Конспект урока по биологии 5 класс Строение растительной клетки


«Строение растительной клетки», 5 класс ФГОС Пасечник
Учитель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Мы должны показать, как Вы хорошо умеете работать. Напомните, что мы проходили на том уроке?
Ученики: Увеличительные приборы.
Учитель: Правильно, молодцы.
I. (примерно 5 мин.)
1
2
3
4
5
6
Учитель: У Вас на столах лежат кроссворды. Вы их отгадываете каждый по одному вопросу (на один вопрос ответил 1 ученик передал соседу, всё делаем по часовой стрелке, чтобы не запутаться). Обратите внимание, что у вас должно получиться ключевое слово. Поехали!
1) Это слово образовано от греческих слов «микрос» и «скопео».
2) Самый простой увеличительный прибор.
3) На нижнем конце тубуса помещается . . . (от латинского слова «объектум»).
4) Как по – другому называется зрительная трубка?
5) В верхнем конце тубуса находится . . . (от латинского слова «окулус»).
6) В центре предметного столика имеется отверстие и под ним …
Учитель: Всё сделали, ребята? Молодцы. Теперь давайте проверим, но проверять Вы будете сами себя. В конверте, в котором был кроссворд, есть проверка, достаньте его. Оцените работу своего стола по шкале, которая указана там (0 ош. – зелёный цвет; 1 – 2 ош. – жёлтый цвет; 3ош. – синий; более 3 ошибок – красный). Поднимите соответствующий цвет. Молодцы.
II. (примерно 5 мин.)
Учитель: Обращаем внимание на ключевое слово. Какое слово?
Ученики: Клетка.
Учитель: Правильно. Молодцы. Что можно сказать о клетке?
Ученики: Всё живое имеет клеточное строение (состоит из клеток).
Учитель: Хорошо. А из чего состоит клетка? Знаем?
Ученики: Нет, не знаем.
Учитель: Так что мы будем узнавать с Вами сегодня?
Ученики: Строение клетки.
Учитель: Правильно, ребята. Сформулируйте тему урока.
Ученики: Строение клетки.
Учитель: Хорошо. Но клетки бывают разные, бывают клетки бактерий, растений и животных. Так вот мы с Вами сегодня изучим строение растительной клетки. У Вас на столах лежат исследовательские листы, сегодня мы с Вами будем работать в них. И так, записываем тему нашего исследования «Строение растительной клетки». Не забудьте подписать наши листы и поставить дату (13.10.16г.). Молодцы. (слайд) Открываем Лист 2, там прописаны тема и цель, но не заполнены. Ваша задача вписать тему нашего исследования. (пишут) И давайте с Вами сформулируем цель нашего исследования. Какая цель?
Ученик: Изучить строение растительной клетки. (слайд)
Учитель: Хорошо, записали цель в исследовательские листы. А теперь для того, чтобы изучить строение растительной клетки, вы побудете юными учеными и проведёте исследовательскую работу. На столах у Вас стоят микроскопы, напоминаю, что с микроскопом Вы работаете в парах. Я Вам раздаю готовый препарат кожицы лука. Посмотрите очень внимательно на него через микроскоп, я спрошу, что Вы там увидели. (пока дети смотрят, я напоминаю вкратце ТБ при работе с микроскопом).
Учитель: Ребята, что Вы увидели в окуляр?
Ученики: Клетку.
Учитель: И из чего же состоит клетка?
Ученики: Из прямоугольников и кружочков.
Учитель: А поточнее, как расположены прямоугольники?
Ученики: Очень близко друг к другу, внутри прямоугольников кружочки, а внутри кружочков точка.
Учитель: Молодцы. Отодвинули микроскопы. У вас в конвертах лежит конструктор. Ваша задача собрать его и наклеить в исследовательские листы. (после того как они наклеили, я ДУБЛИРУЮ ПОЛУЧИВШИЙСЯ РИСУНОК НА ДОСКЕ). Проверяем, поднимаем цветной сигнал. На обратной стороне исследовательского листа у Вас находится лист оценивание результата своей деятельности, на нём нарисованы кружочки, раскрасьте его соответствующим цветом. За работу с кроссвордом тоже раскрасть кружочек.
III. (примерно 4 мин.)
Учитель: Молодцы. А Вы знаете, что у каждого прямоугольника и кружочка с точечкой есть научное название, которое Вам сейчас предстоит узнать. Для этого нужно выполнить ряд заданий. Работаем в парах. Для каждой пары свой конверт с заданиями (фамилии учеников указаны на конвертах). (1 столу загаданы слова: оболочка, поры, цитоплазма; 2 столу загаданы слова: ядро, ядрышко, вакуоль). Не забудьте записать отгаданное слово.
№ 1. Математические ребусы.
Задание для 1 пары:
Ы
Решить примеры и расставить ответы с соответствующими цифрами по возрастанию.
О
6·5+(73 – 26) =
Р
60: 3+5·5 =
(100 – 36): 8·6=
П

180: 6 : 10= Задание для 1 пары:
Я
Решить примеры и расставить ответы с соответствующими цифрами по уменьшению.
Р
6·5+(73 – 26) =
Д
60: 3+5·5 =
(100 – 36): 8·6=
О

180: 6 : 10=
№ 2. Поменяй в слогах буквы местами так, чтобы получилось слово.
бо – ло – чо – ак дя – шыр – ок
№ 3. Реши анаграмму по инструкции.
Возьми из первого ряда четвёртую букву.
Возьми из третьего ряда десятую букву.
Возьми третью букву из четвёртого ряда.
Возьми из второго ряда первую букву.
Возьми вторую букву из второго ряда.
Возьми седьмую букву из второго ряда.
Возьми из третьего ряда первую букву.
Возьми девятую букву из третьего ряда.
Возьми из пятого ряда третью букву. Возьми пятую букву из пятого ряда.
1 2345 6 7 8910
1 уфхцчшщэю я
2 опрс т к л мнв
3 абв гд е ё жзи
4 рстуфж з ъ ыь
5 клмнаи р с т з Возьми из второго ряда десятую букву.
Возьми из третьего ряда первую букву.
Возьми первую букву из пятого ряда.
Возьми из первого ряда первую букву.
Возьми первую букву из второго ряда.
Возьми вторую букву из пятого ряда.
Возьми из четвертого ряда десятую букву.
1 2345 6 7 8910
1 уфхцчшщэю я
2 опрс т к л мнв
3 абв гд е ё жзи
4 рстуфж з ъ ыь
5 клмнаи р с т з
Учитель: Ребята, все закончили? Молодцы. Давайте быстренько разомнёмся и продолжим.
IV. (1 мин.) Физминутка. Встали потянулись, размяли пальчики.
V. (примерно 5-6 мин.)
Учитель: Ребята, сейчас работаем с конструкторами, которые Вы собрали в начале урока. И так, 1 стол и 2 стол какие Вы слова отгадали назовите по очереди?
Ученики: ПОРЫ, ЯДРО, ОБОЛОЧКА, ЯДРЫШКО, ЦИТОПЛАЗМА, ВАКУОЛЬ.
Учитель: Хорошо поработали. Молодцы. Все отгадали правильно, поэтому это задание все могут оценить зелёным цветом, разукрасили кружочек.
Все эти части клетки называются органоидами. Ребята, как Вы думаете когда была открыта клетка?
Ученики: Не давно, или называют различные века.
Учитель: (слайд) Клетка была открыта в 17 веке английским ученым Робертом Гуком, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, он первым ответил на вопрос: “Из чего же они построены?” (слайд с клеткой) Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками.
В конце Вашего исследовательского листа есть словарь юного исследователя, найдите в нем определение термина клетка.
Ученики: Зачитывают: Клетка –обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. (слайд)
Учитель: Хорошо. А сейчас мы посмотрим небольшой фильм, который поможет нам выяснить, где находятся эти части в клетке. Смотрим внимательно. (по ходу просмотра после каждой составляющей части клетки, учитель останавливает фильм и вместе с учениками подписывает собранный конструктор).
Учитель: Так у нас получилось, ребята, проверяем (смотрим на экран)? А все ли мы подписали органоиды?
Ученики: Нет. Не назвали поры и ядрышко.
Учитель: Давайте обратимся за помощью к нашему учебнику. Открываем с. 35 рис. 19 , посмотрите, где находятся поры и ядрышко. Подпишите у себя, а у доски покажет Дарья Никонова (поры) и Антипова Настя (ядрышко)
VI. (примерно 1-2 мин.)
Учитель: И так, мы выяснили с Вами из чего состоит клетка. Теперь проверим, как мы это всё поняли. У Вас на последней старицы исследовательского листа находится «Словарь юного исследователя». Подчеркните в нём все определения органоидов. Работаем самостоятельно.
Учитель: Давайте проверим, что Вы подчеркнули. (дети зачитывают определения, если хватает времени, или собираю и проставляю оценки) ИЛИ: В конце урока я соберу у Ваши исследовательские листы и проверю, как Вы нашли нужные определения.
Что такое поры? (Антипова Настя)
Что такое ядро? (Кабанов Иван)
Что такое оболочка? (Латюк Дарья)
Что такое ядрышко? (Большухина Карина)
Что такое цитоплазма? (Вербина Кристина)
Что такое вакуоль? (Булатова Полина)
Учитель: Просигнальте мне, как Вы справились с заданием. Хорошо. Быстренько закрашиваем кружочек в соответствующий цвет.
VI. (примерно 2-3 мин.)
Учитель: Молодцы. Продолжаем нашу самостоятельную работу со словарём. У Вас в исследовательских листах есть таблица, в которой перечислены все органоиды, в конвертах для каждого лежат характеристики этих органоидов. Ваша задача заполнить таблицу, выбрав и приклеив нужную характеристику соответствующему органоиду. Ваши листы соберу и За эту работу я поставлю оценку.
Характеристика органоидов растительной клетки.
Органоиды Характеристики
ПОРЫ ЯДРО ЯДРЫШКО ВАКУОЛЬ ОБОЛОЧКА ЦИТОПЛАЗМА VI. (примерно 1-2 мин.)
Учитель: Молодцы, ребята. Наш урок подходит к концу. Скажите мне, пожалуйста, что Вы сегодня исследовали?
Ученики: Клетку. (строение клетки)
Учитель: Из чего состоит клетка?
Ученики: Поры, ядро, ядрышко, вакуоли, оболочка, цитоплазма.
Учитель: Молодцы. А кто-нибудь запомнил как это называется одним словом?
Ученики: Органоиды. (Никонова Дарья)
Учитель: Правильно. Спасибо. Запомните это слово. Ребята, сформулируйте итог нашего урока и вывод по Вашей исследовательской работе.
Ученики: Мы изучили строение растительной клетки, она состоит из: пор, вакуолей, ядра, ядрышка, оболочки, цитоплазмы. (Антипова Настя) (записывайте вывод в исследовательский лист). (слайд)
VII. (1 мин.)
Рефлексия.
Учитель: Ребята, мне понравилось как Вы сегодня работали, молодцы. Просигнальте зелёным цветом те дети, которые на сегодняшнем уроке выяснили для себя много нового, а те которые ничего не поняли, кому было не интересно – красным цветом.
VIII. (1 мин.) Записываем домашнее задание. §7, с. 34-36 или сделать таблицу в исследовательских листах.
РЕШИ КРОССВОРД.
1
2
3
4
5
6

1) Это слово образовано от греческих слов «микрос» и «скопео».
2) Самый простой увеличительный прибор.
3) На нижнем конце тубуса помещается . . . (от латинского слова «объектум»).
4) Как по – другому называется зрительная трубка?
5) В верхнем конце тубуса находится . . . (от латинского слова «окулус»)
6) В центре предметного столика имеется отверстие и под ним …
РЕШИ КРОССВОРД.
1
2
3
4
5
6

1) Это слово образовано от греческих слов «микрос» и «скопео».
2) Самый простой увеличительный прибор.
3) На нижнем конце тубуса помещается . . . (от латинского слова «объектум»).
4) Как по – другому называется зрительная трубка?
5) В верхнем конце тубуса находится . . . (от латинского слова «окулус»).
6) В центре предметного столика имеется отверстие и под ним …
Реши примеры и расставь буквы с соответствующими цифрами по возрастанию. Запиши отгаданное слово.
Ы

6·5+(73 – 26) =
О

Р
60: 3+5·5 =
П
(100 – 36): 8·6=
180: 6 : 10=
Отгаданное слово: __________________________________________
Поменяй буквы местами в слогах так, чтобы получилось слово. Запиши отгаданное слово.
БО – ЛО – ЧО – АК
Отгаданное слово: ____________________________________
Реши анаграмму по инструкции и запиши отгаданное слово.
1) Возьми из первого ряда четвёртую букву.
2) Возьми из третьего ряда десятую букву.
3) Возьми третью букву из четвёртого ряда.
4) Возьми из второго ряда первую букву.
5) Возьми вторую букву из второго ряда.
6) Возьми седьмую букву из второго ряда.
7) Возьми из третьего ряда первую букву.
8) Возьми девятую букву из третьего ряда.
9) Возьми из пятого ряда третью букву. Возьми пятую букву из пятого ряда.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 УФХЦЧШЩЭЮЯ
2 ОПРС Т К Л МНВ
3 АБВ ГД Е Ё Ж ЗИ
4 РСТУФ Ж З Ъ ЫЬ
5 КЛМНАИ Р С Т З
Отгаданное слово: _____________________________________
Реши примеры и расставь буквы с соответствующими цифрами по уменьшению. Запиши отгаданное слово.
О

180: 6 : 10=
Р

Д
60: 3+5·5 =
Я
(100 – 36): 8·6=
6·5+(73 – 26) =
Отгаданное слово: __________________________________________
Поменяй буквы местами в слогах так, чтобы получилось слово. Запиши отгаданное слово.
ДЯ – ШЫР – ОК
Отгаданное слово: ____________________________________
Реши анаграмму по инструкции и запиши отгаданное слово.
1) Возьми из второго ряда десятую букву.
2) Возьми из третьего ряда первую букву.
3) Возьми первую букву из пятого ряда.
4) Возьми из первого ряда первую букву.
5) Возьми первую букву из второго ряда.
6) Возьми вторую букву из пятого ряда.
7) Возьми из четвертого ряда десятую букву.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 УФХЦЧШЩЭЮЯ
2 ОПРС Т К Л МНВ
3 АБВ ГД Е Ё Ж ЗИ
4 РСТУФ Ж З Ъ ЫЬ
5 КЛМНАИ Р С Т З
Отгаданное слово: _____________________________________
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ
ЮНОГО УЧЁНОГО
_____________________________________________
НА ТЕМУ:
«______________________________________________________________________________________________________»
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ _____________________
Лист 1
ИССЛЕДОВАНИЕ № 1.
тема: _________________________________________________________________
цель: _________________________________________________________________
оборудование: световой микроскоп, готовый препарат кожицы лука.
ход работы:
1. Возьмите готовый препарат кожицы лука.
2. Положите готовый препарат на предметный столик.
3. Внимательно рассмотрите препарат при малом увеличении.
Памятка при работе с микроскопом.
1. Микроскоп штативом к себе располагаем на расстоянии 5-10 см от края стола.
2. Готовый препарат помещаем на предметный столик и закрепляем предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтами, настраиваем микроскоп.
4. Смотрим в окуляр одним глазом, не зажмуривая другой.


Лист 2
Собери «конструктор» клетки, увиденной в микроскоп.
Вывод исследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист 3
ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ, РАБОТАЯ С УЧЕБНИКОМ.
Характеристика и функции органоидов растительной клетки.
Органоиды Характеристики и функции.
ПОРЫ
ЯДРО
ЯДРЫШКО
ВАКУОЛЬ
ОБОЛОЧКА
ЦИТОПЛАЗМА
Лист 4
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ЮНОГО УЧЁНОГО.
Биология – (от греч. слов «биос» - жизнь и «логос» - учение) наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.
Каждая клетка имеет плотную оболочку, которая обособляет клетку от окружающей среды, сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму.
Наблюдение – восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств.
Микроскоп – оптический прибор с сильно увеличивающими стеклами для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.
Поры – (от греч. слова «порос» - отверстие) у растений, углубления во вторичной клеточной оболочке. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.
Обмен веществ – необходимое условие существования живых организмов.
Цитоплазма – (от греч. слов «китос» - сосуд и «плазма» - образование) это бесцветное вязкое вещество. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
Лист 5
Экология – (от греч. слов «ойкос» - дом, жилище, родина и «логос») раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей средой.
Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности и содержит наследственную информацию об организме.
Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.
Мембрана – тоненькая плёночка, которая находится под оболочкой клетки.
Вакуоли – полость внутри клеточной цитоплазмы, ограниченная мембраной. Они заполнены клеточным соком, накапливают запасные питательные вещества, содержат красящие вещества.
Пластиды – многочисленные маленькие тельца, которые находятся в цитоплазме растительной клетки.
Клетка –обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. 
Ядрышко находится внутри ядра, имеет сферическую или неправильную форму, принимает участие в синтезе белка.
Лист 6
Оценивание результата своей деятельности.

Кроссворд

Карточки

Конструктор

Словарь
Таблица –
Лист 7
Карточки для заполнения таблицы.Имеет сферическую или неправильную форму, принимает участие в синтезе белка.
Они заполнены клеточным соком, накапливают запасные питательные вещества, содержат красящие вещества.
Оно управляет всеми процессами жизнедеятельности и содержит наследственную информацию об организме.
Она медленно движется. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
Необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.
Обособляет клетку от окружающей среды, сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму.

Они заполнены клеточным соком, накапливают запасные питательные вещества, содержат красящие вещества.
Оно управляет всеми процессами жизнедеятельности и содержит наследственную информацию об организме.
Она медленно движется. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
Необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.
Обособляет клетку от окружающей среды, сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму.
Имеет сферическую или неправильную форму, принимает участие в синтезе белка.

Они заполнены клеточным соком, накапливают запасные питательные вещества, содержат красящие вещества.
Оно управляет всеми процессами жизнедеятельности и содержит наследственную информацию об организме.
Она медленно движется. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
Необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.
Обособляет клетку от окружающей среды, сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму.
Имеет сферическую или неправильную форму, принимает участие в синтезе белка.


1. Возьмите готовый препарат кожицы лука.
2. Положите готовый препарат на предметный столик.
3. Внимательно рассмотрите препарат при малом увеличении.
Памятка при работе с микроскопом.
1. Микроскоп штативом к себе располагаем на расстоянии 5-10 см от края стола.
2. Готовый препарат помещаем на предметный столик и закрепляем предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтами, настраиваем микроскоп.
4. Смотрим в окуляр одним глазом, не зажмуривая другой.
1. Возьмите готовый препарат кожицы лука.
2. Положите готовый препарат на предметный столик.
3. Внимательно рассмотрите препарат при малом увеличении.
Памятка при работе с микроскопом.
1. Микроскоп штативом к себе располагаем на расстоянии 5-10 см от края стола.
2. Готовый препарат помещаем на предметный столик и закрепляем предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтами, настраиваем микроскоп.
4. Смотрим в окуляр одним глазом, не зажмуривая другой.
1. Возьмите готовый препарат кожицы лука.
2. Положите готовый препарат на предметный столик.
3. Внимательно рассмотрите препарат при малом увеличении.
Памятка при работе с микроскопом.
1. Микроскоп штативом к себе располагаем на расстоянии 5-10 см от края стола.
2. Готовый препарат помещаем на предметный столик и закрепляем предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтами, настраиваем микроскоп.
4. Смотрим в окуляр одним глазом, не зажмуривая другой.