Статья Преемственность пр переходе от дошкольного к начальному в рамках ФГОС


МАОУ Пинигинская СОШ
ТЕМА: «Преемственность при переходе от дошкольного к начальному образованию в рамках ФГОС»
Учитель начальных классов Павлова М.В.
2014 гПреемственность при переходе от дошкольного к начальному образованию в рамках ФГОС.
«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с переходом на ФГОС второго поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы такие качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу.
Здесь ребенок должен уметь:
- положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства;
- доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека;
- уважать достоинство других;
- беречь свои вещи;
- взаимодействовать со сверстниками, взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре;
- в обществе сверстников уметь выбирать себе род занятий, партнёров;
- обсуждать возникшие проблемы, правила;
- может поддержать разговор на интересную для него тему;
- проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;
- делать самооценку и себе и своим действиям;
- открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах.
Это означает, что сегодня школа должна основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.
Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
  Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения.
Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, МАОУ Пинигинская СОШ сотрудничает с МАУДО Пинигинский детский сад. Посредством этого сотрудничества в нашей школе выработана программа преемственности «детский сад – начальная школа». Ежегодно учителя нашей школы, воспитатели детского сада проводят диагностику уровня готовности детей к школе. Она включает в себя следующие критерии: физическая, психологическая и личностная готовность.
Работа с детьми предусматривает: посещение учителями начальной школы открытых занятий воспитанников старшей и подготовительной групп, посещение учителем начальных классов утренника «До свидания, детский сад. Здравствуй школа». Интересно наблюдать за работой детей, которые с интересом и старанием поют, танцуют, читают стихи. Каждому ребёнку хотелось показать, что он умеет, и конечно понравиться будущему учителю.
Особое внимание уделяется  и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением. Воспитанники детского сада посещают линейку, посвященную Дню Знаний 1 сентября, и другие общешкольные праздники.
Желающие принять участие в экскурсиях родители, тоже могут прийти в школу. Так же дети посещают школьную библиотеку, спортивный зал, классы,  могут посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах с учащимися начальных классов, принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производят  на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, сюжетно-ролевой игре.
В детском саду в подготовительной группе в течение года ведется кружок «АБВГДЕЙКА», где детей готовят к школе.
Несомненно, важную роль в процессе подготовке детей к школе играют родители. В рамках программы преемственности проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются наиболее важные вопросы, касающиеся подготовки детей к школе.
В этом году планируется принять в первый класс нашей школы 14 детей из них все воспитанники МАУДО «Пинигинский детский сад»
«Пусть став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»
В.А. Сухомлинский