Разработка внеклассного мероприятия по русской литературе Несказанное, синее, нежное (по творчеству Сергея Есенина) 6 класс

Литературно-музыкальная композиция «Несказанное, синее, нежное»
(Внеклассное мероприятие по творчеству Сергея Есенина)

Цели: ближе познакомить учащихся с творчеством С.А. Есенина; пробудить интерес к его поэзии.
Участники. Две команды учащихся (10- 15 человек). Мудрая бабушка. Внучка.

Оформление. Игра проводится в актовом зале школы. На сцене (посередине) сидят Бабушка и Внучка. Команды располагаются справа и слева от них. Около Бабушки и Внучки - старинный сундук, прялка, лавка, на полу - домотканая дорожка, неподалеку - элемент стены с портретом С.А. Есенина.

Ход мероприятия:
Мои слова: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в Гостиной, посвященной жизни и творчеству величайшего русского поэта начала XX века Сергея Александровича Есенина.
Творчество Сергея Есенина – одно из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и родному.

На сцену выходят Бабушка и Внучка в народных костюмах, кланяются зрителям.
Бабушка. Низкий поклон вам, гости званые да желанные. Здравствуйте, добрые молодцы! Рады гостям, как добрым вестям. Пожалуйте к нашему сундучку. А сундучок- то непростой - волшебный. Много тайн и загадок откроется тому, кто заглянет в этот волшебный сундучок.
Внученька, правда, что в вашей школе прошел конкурс знатоков на лучшее знание творчества С. Есенина?
Внучка. Правда, бабушка. Да вот же они, знатоки.
Бабушка. Ай, какие статные да красивые! Добро пожаловать к нашему волшебному сундучку!
Внучка. Бабушка, посмотри, какой сундучок- то огромный! Наверное, много тайн и загадок хранит он под своей волшебной крышкой. Можно я посмотрю, что там внутри. (Пытается открыть ее, ничего не получается.)
Бабушка. Давай я тебе помогу. Ох, и тяжела же крышка (с трудом приоткрывают ее, обе заглядывают внутрь, и бабушка достает лист бумаги.)
Внучка. Бабушка, что это? Какой- то листок непонятный. Ничего не могу разобрать! Ни одного слова не понимаю, бабушка! (Отдает бабушке.)
Бабушка. Внученька, да это же названия блюд и напитков! Их упоминает С. Есенин в стихотворении «В хате». Вот мы сейчас и посмотрим, помнят ли знатоки эти названия.
Ребята, помогите нам разгадать тайну списка, вспомните, названия каких блюд и напитков упоминает С. Есенин в своем стихотворении (Алишер: шелуха сырых яиц, Кристина: молоко, Азамат: квас)

В это время.
Бабушка (приоткрывая сундучок). А что это такое интересное?
Внучка. Ой, бабушка, какой кувшин чудной!
Бабушка. Этот кувшин, внученька, имеет свое название:
Обращается к первой команде: «Как назывался во времена С. Есенина этот старинный кувшин?»- (Саша: дёжка);
Обращается ко второй команде: «Что в нем хранили?»- (Данил: Молоко);
Бабушка: Дети, а кто желает прочитать стихотворение «В хате».
Вика: Чтение стихотворения « В хате»
Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою - Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.

А теперь еще от каждой команды пройдут и назовут названия предметов крестьянского быта, которые упоминает С. Есенин все в том же стихотворении.
Настя: Дёжка, заслонка, лавка, солонка.
Альбина: махотка, оглобли, соха, хомут.
Внучка. Бабушка, я еще хочу заглянуть в сундучок, можно? Уж очень интересно! Помоги мне открыть крышку, пожалуйста!
Бабушка. Ах ты, непоседа моя любознательная! Так и быть, давай посмотрим. (Заглядывает в сундучок и достают оттуда поднос с веткой березы, куклой, яблоком, колокольчиком с бантиком.)
Внучка. Ой, бабушка, я ничего не понимаю! Что же, эти предметы также связаны с творчеством С. Есенина?
Бабушка. Конечно, ведь у поэта есть стихотворение, связанное с название русских праздников. Интересно, угадают ли наши знатоки по отдельному предмету название праздника? (ветка берёзы – Троица; яблоко – Яблочный Спас; колокольчик с бантиком – Масленица)
Внучка. Вот, ребята, ветка берёзы. Олицетворение какого православного праздника? (троица)
Бабушка. А яблоко, какой праздник олицетворяет? (яблочный спас)
Внучка. А колокольчик? (масленица)
Конечно. А может еще назовут и, может быть, прочитают стихотворение, в котором упоминался этот предмет.
Каждой команде бабушка показывает предмет, а представитель команд поочередно называют праздник и стихотворение.

Саша: «Береза» Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.

Альбина:
«Троица»
Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам зычный перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы. Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою. Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам зычный перезвон.




Внучка. Бабушка. А давай еще заглянем в волшебный сундучок, может, найдем еще что - нибудь?
Бабушка: Ребята, а знаете ли Вы, какие были любимые цветы Сергея Есенина? (показываем цветы, учащийся читает стихотворение)



Данил: «Васильки»
И куда своим взглядом ни кинь, Видно в поле небесную синь, Запах злака несёт ветерок, С тех полей, где растёт василёк! Васильки, васильки, васильки, Словно юности нашей деньки, Они с детства несут добрый свет, И в России нежнее их нет!
Бесконечное множество раз, Наблюдал я красу твоих глаз, В них волшебных цветов огоньки, Их напомнили мне васильки!

В это время из- за кулис начинает звучать музыка (желательна игра на баяне).
Ярослав играет на баяне.
Бабушка. О, какая удивительная музыка! Слышите? Откуда она? Неужели кто- то услышал, о чем мы вели разговор?
Внучка. Да это же из сундучка, бабушка. Это сундучок нас не услышал!
Бабушка. И правда! Песнями льются есенинские строки действительно из сундука. Знатоки, угадайте, какие стихотворения С. Есенина положены на музыку?
Звучат мелодии «Не жалею» , «Белая береза», «Клен ты мой», «Отговорила роща».
Внучка. Какие мелодии красивые! Вот бы песню хоть одну послушать!
Бабушка. А давай- ка, внученька, попросим ребят, может, кто- нибудь осмелится нам спеть!

Выходит Назмина: поет песню «Отговорила роща золотая»
Бабушка. Спасибо, милые, большое удовольствие мы получили, слушая песни.

Бабушка. Ай да ребята, ай да молодцы! Порадовали нас с внучкой! Все загадки волшебного сундучка разгадали, ни одной тайны не оставили!

Внучка. Поэтому он и открываться стал легче.
Мои слова: Сергей Есенин ушел из жизни, но его поэзия волнует и тревожит сердца читателей и сегодня.

























Сундук
Лавка
Скатерть
Дорожка
Портрет Есенина
Кувшин
Ветка березы
Яблоко
Кукла
Колокольчик
Васильки












Настя: 1)Дёжка, заслонка, лавка, солонка.
2)«Клён ты мой, опавший»

Альбина: махотка, оглобли, соха, хомут.

Азамат: «Отговорила роща золотая»


·