Конспект урока литературы по теме Христианские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского



Конспект урока литературы в 10 классе.
Тема: «Христианские мотивы и образы в художественном мире Ф. М. Достоевского».
Автор: Хоменко Клара Петровна, учитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Республики Бурятия, Почётный работник образования Российской Федерации.
Цели урока:
образовательные:
обогатить и углубить знания о творчестве Ф.М. Достоевского, мастерстве и основных мотивах писателя-психолога;
углубление знаний о мировой культуре (живопись, музыка, литература);
развивающие:
формирование коммуникативных компетенций: умение работать с текстом, умение понимать значение слова в контексте, умение составлять свой текст (устный и письменный);
стимулировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся в решении проблемных задач;
развивать умение выявлять связи между памятниками культуры, анализировать, делать самостоятельные выводы;
воспитывающие:
на основе христианских мотивов и образов в художественном мире Ф. М. Достоевского побудить учащихся к размышлениям о нравственных проблемах в мировой культуре, способствовать нравственному самосовершенствованию;
Задачи урока
рассматривая путь возрождения Раскольникова, показать, как происходит открытие христианских ценностей в сознании этого героя, а на основе сопоставления с другими произведениями помочь учащимся понять, в чём видит писатель источник обновления жизни;
подготовить к сочинению
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: портрет Достоевского; репродукция картины А. А. Иванова «Явление Христа народу»; репродукция картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне»; музыка - органная фуга Баха; презентация, подготовленная учащимися (литературный монтаж на основе фрагментов из произведений); презентация, подготовленная учителем («Путь Раскольникова к воскресению»).
Словарь урока:
Евангелие – два греческих корня: «ев» - благо, «ангелло» - возвещать, благая весть;.
Мессия – Помазанник Божий (Спаситель).
Покаяние – добровольное признание в совершённом проступке.
Раскаяние – чувство сожаления по поводу своего проступка.
Эпиграфы к уроку:
«К чтению Достоевского приходится готовить душу, как к исповеди, иначе ничего не поймёшь» (В. Распутин).
«Обрести Христа – значит обрести собственную душу» (Ф. М. Достоевский).
Формулировка проблемы учащимися.
В начале урока два ученика предлагают презентацию «Почему вся мировая культура обращается к образу Христа?» с вопросами, доказывающими, что Библия вдохновляла многих поэтов, писателей, художников. В этом они убедились, проведя большую поисковую работу. Это может быть и «живая презентация» - при желании в литературной композиции каждый может озвучить свой вопрос, так как это итог предварительного исследования всех ребят.
1. ( Слайд1) Итак, прочитано три романа Ф. М. Достоевского. Рассмотрены основные проблемы. А вопросы всё равно остались. При изучении творчества великого гуманиста их стало даже ещё больше. Мы поняли, что хотим получить ответы на вопросы, которые сводятся к одной теме, к одному образу – образу Христа.

2. Вот, например, репродукция картины А.Иванова «Явление Христа народу». Картина уникальная. Её уникальность не только в глубинном смысле, но и в огромности вложенного труда: шестьдесят подготовительных этюдов и необычность внешней формы. Хочется понять, что побудило автора в поисках большой отчётной картины остановиться на сюжете «Явление Мессии» и более двадцати лет (почти полжизни!) посвятить двум евангельским событиям – крещение в водах Иордана народа Израиля и «явление Христа народу»? (Слайд 2)
3. Почему Г. Р. Державин ещё в XVIII веке писал: «Христа нашедши – всё находим!»?(Слайд 3)
4. Почему А. С. Пушкин, как всякий гений, ощущая присутствие в мире злой воли, говорил:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена. (Слайд 4)
5. Николай Гумилёв в своём стихотворении «Выбор» приглашает к разговору о тех, кто отвернулся от Бога:
Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, всевидящим богом оставлен,
Он о муке своей возопит. (Слайд 5)
- Анна Ахматова просто обожествляет всё окружающее, советуя попавшему в беду обратиться к молитве, чтобы не впасть в отчаяние:
В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть. (Слайд 6)
6.Совершенно неожиданно звучит исповедальное признание С. Есенина:
Стыдно мне, что я в Бога верил,
Горько мне, что не верю теперь. (Слайд 7)
7. Наконец, в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» «восприимчивость к Слову Божию, отклик на него становятся самой важной оценочной характеристикой»1 героев, да и весь роман построен на евангельских сюжетах, начиная с эпиграфа, в котором сказано: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Это цитата из Библии, то есть прямая соотнесённость с евангельским повествованием. (Слайд 8)
- А главная мысль романа «Идиот» - это изображение «положительно прекрасного человека». По Достоевскому, как мы узнали, на свете есть только одно «положительно прекрасное» лицо – Христос, с которым много общего в главном герое. Не случайно в черновиках Достоевский называл Мышкина «Князь Христос». (Слайд 9)
Обобщающий проблемный вопрос. Почему потребность говорить Богу, открываться всевышнему присуща едва ли не всем русским людям? Почему к христианскому учению обращаются все великие умы? Какую особую значимость имеет Библия? (Слайд 10)
После такого вступления можно включиться в урок и учителю, поменявшись с учащимися местами. Это хорошее осуществление педагогики встречных усилий, в которых процесс освоения новых знаний основывается на взаимоподдержке с обеих сторон. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. В связи с этим для реализации учебно-исследовательской деятельности мной выбрана на этапе овладения коммуникативной компетенции наиболее приемлемая модель - «Союз».
Определение темы и постановка цели учителем (вторая презентация используется в течение всего урока по мере необходимости или в конце урока как обобщение перед творческой работой)
Учитель. Подобные вопросы могут быть бесконечными. Есть, например, прекрасные полотна живописи по сюжетам жизни Иисуса Христа. Это «Святая ночь» Корреджо, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Это не иллюстрации к Книге Книг, это уникальные произведения. Можно привести ещё множество примеров из художественной литературы. Поэтесса Зинаида Гиппиус делится своим сокровенным желанием:
Как Бог, хотел бы знать я всё о каждом,
Чужое сердце видеть как свое,
Водой бессмертья утолять их жажду
И возвращать иных в небытие.
Её «я» стремится стать сопричастным божественному началу. И так далее. Но дело не в этом. Это уже факт, в котором вы убедились сами, что вся мировая культура: музыка, живопись, литература – пронизана идеями Библии. Нам важно понять, почему века православия оставили в памяти поколений такой неизгладимый след, что без знаний библейских заповедей, сюжетов невозможно приобщиться к великой культуре, трудно понять произведение художественной литературы. Что это? Желание заставить нас поверить в Бога? Религиозный дурман? Или приобщение к каким-то духовным ценностям? Вот на эти вопросы мы и попробуем ответить с помощью Достоевского на сегодняшнем уроке.
Тему и эпиграфы обязательно записываем.
Урок предполагает более углублённую исследовательскую работу с текстом, поэтому любые размышления, конечно, идут от текста.
Подвожу детей к анализу эпизода «Чтение Соней Евангелия».
- Мы говорили, что Достоевский тонко чувствовал русское слово, и оно, преломлённое через талант писателя, очень волнует и тревожит нас. Например, мы всей душой болеем за будущее Сони, нам не безразлична судьба Раскольникова, хотя это человек, совершивший преступление. Правда, Достоевский не ждёт от читателя решения «осудить» или «не осудить». Здесь - философские размышления о выборе жизненного пути, о нравственных ценностях. Попробуем глубже разобраться в прочитанном. Одним из ключевых эпизодов «Преступления и наказания» является тот, в котором Соня читает Раскольникову библейскую легенду о возвращении к жизни Лазаря.
При наличии времени можно послушать, как звучит полностью легенда «Иисус воскрешает Лазаря» в Библии.
Затем работаем с текстом, пытаясь вслушаться в голос автора.
Читаем в лицах эпизод от слов «На комоде лежала какая-то книга(часть 4, глава IV).
Итак, Раскольников выбрал Соню. «Выбрал ещё тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива», - объясняет он. Именно ей решает поведать он страшную тайну. Но перед тем, как «объявить» об этом, требует найти историю о воскрешении Лазаря. Зачем? Что заставило Раскольникова обратиться к Библии? Для чего Достоевский объединил «в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги»? (Соня сознаёт себя великой грешницей и от каждого человека готова с кротостью и смирением принять суд и наказание, но она способна сострадать ближнему по-евангельски. Раскольников понял это, почувствовал, что её сострадание в глубокой вере. Поэтому нём на какое-то время дьявольское уступило место христианскому, появилась жажда слова Божия).
Вспоминаем, что Достоевский с детства любил Евангелие, читал, делал на полях заметки. Интересно его признание: «Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь – существование Божие Через большое горнило сомнений моя осанна прошла к Богу». Итогом этих сомнений стало понимание того, что Христос не просто символ веры, а воплощение самых светлых начал. Раскольников же, увлечённый своей идеей, отступил от Бога, «отрезал» себя от людей. Вначале он пытается переубедить и Соню идти его дорогой, доказать ей, что, «может, и бога-то совсем нет». А потом всё-таки просит прочитать Библию.
Обращаю внимание на значение слова «Евангелие». Евангелие, по словарю Ожегова, - это «раннехристианское учение, повествующее о жизни Христа», по этимологии слова – «ев» - благо, «ангелло» - возвещать, благая весть.
Предполагаем: возможно, Раскольников хочет услышать эту «благую весть» в ответ на нравственные муки. Ведь совершённое преступление заставило его ещё больше страдать. Где-то на подсознательном уровне он, по нашему общему мнению, сопоставляет воскрешение Лазаря с изменениями в своей жизни, надеясь на помощь Сони в этом. И Библия – его последняя надежда.
- Понимает ли Соня, из какой бездны предстоит ей поднять Раскольникова? (Да, понимает. Когда речь заходит о принципах жизни Сони, перед нами не тихая, покорная девушка, а решительная, гневная, сильная, уверенная. Она ещё не знает, кто убил, даже не догадывается, для чего Раскольников «выбрал» именно её, но голос Сони становится «всё суровее и суровее», как только слышит она сомнение в существовании Бога.)
Посмотрим на поведение Сони во время первого разговора.
« - А тебе Бог что за это делает? – спросил он, выпытывая дальше.
- Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите! – вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него».
Достоевский хочет убедить нас, что именно христианская религия помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога даёт ей силы. Если теория Раскольникова толкает его на путь насилия над другими, то Соня во имя любви к людям избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на унижение и позор. Это один из путей, по мнению Достоевского, решения проблемы обновления мира.
- Какие аргументы «необыкновенного человека» опровергает «слабенькая» Соня? Получается ли это у неё?
Раскольников пытается доказать Соне, что она только отдалила трагедию близких, что невозможно спасти от гибели семью Мармеладовых одной верой в Бога. Для доказательва исследуем ещё один фрагмент диалога.
«- Катерина Ивановна в чахотке, в злой; она скоро умрёт, - сказал Раскольников
- Ну а коли вы, ещё при Катерине Ивановне, теперь, заболеете и вас в больницу свезут, ну что тогда будет? – безжалостно настаивал он
- С Полечкой, наверное, то же самое будет, - сказал он вдруг
- Нет, нет! Её бог защитит, бог! – повторяла она, не помня себя».
Судя по ответам, Соне опровергнуть рассуждения Раскольникова на первый взгляд нечем. Почему же всё-таки прозвучало: «Найди и прочти мне!» (Религиозность Сони, её способность к состраданию влияют на него).
Пытаюсь подвести мысли детей к главному: христианская вера героини – это действенная забота о ближних, направленная на спасение погибающих. Многие исследователи отмечают, что доминирующим чувством в художественном мире Ф. М. Достоевского является боль, боль от всепроникающего зла. «Это чувство можно сравнить с болью Христа за всех людей на земле»2. Как тонкий психолог, Достоевский показывает, что причина зла, овладевшего Раскольниковым, не только социальная, зло – это порождение его души, отвернувшейся от Бога, нарушившей одну из главных евангельских заповедей «Не убий!» Соня тоже задаёт вопрос: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?» Но в то же время ей мучительно хотелось прочесть именно ему, чтоб он слышал». Её желание - повернуть Раскольникова к Богу, к людям, к любви. «И он, он – тоже ослеплённый и неверующий, он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же», - волнуясь, дрожа от радостного ожидания, мечтает она.
Тем более какой-то маленький шажок уже к этому сделан. Уже потом, во время второго посещения, Раскольников опять же будет вести себя не так, как спланировал: «Он совсем, совсем не так предполагал объявить и сам не понимал того, что теперь с ним делалось». Признание он хотел сделать в «вызывающей» форме. Но «выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий» тон не получается: «Он хотел улыбнуться, но что-то бессильное и недоконченное сказалось в его бледной улыбке. Он склонил голову и закрыл руками лицо». Не мог он ненавидеть и произносить кощунственные слова в тот момент, когда «встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд её; тут была любовь».
- Какую роль играет в данной сцене Библия в «старом кожаном переплёте»? Какова роль этого эпизода? ( Эпизод связан с сюжетом в целом. Духовное воскресение – главная сюжетная параллель, ключевая проблема романа, к которой подводит нас писатель. Обращение к Библии – это приближение к христианству. А в приобщении человечества к христианству Достоевский видел путь нравственного очищения.)
Записываем на доске и в тетрадях цепочку ассоциаций: Бог Иисус Христос Библия приобщение к христианству нравственное очищение духовное воскресение.
Конечно, не сразу Раскольников прозрел. Прочитали с Соней Евангелие и всё. Нет, этот путь был долгим и трудным, может быть, бесконечным, не окажись около него рядом Сони. Ей было суждено разделить наказание, глубину душевных мук Раскольникова.
Хочется направить чувства детей на удивление, тихое, спокойное любование. Для меня важно, чтобы дети поняли писателя на эмоциональном уровне, откликнулись сердцем.
Кто-то очень мудро сказал: есть на Руси девушки, приходящие в этот мир Христовыми невестами, с необыкновенно чуткой и любящей душой, наделённой даром бесконечного сострадания к людям. Им даровано нести радость, надежду и утешение, им даровано быть тем огоньком, к которому в трудную минуту люди протягивают руки. Таким огоньком оказалась на пути Раскольникова Соня. На всём протяжении романа Раскольников ясно осознаёт эту девушку частью своей души, и пусть даже он сознательно считает её «юродивой», всё равно он узнаёт в ней свою веру, любовь, свой путь к спасению, которые продолжают в нём всё-таки жить.
- В чём состоит наказание Раскольникова?
Восстав против несправедливости, Раскольников идёт убивать старуху-процентщицу, как и семилетний мальчик в первом сне «вдруг вскакивает и в исступлении бросается кулачонками на Миколку». Он совершает преступление, думая, что избавить людей от страданий может некий «властелин». По Библии, творящий зло или мыслящий о злом, осуждён на страдание. Так и произошло с Раскольниковым. Он ещё только вынашивает замысел убийства, а уже мучается. Мысли об убийстве и понимание бесчеловечности этой мысли несут страшные мучения, душевный разлад: «О боже! Как это отвратительно!... И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?...» Герой, одержимый идеей, постоянно находится в состоянии нервного возбуждения. Несмотря на духовную и физическую подавленность, Раскольников идёт на убийство. Идея, разрешающая преступление, побеждает добрые чувства. Но совесть Раскольникова не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Его человеческая природа не выдерживает чувства преступности. Поэтому за преступлением последовало наказание. Антигуманная теория Раскольникова, бесчеловечная идея привела к разладу с людьми, к нравственным мучениям. Достоевский постоянно заостряет внимание на этом.
Приводим примеры:
«Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось душе его» (ч. 2, гл. I)
«Он ясно ощущал, что ему нельзя было более обращаться к этим людям И будь это все его родные братья и сёстры, то и тогда незачем было обращаться к ним. Это было ощущение, мучительнейшее из всех» (ч. 2, гл. I).
«Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал полчаса в таком страдании, которое никогда не испытывал» (ч. 2, гл. II)
«Лицо его было чрезвычайно бледно и выражало необыкновенное страдание, как будто он только что перенёс мучительную операцию или его сейчас выпустили из-под пытки» (ч. 2, гл. V).
«Мать испугалась его взгляда. В этом взгляде просвечивалось сильное до страдания чувство» (ч. 3, гл. I).
Так в романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Жизнь, по Достоевскому, недостойна и бессмысленна, если люди в ней искренне, по-доброму «обняться друг с другом не могут». Ненависть, желание возмездия для писателя неприемлемы.
Соня предлагает Раскольникову свою вину искупить страданием, а «страдание не только для героя, но для самого Достоевского – признак человечности». Да и вина у Раскольникова немалая: он исходит из презрения к людям, которых считает «тварью дрожащей». Этот путь Сони герой принимает в конце романа: «он ничего бы не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал». А пока он поверил Соне, убедился, что её любви хватит и на то, чтобы принять участие в его трагедии. Ведь смогла же она вместо того, чтобы оттолкнуть или выразить возмущение, отвращение в ответ на признание, с болью сказать удивительные слова: «Что вы это над собой сделали?»
Обращаемся к эпилогу романа.
Первое, что смогла сделать Соня – это привести Раскольникова к покаянию. Об этом автор рассказывает в эпилоге – глава II.
Попробуем вникнуть и разобраться в том, раскаялся ли Раскольников в убийстве, что он считает преступлением, чего себе не прощает.
Читаем: «Он был болен уже давно, но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не лоскутное платье сломили его.Нет! Он и кандалов не стыдился: его гордость была сильно уязвлена. Он заболел от уязвлённой гордости. Он строго судил себя, но ожесточённая совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадёжно, глухо и глупо.
Он не раскаивался в своём преступлении.
Он страдал от мысли: зачем тогда себя не убил? Зачем тогда стоял над рекой и предпочёл явку с повинною?
Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь».
О чём Раскольников сожалеет? С этого вопроса начинается анализ прослушанного эпизода. Выясняем, что герой всё-таки сожалеет о том, что «предпочёл явку с повинной». Другими словами, он только покаялся, но не раскаялся. Чтобы направить учеников на внимание к слову, не забываю напомнить о лингвистическом подходе. Два слова: покаяние и раскаяние. Приставки в каждом из них вносят своё значение, да и сам текст нагружает и то и другое слово особой значимостью. С удивлением старшеклассники приходят к самостоятельному выводу: по словарю Ожегова, покаяние – это «добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке», раскаяние – это «чувство сожаления по поводу своего проступка». Получается, что он не раскаялся. Пытаясь обвинить себя, не находил вины даже на каторге. Его явка с повинной пока, к сожалению, никак не связана с раскаянием.
- Почему же тогда в последнем абзаце автор говорит о «будущем воскресении»? На основании чего? Ни в поведении, ни во внутреннем монологе мы этого не видим!
Думаем, пересматриваем, перечитываем. И приходим к выводу: Достоевский смотрит на своего героя как бы со стороны и понимает, что его герой внешне просто ещё не осознаёт будущего перелома, но шаги к этому уже делает. Первый шаг – требование прочитать Евангелие, второй – вот эти внутренние монологи с самим собой.
Предчувствие чего не осознаёт Раскольников? (Предчувствие нового взгляда на жизнь, не случайно ключевым является слово «будущего».)
Проводим эксперимент: читаем текст без повтора.
Что изменилось? Что потерял текст? (Остались факты, не чувствуем главного. Сохранилась только предметно-логическая информация, но эмоциональная выразительность, уверенность утратились.)
Какова роль этого стилистического повтора? ( Благодаря повтору фраза приобретает напряжённый ритм. Мы чувствуем, что Достоевский ещё раз подходит к главному. Будущее духовное воскресение падшей личности – вот на что направлена воля автора.)
Это предчувствие будущего, как мы знаем, осуществилось. Пребывание Сони на каторге всё-таки подействовало на Раскольникова. После чего начинается контакт с ней? (После последних снов, в которых писатель обращается к будущему, но будущему страшному и ужасному. Картина погибающего мира в этом сне – отражение постоянных раздумий.)
Учащиеся пересказывают содержание снов, заостряя внимание на главном: Раскольникову снилось, что весь мир осуждён в жертву какой-то страшной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме избранных. Появившиеся новые трихины, вселявшиеся в тела людей, делали их бесноватыми и сумасшедшими. Целые селения, народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нём одном заключается истина. Люди, перепутав добро и зло, убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.
В жизни великих людей всегда ощутимо провидение, а в случае с Достоевским оно поразительно. Чем по существу является этот сон? (Можно сказать, здесь изображается конец мира. И причина этого – единству противостоит разобщение. Каждый есть сам Раскольников.)
Как принимает это Раскольников? (Он в ужасе отшатывается от этой последней границы, куда привела его идея, по И. Виноградову, идея безбожия, безверия, ведь теория Раскольникова греховна по своей природе. Он понял, что это неизбежное следствие его идеи, что зло всегда порождает зло. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его», - говорится в Евангелии. Возможность воскресения – это и есть «свет во тьме».
Ещё Шиллер говорил, что «сон – это голос подавленной совести». Какой нравственный выбор подсказывает ему во сне совесть? (Не надо стремиться стать Наполеоном. Если зло кажется таким ужасным, кошмарным, то надо повернуться лицом к добру.)
Так писатель подводит своих героев и читателей к главному нравственному понятию. Ф. М. Достоевский, по словам Н. О. Лосского, даже тогда, когда дружил с убеждённым атеистом В. Г. Белинским (это было в последний период его жизни), хранил в себе «горячее чувство преклонения перед Христом как высшим воплощением добра». В каждом своём романе писатель хотел донести до читателя идею о возрождении доброты и милосердия в людях. Как будто видя Божий рай, Достоевский мечтал видеть в нём чистых сердцем людей. Именно с добрых поступков может начаться обновление человека. Добро в его романах не просто побеждает зло, а в жесточайшей борьбе. В романе «Братья Карамазовы» Митя говорит: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
Обращение к картине А. Иванова «Явление Христа народу».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

По словам Генриха Митина, «с появлением оды Державина «Христос» не одна только литература, но вся русская культура XIX века нашла своего главного героя, свой главный пафос». Смысл величайшей картины Александра Иванова далеко не исчерпывается сюжетом. Христос для художника – символ добра, душевной чистоты, высшей справедливости. Он пришёл, по его собственным словам, не к праведникам, а к грешникам: « Ибо я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Предлагаю вспомнить, кто ещё является с такой же миссией. (Князь Мышкин: «Я иду к людям с добром».)
Сообщение ученика о романе «Идиот» (реализация домашнего задания)
Мышкин – это простой смертный человек, но своим духовным развитием приблизившийся к идеалу Христа. По замыслу автора, он призван исцелять поражённые эгоизмом души людей («Теперь я к людям иду; я, может быть, ничего не знаю, но наступила новая жизнь. Я положил исполнить своё дело честно и твёрдо» (ч. I, гл. VI). Его возвращение в Россию, в Петербург, полный тёмных интриг и разъедающих душу страстей, напоминает пришествие Христа. Отличается он от всех своей неизбирательной любовью ко всем, своим христианским состраданием. Мышкин никого не судит, ко всем относится с состраданием и бесконечным смирением, выдерживает пощёчину Гани Иволгина, высокомерие Аглаи, насмешки окружающих, ненависть Рогожина. В Швейцарии выполняет свою миссию: помогает Мари, побитой каменьями односельчан. История Мари напоминает евангельскую историю о Марии Магдалине, где главным является сострадание к согрешившей. Создаёт детское братство, как в Евангелии: «Но Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царство небесное» (Евангелие от Матфея). Как христианство пустило корни в мире через проповедь двенадцати апостолов, так и Мышкин должен возродить утраченную веру в высшее добро.
Делаем выводы.
Акакий Акакиевич, Макар Девушкин, Мармеладов, Соня – все они предстают жертвами вопиющей несправедливости. Их униженность и оскорблённость определяются невозможностью быть самими собой, на каждом шагу их заставляют чувствовать свою неполноценность. Но всё-таки Ф. М. Достоевский против мести. Даже самая справедливая месть, по мысли Достоевского, - звено в бесконечной цепи зла. Во всех трёх романах писатель утверждает, что за ненавистью должна стоять любовь. В этом великий смысл прощения. Иначе это приведёт к бессчётным жертвам (сон Раскольникова) или приведёт героя в тупик, как Ивана Карамазова.
Дальнейшие вопросы протягивают ниточку к одному из эпизодов романа «Братья Карамазовы».
- Что произошло с этим героем? (Он не верил в Бога. А если Бога нет, то, по его формуле, всё позволено. Но это неверие привело героя к одиночеству, его гнетёт чувство отчуждения. Смердяков говорит: «А чего у вас глаза пожелтели?» Слово «жёлтый» в романах Достоевского имеет существенный «внутренний смысл». В романе «Преступление и наказание», как отмечает Вадим Кожинов (Литература в школе. 1994.- № 5.), «жёлтый – это как бы цвет того мира, того пространства, где было и задумано и совершено преступление». Здесь жёлтый цвет символизирует нравственную болезнь. Иван и на самом деле лишается разума.)
Но он, правда, приводит такие вопиющие факты, на которые трудно ответить смирением, а не местью. Приведите примеры таких фактов. (Отсутствие Бога он видит в страданиях детей. Он спрашивает, что нужно сделать с тем генералом, который по своей прихоти затравил псами на глазах у матери её сынишку, случайно подбившего ногу любимой генеральской собаке. На это даже «смиренный послушник» Алёша говорит «расстрелять». Если такую жестокость, по мнению Ивана, не останавливает справедливая рука, то Бога нет.)
Чувствуется ли отношение автора к таким фактам? (В какой-то мере писатель на стороне Ивана, но осуждает его за презрение к людям, проявившееся , хоть и косвенно, в убийстве отца, в сочинённой легенде о Великом инквизиторе.)
На одном из уроков мы читали эту легенду, поэтому суть её легко было вспомнить: Великий инквизитор утверждал, что только чудо может управлять человеком. А Христос на это отвечает молчанием. «Вместо ответа Христос вдруг приблизился и поцеловал его в уста». И это молчание тревожит инквизитора.
На чьей стороне автор? (Он не согласен с инквизитором. «Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо», - говорит Достоевский.)
Итак, мы видим крах философии Ивана. Она и не должна была победить, так как в легенде – глубочайшее пророчество. Опека, соединённая с презрением. Сколько таких примеров! (Фашизм, сталинский террор.)
Снова обобщаем сказанное.
То, о чём предупреждал Достоевский, история подтвердила как факт. Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеона) и спасителя человечества (Мессии) одновременно. Это невозможно. Духовные ценности, представления о добре и зле смешивать нельзя. Нужно выбрать что-то одно.
Обращение к картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне», основная идея которой – проблема выбора.
И. Н. Крамской написал не традиционного Христа, а, по его признанию, «своего собственного Христа», в образе которого он выразил свои нравственные искания. Идейный смысл картины составляют мысли Крамского о выборе жизненного пути человеком, его представление о Христе как воплощении совести и долга человека. В основу сюжета картины лёг эпизод из Евангелия от Матфея о пребывании Иисуса в пустыне, где рассказывается об искушении Христа дьяволом во время сорокадневного одиночества.
«Иисус возведён был Духом в пустыню для искушения от дьявола. И приступил к нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Так Иисус не поддался ни одному из соблазнов: не спрыгнул с вершины холма, не сошёл с креста, когда того требовала толпа, «издеваясь и дразня». Он сказал: «Отойди от меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи». Христос не захотел поработить человека чудом, он жаждал свободной веры.
- Как вы считаете, это важный момент в жизни Христа?
Учащиеся осознают, что проблема выбора – одна из главных вех в жизни не только Христа, но и любого человека. Сам Крамской говорил: «Это не Христос. Я не знаю, кто это. Это есть один момент в жизни каждого человека, когда на него находит раздумье: пойти ли направо или налево». В тексте, написанном искусствоведом Н. Машковцевым, подчёркивается: «Так изображена Крамским драма человека, предоставленного самому себе, одинокого, окружённого немой и неприветливой природой, драма человека, перед которым расстилается жизнь, и в этой жизни нужно сделать выбор, раз и навсегда определив свой путь». В своём трагическом ощущении жизни близок Крамской и Достоевскому. И Ф. И.Тютчев сказал об этом же:
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия.
Поэтому перед нами измученный, исстрадавшийся, усталый человек, такой же, каким мы видим Раскольникова в конце романа.
Понадобились бесконечные муки совести, страшные провидческие сны, прежде чем Раскольников наконец-то бросится на колени не перед абстрактным человеческим страданием, а перед Соней, протянет руки, чтобы дальше идти по жизни вместе, но уже дорогой любви, а не ненависти.
Эпизод об этом читаю всегда наизусть. Хочется передать детям то потрясение после первого чтения и мучительного ожидания «хорошего конца», которое испытала когда-то сама. Ведь пока читаешь, всё сердце «выболит» и за Раскольникова, и за Соню, и за всех «униженных и оскорблённых».
От слов: «Раскольников вышел из сарая на самый берег Вдруг подле него очутилась Соня..» до слов « Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.»
Финал романа десятиклассники всегда слушают с затаённым дыханием, с просветлённым взглядом, поэтому после некоторого молчания уверенно подвожу итог.
- Не ошибусь, наверное, если скажу, что у каждого читателя при чтении этих строк наступает душевное спокойствие. Почему? (Соня своей верой в Бога и безграничной, всепрощающей любовью смогла пробудить Раскольникова. Какой трудный и долгий путь прошла она, пока услышала, ощутила сердцем душевный отклик! Её любовь день ото дня приближала Раскольникова к раскаянию, а это значит – возвращению к людям. Человек, по Достоевскому, не может жить без точки соприкосновения с другими людьми.)
Чтобы проверить, насколько твёрдо сформировалась нравственная позиция у ребят, задаю провокационные вопросы.
- Вы согласны с тем, что Раскольников – честный, добрый, способный сострадать? (В основном ответ – «да»).
- Почему же такой человек встал на путь насилия? ( Он хотел изменить мир, наполненный вопиющей несправедливостью).
- За что всё-таки автор осуждает своего героя? (Недопустимо поднимать топор на человека, особенно если он падает на совершенно безвинного.)
- А что же тогда делать с несправедливым устройством мира, с нищетой? Как нужно было помочь Соне? Надеяться на то, что кто-то случайно, как Свидригайлов, поможет? Что должен был делать мальчик в первом сне Раскольникова в ответ на бесчеловечное истязание животного? Терпеть? Смириться? Может быть, Раскольников виноват только в том, что поднялся на борьбу один? Ведь мы сочувствуем ему. Не лучше ли всем вместе, как в последнем сне?
Но поставленные вопросы, на первый взгляд как будто неразрешимые, запутанные, наоборот помогают учащимся прийти к единому общему мнению: путь Раскольникова уже пройден. Всеобщая революция была. Она изменила жизнь многих, всколыхнула сознание народа. Но жестокости стало ещё больше. «Их воскресила любовь», - говорит Достоевский о Раскольникове и Соне. И со злом нужно бороться силами добра, любви и справедливости. Бог – это не только небесный владыка. Бог обозначает наличие в сердце человека закона любви, добра и красоты.
Писатель-гуманист, « осудив кровавую «пробу» своего героя, провёл его через все круги «ада» и дал возможность возродиться для новой жизни»3, подтвердив свои мысли: «Обрести Христа – значит, обрести собственную душу». Обращение к идее Христа Достоевский считал залогом возрождения.
- От чего предостерегает автор? (От нравственного падения.)
Должно быть такое приобщение к христианству, которое явилось бы нравственным очищением, духовным воскресением, как в романах Достоевского. Так приоткрывается христианская первооснова, суть которой – сердечная теплота христианской любви. Она ориентирована на высшие ценности. Всё, что рассмотрено на уроке, обращено к духовному миру. Экология души, как убеждает мировая культура, в такой же степени важна, как экология природы. И мы должны быть благодарны Ф. М. Достоевскому за нравственные уроки, за Слово, воспитывающее в нас духовную устойчивость.
Обобщение всего сказанного на основе презентации.
Логичным продолжением урока и своего рода итогом может быть работа старшеклассников над созданием речевого произведения в жанре эссе или мини-сочинения, которое потом станет основой итогового сочинения. Обычно предлагаю написать о том, что взволновало (возможно, обстановка урока содействовала возникновению каких-то интересных мыслей, которые в обыденной жизни можно «потерять»). Знаю, что очень ценно приблизить урок к другим видам искусств, поэтому письменная работа - на фоне музыки.
Прослушивание органной фуги Баха.
В одном из немецких городов есть церковь святого Фомы. Она прославилась тем, что 250 лет тому назад музыкой в этой церкви управлял Иоганн Себастьян Бах.
Любимейшим инструментом его был орган, этот величественный, могучий инструмент. Для органа Бах написал множество прекрасных сочинений, в которых выразилось стремление поднять, возвысить, облагородить человека.
Сейчас прозвучит одна из прекраснейших фуг Баха. Фуга отличается тем, что в ней нет разделения на главный голос и аккомпанемент. Все голоса одинаково важны. Прослушайте её и подумайте над вопросами: что объединяет эти два великих произведения? Бах стремился возвысить, облагородить человека, а Достоевский? Какие пути к оздоровлению видел он?
Свои мысли предлагаю записать (письменный анализ своих чувств, переживаний – рефлексия)
Ответ на проблемный вопрос урока, прозвучавший во многих письменных ответах:
Обращение к образу Христа как нравственному идеалу не означает стремления угодить возрождающемуся религиозному сознанию, а обусловлено идеей спасения, обновления нашего мира. Именно поэтому писатели XIX-XX веков основывались на Библии, поэтому нет ни одного вида искусства, в котором не разрабатывались бы библейские мотивы. Произведения живописи, музыки несут в себе духовную информацию об общечеловеческих ценностях. Важно, чтобы современный человек не растерял эти духовные ценности.
Домашнее задание: написать сочинение по теме «Христианские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского».
Литература:
1Тарасов Ф. Б. О евангельских основаниях «Братьев Карамазовых» //Литература в школе. 1997. - № 6. – С. 21.
2Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. – 1992. -№ 5-6. – С.59
3Лебедев Ю.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. – 1990. - № 6.- С.16 - 29.
Телегин С. М. Достоевский в зарубежной критике //Литература в школе. – 2000. - № 7.
Митин Генрих. Тайна вещих строк (русское Возрождение: от Державина до Блока) // Литература в школе. 1996. – № 3. – С.16.
Гаричева Е.А. Изучение романа Ф. М. Достоевского «Идиот» // Литература в школе. 1998. - № 6. – С.
Маранцман В. Г.. Проблемный анализ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»// Литература в школе. 2005. - № 11. – С. 31.
Ходякова Л.А. Сочинение-рассуждение на основе картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне».// Русский язык в школе. – 1997. - № 4. – С.15.
Мурашова О. А. Тема греха и наказания // Литература в школе. - 2006. - № 9.
Инокиня Галина (Ибрагимова). Мир христианских ценностей // Литература в школе. – 2005. - № 10. С. 27.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе.10 класс II полугодие. М.: «Вако», 2004.




Картинка 1 из 30315