Сценарий урока Литературного чтения в 1 классе (период обучения грамоте)


Сценарий урока
Литературного чтения в 1 классе
(период обучения грамоте)
УМК « Школа XXI века»
Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»
Учитель начальных классов

Пономарёва С.Н.
Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»
Тип урока: изучение нового.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой информации о звуке [ ш ] и букве Ш, ш.
Задачи урока:
Обучающие:
Содействовать овладению умением выделять звук [ ш ] из потока речи.
Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
формировать умение характеризовать звук.
Развивающие:
Развивать умение работать с информацией;
Развивать умение анализировать звучащую речь.
Развивать умение планировать и контролировать свою
Воспитывающие:
Воспитывать желание высказывать свою точку зрения
Воспитывать умение работать в паре при решении проблемной ситуации.
Методы: продуктивный, деятельностный, проблемный, поисковый.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка
Технологическая карта урока
Этап Деятельность учителя Деятельность участников Универсальные действия
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки тетрадки?
Молодцы, ребятки!
-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?
Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики. Подготовка к работе.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Личностные:мотивация учения.
Актуализация знаний - Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка».
- Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?
Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.
Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос. - Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.
Проживает ли буква ш в ленте букв?
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы
должны научиться?
Читающий ребенок озвучивает задание для класса.
- В каждом слове встречается звук [ ш].
Называют варианты ответов, правильный:
- Я думаю, что « лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв)
- Мы еще не заселяли эту букву.
Называют тему урока.
- Звук [ ш ]. Строчная буква ш.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Постановка учебной задачи. Проживает ли буква ш в ленте букв?
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы
должны научиться?
Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.
Изучить новый звук и новую букву
Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Построение проекта выхода из затруднения -Ваши мнения и предложения: как будем осуществлять знакомство с буквой и звуком? Составляют алгоритм решения проблемы Первичное закрепление 1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.
- Назовите отгадки к загадкам.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют воздушные …Шары
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного - много лет
Оставляет чёрный след. Карандаш.

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).
Выполняют типовые задания с проговариванием во внешней речи. Работа в парах и в группах.
Дети называют слова с буквой ш и делают вывод:
звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 3.Физминутка с заданием Лучик
«Поиграй-ка»
- Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра.
- Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята , . Если в середине выполняем прыжки, на конце слова стоим на месте..

Шуба крыша карандаш шалаш хорошо
Ушки крошка шутка шиповник крылышки
- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет. 4. Знакомство с буквой.
- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием
печатного и письменного вариантов букв, сточной и заглавной.
- На что похожа буква ш?
- Прочитайте на экране стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?
Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш! (Е. Тарлапан)
Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл. ( Г. Виеру)
- Молодцы, ребята!
5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.
- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].
6. Чтение слогов, слов с доски и в «Русской азбуке» с.17 Лучик «Почитай-ка»
Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.
- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно. Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.
Работа в парах - взаимопроверка.
- Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Рефлексия деятельности. Ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Где вам новые знания пригодятся?
- Какие задания были более интересными?
- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?
Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.
- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!
Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результаты. Регулятивные:
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.