Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО.


Преемственность основных направлений деятельности учителей
начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО.
Филиппова Н.А.
учитель английского языка
I кв. категории
педсовет 27.01.2017
Проблема снижения успешности в обучении учащихся (особенно это заметно в период подросткового возраста) при переходе из начальной в среднюю школу была и остается одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании. Отечественные и зарубежные педагоги по-разному пытаются найти решение данной проблемы, и все чаще звучит мысль о необходимости осуществления преемственности.
Преемственность трактуется сегодня как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных ее аспектов:
дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения;
психологического, связанного с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребенка;
методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию математических понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся.
В процессе школьного обучения ребенок проходит три переломных момента: а) поступление в первый класс; б) переход из начальной школы в среднюю (5 класс); в) переход из средней школы в старшую (10 класс). Каждый из этапов имеет свои сложности.
В начальной школе главнейшим показателем является то, что ребенку нравится в школе. Немаловажно и то, насколько легко ребенок справляется с программой. В трудный момент и родители, и учитель должны поддержать первоклассника, не критиковать за медлительность или неряшливость, важно вселить в ребенка уверенность в успехе. Третьим признаком успешной адаптации в начальной школе является степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий.
Другой кризисный этап в школьной жизни – это переход из начальной школы в среднюю. Этот этап, несомненно, сопряжен с большой психологической нагрузкой. Нередко случается так, что ученик, отлично (или хорошо) закончивший начальную школу, перейдя в пятый класс, теряет интерес к учебе, у него падает успеваемость. Вместо одного, привычного учителя, ребенку приходится взаимодействовать со многими учителями-предметниками. Появляются новые требования, возрастает ответственность и требования. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к самостоятельным, сформировавшимся ученикам, и проявляют к ним соответствующие требования.
Ребенок попадает под влияние различных педагогических стилей и уровней. Большее количество учителей порождает вариативность поведения школьников. С детьми работают учителя, имеющие свои профессиональные предпочтения, различающиеся по типологическим особенностям индивидуальной профессиональной ментальности, различные стили профессионального поведения и это серьезным образом отражается на качестве развития личности учащихся. При всех положительных эффектах, которое привносит в жизнь школы педагогическое творчество, негативные его эффекты вызваны необходимостью постоянной адаптации детей к различным образовательным технологиям, стилям поведения учителей, особенностям педагогического взаимодействия.
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера.
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам.
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет.
5. Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
6. Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
7. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме.
8. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения – наивысший и наисложнейший труд. Воспитывать человека на его силе, а не на слабости – в этом кредо педагогики. Сильные стороны любого ребенка – его пытливость, любознательность, волевые качества.
Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Необходимо с первых же дней знакомства с новым классом поддерживать этот интерес в тех детях, у кого он хоть мало-мальски теплится. Для творческого человека ясно, что работа без интереса – каторга. Вопросы интереса, мотивации обучения очень сложны. Именно интерес заставляет ребенка часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, в общем, заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений, что характерно для нашего времени.
У младшего подростка, в связи с началом этапа полового созревания происходит ряд изменений в познавательной и учебной деятельности. У детей замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети могут отвлекаться, на замечания педагога реагировать неадекватно. Подчас дети ведут себя вызывающе, они раздражены, их настроение часто меняется. Все это становится причинами замечаний педагогов, а следовательно, приводит к конфликтам во взаимоотношениях учителя с учениками. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
В пятом классе, в связи с увеличением количества предметов, возрастают требования к умениям обобщать и систематизировать знания и явления окружающего мира. Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводят к сильной перегрузке, и тем самым к росту заболеваний у детей именно в пятом классе.
Необходимым условием в обеспечении преемственности в обучении и развитии в этом возрасте является учет психологических особенностей младших школьников и подростков.
Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация в одном и том же варианте неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников.
Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками
1. Необходимо согласовывать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
- готовность к уроку (наличие необходимых принадлежностей, порядок на парте);
- правильность оформления тетради, различных видов работ;
-требование к ведению дневника.
3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
- начинать урок со звонком;
- готовиться к уроку на перемене;
- прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука – символ вопроса или ответа;
- отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
4. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить удовлетворение ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
6. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5 классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
9. Особое внимание на всех уроках уделять поэтапному развитию навыков работы с текстом.
10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически проверять их с учащимися, убеждать в их целесообразности.
11. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний, контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
12. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание.
13. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
14. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Литература:
Батаршев, А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе [Текст] / А.В. Батаршев. – СПб.: Ин-т профтехобразования, 1996. – 88 с.
Ванцян, А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы [Текст] / А.Г. Ванцян // Б–ка «Вестник образования России». – 2007. – № 9. – С. 45–50.
Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы [Текст] / С.М. Годник. – Воронеж, 1981. – 288с.
Квитова, Л.Ф. Проблема преемственности – это проблема педагогического партнерства и сотрудничества [Текст] / Л.Ф. Квитова // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. – № 2. – С. 72–77.
Орешкина, А.К. Теоретико-методологическое обоснование процесса непрерывного образования [Текст] / А.К. Орешкина // Образовательная политика. – 2008. – № 1. – С. 18–19.
Просвиркин, В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования [Текст] / В.Н. Просвиркина // Педагогика. – 2005. – №2. – С.41-46.