Доклад на тему Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом и возможные пути их решения

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом
и возможные пути их решения.

Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между начальной и средней школой. Преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, то есть в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное, и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.
Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения ими курса математики на начальном этапе.
При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. Но и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому и пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников начальных классов. А с другой стороны – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм и методов, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приёмов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения и применение их уже на новом уровне.
Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом можно поделить на три большие группы:
организационно – психологические;
общеучебные умения и навыки, элементы развития;
специальные математические знания, умения и навыки.

Организационно-психологические проблемы
1. Недостаточная наполненность урока учебным материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для сильных учеников, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу.
2. Недостаточно организованное и четко начало и окончание урока, выделение дополнительного (сверх отведенных 45 минут) времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего школьники не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро выполнять задания.
3. Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе у доски на уроке математики (эталоне). Привычка у детей получать отметки за любое самое малое действие, в т. ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы.

Проблемы, связанные с формированием общеучебных умений и навыков, а также развитием внимания и памяти
1.Недостаточно сформированная техника чтения (в особенности математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за маленького лексического запаса, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.
2. Недостаточная скорость письма, нечёткий почерк у значительной части детей.
3. Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память, неумение отделять существенное от несущественного.
4. Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе.

Проблемы, связанные со специальными математическими знаниями, умениями и навыками
1. Недостаточно сформированные умения выполнять устные вычисления (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно).
2. Ошибки в письменном делении и умножении многозначных чисел.
3.Слабое знание правил порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
4. Недостаточно сформированные умения решать текстовые задачи, сложные уравнения.
5.Недостаточное развитие графических умений и геометрических представлений.
Чтобы адаптационный период в 5-м классе прошел успешно, работу по преемственности начинаю с 4-го класса. Знакомство с учащимися осуществлялось во время посещения уроков математики, когда учитель 5-го класса видел особенности каждого ученика, его успехи и отношение к учебе, а также знакомился с программой и фактическим объемом знаний учащихся 4-го класса, с методами преподавания. Посещая в свою очередь уроки математики в 5-м классе, особенно в начале года, изучая программу 5-го класса, чтобы знать, какая необходима конкретная подготовка, какие вопросы отрабатываются в начале года в 5-м классе, я вносила соответствующие корректировки в свою работу.
Например, наиболее характерные ошибки выпускников начальной школы, связанные с измерением геометрических величин. На основании тестирований, можно утверждать, что, не осознав и не усвоив сути процесса измерения, учащиеся подходят к решению конкретных заданий формально, по отработанному шаблону.
Часть учащихся не могут преодолеть тягу к округлению результата измерения до сантиметров. И это понятно: ведь с единицей измерения миллиметр они познакомились позже, чем с сантиметром, а до этого все измерения проводились в сантиметрах. Поэтому при определении длины отрезка в 48 мм они дают 50 мм.
Есть и другие проблемы, связанные с понятием измерения. Недостаточное внимание к выполнению и осознанию различного рода практических упражнений на измерение геометрических величин приводит, например, к следующему результату. Учащимся предложили определить, у кого из четырех мальчиков длина шага больше, если известно, что, измеряя шагами длину футбольного поля, Петя сделал 59 шагов, Ваня 64, а Коля 56. Около 60 % учащихся отметили, что у Вани длина шага больше, чем у остальных мальчиков.
Относительно удачно справляются учащиеся с такими типичными геометрическими задачами, как вычисление периметра и площади прямоугольника. Понятие периметр многоугольника сформулировано у 100 % учащихся, в то же время вычислить периметр прямоугольника смогли около 96 % учащихся; аналогично понятие площадь фигуры сформировано у 100% школьников, а вычислить площадь прямоугольника смогли 92 % учеников. Типичные ошибки, допущенные учащимися в ходе выполнения соответствующих заданий, свидетельствуют о формальном подходе к решению таких задач. Школьники не опираются ни на мысленный образ прямоугольника, ни на знание свойств этой геометрической фигуры, отсюда ошибки на нахождение полупериметра прямоугольника, подмену периметра площадью, и наоборот.
Младший школьник, как известно, не обладает достаточным уровнем абстрактного мышления. Поэтому при решении текстовой задачи у четвероклассников возникают трудности в её осмыслении, и, следовательно, в решении. Решение задач провожу с помощью графических моделей и чертежей, которые позволяют младшему школьнику наиболее полно и конкретно представить текст задачи и, что самое важное, даёт реальную возможность наглядно увидеть и определить алгоритм её решения, осуществить самостоятельно рефлексию выполненного задания.

В трех коробках 86 карандашей. В первой коробке на 13 карандашей меньше, чем во второй, но на 8 карандашей больше, чем в третьей. Сколько карандашей в третьей коробке?
8 к.
I.
13 к.

II.
· 86 к.


III.

? к.

У брата и сестры вместе было 45 рублей. Когда брат истратил 9 рублей, а сестра 6 рублей, то у них осталось денег поровну. Сколько денег было сначала у брата и сколько у сестры?
?
Б.

9 45 р.
6
С. ?

Одной из важнейших задач начального обучения всегда было и остаётся формирование сознательных и прочных (во многих случаях доведенных до автоматизма) навыков вычислений. Одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах - хорошо развитые навыки устного счёта. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность. К тому же, хорошо известно, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления.
На своих уроках я уделяю особое внимание этому виду работы. Для этого использую различные виды упражнений для устного счёта:
беглый слуховой счёт (арифметические (математический) диктанты)
зрительный счёт (таблицы, плакаты, записи на доске, тесты, презентации)
комбинированный счёт ( показ ответов с помощью карточек, математические игры «Молчанка», «Да -нет» и т.д.)

Математический диктант.
- Задумайте круглое четырехзначное число.
1. Запишите задуманное число.
2. Прибавьте к задуманному числу 100 000. Запишите.
3. Уменьшите полученное число на 20 000. Запишите.
4. Вычтите из полученного числа 30 000. Запишите.
5. Увеличьте полученное число на 1 000. Запишите.
6. От полученного числа отнимите 10 000. Запишите.
7. К полученному числу прибавьте 5 000. Запишите.
8. От полученного числа отнимите 40 000. Запишите.
9. Отнимите от полученного числа 6 000. Запишите.
10. Должно получиться задуманное вами число.

Устный счёт. Игра «Да или нет»
1.Если число 270 разделить на 3, получится 80?
2.Если из 1000 вычесть 780, получится 120?
3.Произведение чисел 150 и 4 равно 600?
4.Число 99 увеличили в 1000 раз и получили 9900?
5.Частное чисел 800 и 5 равно150?
6.Если к 570 прибавить 34, получится 604?
7.Числа 3,5,7,9 все нечетные?
8. Частное чисел 960 и 6 равно 160?
9.Если сторона квадрата 60 дм, то площадь квадрата равна 3600?
10. В 90 м 9000 дм?

Устный счёт. Задания по вариантам.
1). Разность чисел 760 и 450 равна ___________.
2). Первый множитель140, второй множитель 4. Произведение ____________.
3). Если число 12 увеличить в 50 раз, получится ______________.
4). Если 700 уменьшить на 360, получится ____________.
5). Сумма чисел: 360 и 440 равна ___________.
6). Делимое 640, делитель 16. Частное ____________.
7). 54 уменьшить в 18 раз__________________.
8). Первое слагаемое 320, второе слагаемое 480. Сумма равна___________.
9). Перевести: 82кв.дм 4кв.см= ____________ кв.см
10). Перевести: 678кв.м 3кв.см=_____________кв.см
11). Перевести: 43км 25м= _____________м
12). 58935кг=____т_____ц_____кг
13). Перевести: 4га=_________а
14). Перевести: 5мин. 3сек.=________сек.

Устный счёт. Плакат «Солнышко»

Перед устным счётом, учитель устанавливает в центре плаката знак действия «+», затем молча указывает на пару чисел (двузначное и однозначное), над которыми необходимо произвести действие. Учащиеся (по усмотрению учителя) записывают или проговаривают результат. Аналогичная работа проводится с другими знаками.


Четвероклассники часто испытывают затруднения при выполнении арифметических вычислений в выражениях сложной структуры – несколько скобок, много арифметических действий. Помочь в ликвидации ошибок учеников может графическая блок-схема выражения. После записи примера в несколько действий начинаем вычисления с выделения отдельных блоков, из которых он состоит, обращаем внимание на знаки арифметических действий, а затем на порядок выполнения арифметических действий.
5 3 2 1 6 4
550603 – 6 (136519 – 153 374) + 643926 : 214 = 77830

57222 3009

79297

475782

74821


77830
От того насколько прочен процесс формирования вычислительных навыков в начальной школе, насколько глубок и разнообразен подход при формировании математических способностей, во многом зависит успех дальнейшего обучения математике.
В числе разнообразных и эффективных методов обучения математике особое место занимает метод, состоящий в использовании различного рода наглядных опорных схем, таблиц, памяток. При этом дети овладевают не только математическими знаниями, но и приобретают умения самостоятельно их использовать. Памятки-подсказки собираются не только в личном сборнике ученика, но и самые основные выносятся на обложку тетради.
Опора на памятку позволяет ученику правильно организовать вычислительную работу, быстро систематизировать знания, развивает внимание, умение находить и исправлять допущенные ошибки, укрепляет память.




















































На основании опыта работы я выработала общие рекомендации учителям начальных классов.
1. Уменьшить долю фундаментальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроках, использовать раздаточный дидактический материал.
2. Приучить школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок так же со звонком.
3. Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и понимание смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач.
4. Уделить особое внимание формированию навыка табличного сложения и умножения, систематически проводить содержательный и напряженный устный счет.
5. Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления, систематически включать в устную работу задания на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.
6. Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идёт речь в задаче, а за тем попробовать изобразить ее на рисунке или схеме. Систематически на уроках решать нестандартные задачи, задачи на логику и сообразительность, которые помогают развитию продуктивной мыслительной деятельности.
7. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительным материалам.

Внедрение данных рекомендаций в учебный процесс будет способствовать стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.


























Решение.
1) 8+8+13=29 (к)
2) 86-29=57 (к) – в трёх один. отр.
3) 57:3=19 (к) – в III коробке



15