Преемственность от начальной школы к основной

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ, МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ СТИЛИСТИКИ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Автор: Чулпанова Наталья Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1имени М.П. Кочнева
Телефон 89244640056

С чего же начать работу в пятом – шестом классе?
Посетив уроки в первом и четвертом классах, необходимо сделать следующий шаг: изучить литературу, чтобы уяснить суть системы общего развития школьников, изучить учебники, программу и методики для начальной школы и среднего звена, обсудить с учителями начальных классов спорные вопросы. Затем нужно выбрать точку отсчета, с которой будут использоваться возможности учебного предмета для дальнейшего развития, обучения и воспитания учеников. Ориентирами могут служить сравнительные (с 1 – 4 класс) результаты успешности обучения и развития школьников, а также проверочные работы, проведенные в начале пятого класса. При этом сопоставлять каждого ребенка можно только с ним самим.
После того как учитель сделает все названные выше шаги, можно говорить о его теоретической готовности к встрече с пятиклассниками.
Работу по подготовке учащихся к экзаменам, надо начинать уже с 5 класса и вести ее на каждом уроке попутно с изучением новой темы.
Стилистика в данном курсе является системообразующим фактором структуры русского языка.
На уроках разного типа ученики работают над анализом чужого и созданием своего текста. Основной анализируемой единицей становится высказывание (текст, предложение, слово).
В 5 классе, наиболее остро связанном с проблемой преемственности, углубленно изучается разговорный стиль в сравнении с книжными стилями.
В соответствии с ведущим стилем выбирается основной для изучения языковой материал из разных областей лингвистики: лексики, фразеологии, грамматики, орфоэпии и правописания. Предметом анализа становится прежде всего соответствие языковых средств данному стилю речи. Предлагаемое размещение материала способствует раскрытию преемственности между теоретическими и практическими разделами внутри теоретических и практических заданий и внутри каждого раздела.
Так, раздел «Обращение» начинается со знакомства с диалогом из сказки Г. Остера «Котенок по имени Гав» Учащиеся читают текст по ролям, что развивает опыт диалогической речи, эмоциональность и экспрессивность, умение чувствовать ситуацию общения. Далее учащиеся выписывают глаголы «звать» и определяют в каких значениях употреблен глагол, что позволяет им в дальнейшем решить учебную задачу, прийти к понятию «Обращение».
Со знакомства с диалогом начинается раздел « Местоимение», где участники диалога в качестве основного средства общения используют местоимение, обсуждают целесообразность частого употребления местоимений. В результате этой работы учащиеся решают несколько задач: делают выводы, необходимые для постановки и решения учебной задачи, повторяя при этом признаки разговорного стиля в сравнении с книжными стилями.
С диалога начинается основной раздел пятого класса « Разговорный стиль. Знаки препинания при прямой речи. Предлагаемое задание: Прочитайте диалог из сказки А. Милна. Укажите черты стиля, которым он написан. Подготовьте диалог к инсценированию, сразу ставит перед школьниками учебную задачу. В процессе решения которой ученики определяют и задачу разговорного стиля, и черты разговорной речи, находят средства данного стиля - языковые и внеязыковые. Выписывая предложения, соответствующие схеме, делают предварительные выводы: « Где могут находиться слова автора по отношению к прямой речи?» А при анализе схем, решая учебную задачу, формулируют окончательные выводы по теме, моделируют и сравнивают групповую модель с моделью учебника.
Таким образом, через преемственность тем и разделов учащиеся овладевают основными знаниями и умениями, реализуется основной принцип обучения: через общее развитие каждого учащегося к знаниям и умениям.
Раздел «Стили речи» предлагает изучение материала на основе личных впечатлений, что способствует общему развитию школьников.
Авторы учебника в упражнении просят посмотреть в окно и ответить на вопрос:
«Какая погода сегодня? Поделитесь своими впечатлениями». Учащиеся составляют свои высказывания, используя характерные для разговорного стиля языковые средства, которые ими же анализируются: эмоционально-экспрессивная лексика, просторечные слова, обилие восклицательных конструкций. Затем предлагается задание: «Представьте себя сотрудником Гидрометцентра. Напишите сводку погоды на сегодня для программы «Новости».
Далее предлагается сравнить два своих высказывания по следующему плану:
1.Оцените речевую ситуацию:
-основную задачу речи (общение с кем-нибудь, сообщение о чем-нибудь, воздействие на кого-нибудь);
- сферу её применения (в быту, в науке, в деловой сфере, в прессе, в художественной литературе; в официальном и неофициальном общении);
- адресата ( один, несколько человек или много людей – публика).
2. Дайте характеристику речи:
- устная или письменная;
- диалог иди монолог;
- подготовленная заранее или неподготовленная;
- эмоциональная или нейтральная;
- основные средства языка.
Данный план есть первичное представление детей о стилистическом анализе текста.
Таким образом, решается цель предлагаемого курса - овладение основной коммуникативной функцией языка. Задача курса – развитие речи учащихся во всех её формах. Содержание не просто передается детям для усвоения, оно было творчески открыто учениками.
В результате исследования и сопоставления и решения противоречий (методическое свойство коллизий) учащиеся накапливают разнообразные сведения, чтобы в дальнейшем самим открывать новое для себя явление (понятие).
В 6 классе углубляется на новом материале понятие язык и речь. Расширяется круг сведений о языковых и речевых средствах, характерных для разных стилей. В качестве основного выступает научный (учебный, научно–популярный) стиль. Исследуются функции разных частей речи в текстах разных стилей. Продолжается работа над формами речи: монологом (рассказ о фильме, ответ на уроке), составляется план ответа, выступления; диалогом (обмен мнениями на бытовые темы и во время научной дискуссии, научный спор). Исследуется логика доказательства (тезис, доводы, заключение или демонстрация), а также развитие мысли в тексте: параллельный и цепной способ связи. Изучается повтор как стилистический прием и как неоправданный повтор.
На материале упражнений ребята учатся редактировать: находить речевую избыточность и речевую недостаточность. На языковом материале составляется план научной статьи, определяется ее тема, ребята пишут творческие работы на научные темы по содержанию изучаемых предметов, учатся оформлять цитаты.
Проводя стилистический анализ текста, учащиеся выделяют термины и профессиональные слова, антонимичные группы, слова ограниченного употребления, литературно – книжные слова в сравнении с разговорно–бытовыми, находят устойчивые сочетания, иноязычную лексику, неологизмы, расширяют опыт работы со словарями.
Разнообразие форм, по моему мнению, дает материал для проведения работы в трех направлениях.
Первое направление в развитии речи учащихся – это овладение нормами литературного языка: нормами литературного произношения, нормами словообразования и образования норм слова, нормами построения словосочетаний и предложений, нормами произношения слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – это обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Обогащение запаса слов обеспечивается систематической словарной работой. Важно развивать у школьников умение видеть незнакомые слова, пользоваться словарями-справочниками.
Обогащение грамматического строя речи обеспечивается работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдением над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление – обучение связному изложению мыслей в устной и письменной форме.
Развитие связанной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывая. Эта работа осуществляется при выполнении специальных упражнений при подготовке изложений и сочинений.
Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершенствовать написанное.
Ведя работу по подготовке сочинений на свободную тему, необходимо опираться на личный опыт, опыт детей и ориентироваться на формы и темы экзаменационных сочинений, который поможет спланировать свою работу на весь период изучения русского языка с 5 по 11 класс, выделить в ней главное и активизировать ученую деятельность.


Литература.
1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.
2. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980
3. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997
Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М., 1969
Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.
Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.

15