные: используют знаково – символические средства для решения учебных задач; осуществляют сранение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод. Смысловое чтение.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; сотрудничество с учителем и детьми
Ход урока Формируемые УУД
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
(Приложение 3 - Слайд 1) (Звучит спокойная мелодия.)
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Улыбнулись все учтиво,
Вижу: класс наш хоть куда,
Мы начнём урок, друзья.
- Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
(Дети, поворачиваются к гостям и произносят)
Дети: «В добрый день и в добрый час, очень рады видеть Вас!»
- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. (Дети повторяют за учителем):
Я желаю тебе добра.
Ты желаешь мне добра.
Мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно – я тебе помогу.
Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания. А чтобы урок был удачным - мы будем внимательны, активны и точны.
- Начинаем работать, а свою работу оценивать нам поможет ёлочка. Ведь за окном зима. А значит скоро Новый год. А знаете ли вы, что более 300 лет назад царь Пётр I издал указ, в котором велел наряжать под Новый год ёлки. А т.к. игрушек не было, то люди украшали ёлку бусами, серёжками, кулонами. А мы будем украшать наши ёлочки цветными кружками. Но кружки необычные:
красного цвета - за правильно выполненное задание
синего цвета - за задание выполненное с ошибками; вы сами нашли ошибку и исправили её
жёлтого цвета - за неудачно выполненное задание, когда вам потребовалась помощь учителя или ребят. (Приложение 1)
Регулятивные УУД
(эмоционально – положительный настрой на уроке)
Актуализация знаний.
- Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.
- Чем отличаются звуки от букв?
- Давайте вспомним, какие бывают звуки. (Приложение 3 - Слайд 2 )
Личностные УУД
( самоопределение - система заданий)
Постановка учебной проблемы.
- Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила песню из мультфильма про Фунтика. – Хочу, чтоб вы её послушали.
(Приложение 3 - Слайд 3 )
(Звучит 1 куплет песни «Доброта», он оканчивается словами «… всех дороже доброта.»)
- А вы согласны?
- Как вы понимаете, что такое доброта? (ответы детей)
- Каких людей мы называем добрыми?
- Послушайте предложение: « Друзья, давайте делать добрые дела!»
- Какой звук вы услышали в начале каждого слова? ( [д или д׳])
- Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
(Звуки [д, д׳], буква Д.)
- Возьмите планшет и обозначьте звук [д, д׳] буквой.
Выявление причины затруднения.
- Поднимите руку, кто не смог выполнить задание.
- Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания?
Личностные УУД
( самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.)
Целеполагание.
- Давайте определим для себя цели.
На доске схема с буквами: З Н П В А

Повторить уже известное…
Познакомиться с … (буквой Дд)
Учиться … (характеризовать звуки [д,д׳], выделять их в словах)
Упражняться … ( в чтении слов с этой буквой)
Быть внимательными, активными.
Помогать друг другу.
Регулятивные УУД ( планировать свою деятельность в начале урока),
Открытие новых знаний.
- Давай проведём исследовательскую работу и узнаем особенности новых звуков. Работать будете в парах.
Вспомним правила сотрудничества. (Учитель начинает, дети заканчивают предложение.)
а). Одна голова хорошо, … (а две лучше).
б). Не будь тороплив, … (а будь терпелив).
в). Ошибиться … (может каждый).
г). Сначала подумай, … ( а потом скажи).
д). Умеешь сам … (научи другого).
Задание: составьте звуковые схемы слов ДОБРО, ДЕТИ и проанализируйте первый звук каждого слова. Разделите слова на слоги.
- Закончив исследовательскую работу, давайте сделаем вывод: (Приложение 3 - слайд 4 )
- Назовите 1-й звук в слове ДОБРО
- Какой он?
(звук [д] – согласный - Почему?
(1. Воздух при произношении встречает преграду: зубы, язык
2. произносится с шумом и голосом
3. слога не образует доб - ро)
- звонкий - Почему?
(Дети прикладывают ладонь к горлу. Чувствуем дрожание . Слышим гудение, звон)
- твёрдый

Аналогичная работа со звуком [д׳]

Самооценка Оцените свою работу в парах. (Слушаем детей). Раскрасьте шарик, опираясь на наши критерии.
Оценка учителя. Учитель вывешивает на ёлочку кружок того цвета, которых больше всего раскрасили дети.
Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах); участие в коллективном обсуждении.
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.
VI. Физминутка
а). Упражнения под музыку.
б). Упражнения для глаз (Приложение 3 - слайд 5)
Личностные УУД:
  установка на здоровый образ жизни
Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа со звуками [д,д׳].
Игра «Поймай звук».
- Найди место новых звуков в словах (учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, дети определяют, где находится новый звук):
Деревня, победа, родители, дорога, соседи, день, дыра, водопад, диван, сосе [т],
Игра «Доскажи словечко» (Приложение 3 - слайд 6)
Ёжик вырос в 10 раз
Получился … ДИКОБРАЗ
Как бревно с большою пастью.
Ты не встреть его к несчастью.
Чтоб тебя не проглотил.
Он зовётся … КРОКОДИЛ
Архитекторы – творцы
Строят чудные … ДВОРЦЫ
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует цветная … РАДУГА
Работа с электронным приложением «Азбука» 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.
–Найди в словах звук [д, или д׳].
(Дети, работая в парах, выполняют упражнение «Найди в словах звуки», а если осталось время, могут поиграть в игру «Найди слова со звуками [д,д׳]»)
2. Самостоятельно. Составь звуковую схему слова.
( Дети работают по вариантам, затем выполняется взаимопроверка. Кто быстро справился с работой, могут поиграть: упражнение «Отгадай загадку и составь звуковую схему слова – отгадки»
Ребята, которые не успели поиграть, а очень хочется, могут это сделать дома.)

Самооценка.
Оценка учителя.
Познавательные УУД (логические ):
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Познавательные УУД:
доказательство, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах). 
Регулятивные УУД:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.
Знакомство с буквой Д,д
1. - На письме звуки [д, д׳] обозначаются буквой Д,д.
- Где нужна заглавная буква Д?
2. - Давайте пофантазируем. На что похожа буква Д? (Приложение 3 - слайд 7)
- Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.
- Буква Д – добротный дом,
Детский садик в доме том.
- Д – корабликом плывёт,
Д - печной трубой встаёт.
3. Сложи букву из счётных палочек.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука» 

IX. Игра «Слово рассыпалось» (Приложение 3 - слайд 8 )

Работа с кассой букв. (дерево, дорога ) 2 ученика работают у доски.
- Назовите новый звук в слове. (дерево - буквой д обозначили [д'],
дорога - буквой д обозначили [д] )
Самооценка
Оценка учителя
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.
Работа с текстом. Дифференцированная работа в группах.
2-5 группы – работают с предложениями. (карточки) (Приложение 2)
- Прочитать предложения , вставить нужные по смыслу слова.
…(Дети) играли в лесу. Они увидели около … (дуба) росток. Это из жёлудя вырос … (дубок). Старые .. (дубы) береглú дубок.
1 группа (слабочитающие дети работают с учителем по учебнику с. 12)
-Повторим правила чтения. Как надо читать? (громко, плавно, чётко произносить звуки)
- Плавное чтение слогов; слов (сначала чтение по слогам, потом слово прочитывается целиком с правильной постановкой ударения)
Проверка работы в группах : чтение предложений.
Критерии: Читать громко, чётко.
Показать голосом, интонационно начало и конец предложения.
Выделить голосом значимое слово.
(Дети 1 группы следят за чтением детей по «Азбуке»)
Беседа.
- Что нашли дети в лесу?
- Из чего вырос маленький дубок?
- Как же дубы берегли дубок? ( предположения детей)
- Чтобы проверить, верно ли мы рассуждали, откройте учебник на с. 12.и прочитаем рассказ ещё раз до конца.
- О чём же этот рассказ? (о маленьком дубке)
- Какой заголовок мы выберем к рассказу?
Самооценка, взаимооценка
Оценка учителя
Познавательные УУД информационные:  работа с текстом;  
смысловое чтение;
построение логической цепи рассуждений,
установление причинно- следственных связей
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми, управление поведением партнёра
РегулятивныеУУД:
оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.
XI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

а). – Вспомним цели, которые вы для себя поставили.
С чем мы познакомились…  (со звуками [д, д׳] и буквой Дд) (Приложение 3 - слайд 9)
Чему учились…  (характеризовать звуки [д, д׳], выделять новые звуки в словах) (Приложение 3 - слайд 10)
Мы упражнялись… (в чтении слов по звуковой модели с этой буквой, в составлении предложений и др.)
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало затруднение?
- Мы выполнили поставленные цели?
б). Самооценка знаний обучающимися.
-Как вы отработали на уроке? (Приложение 3 - Слайд 11)
(На уроке мне было интересно (неинтересно, скучно).
Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам.
Я был невнимателен, мало поднимал руку, затруднялся , мне помогали ребята.)
в). - Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:
        Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим
        Справился со всеми задачами
        Справился  со всеми задачами, но мне нужна помощь в …
(Дети раскрашивают шарик на ёлочке)
(Приложение 3 - Слайд 12)
- Спасибо, ребята, за работу. Я увидела, что вы умеете сами добывать знания, помогаете друг другу.
- Я в течение урока наблюдала и увидела, что вы хорошо научились оценивать себя и своих товарищей. Покажите, какие нарядные ёлочки у вас получились. Я благодарю вас за работу.
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).