Внеклассное мероприятие Нам есть, чем гордиться и есть, что беречь


Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия
« Нам есть, чем гордиться и есть, что беречь»
(Праздничная встреча с ветеранами труда, детьми войны в школьном музее)
Разработала Раздобурдина Татьяна Владимировна, руководитель школьного музея МОУ «Песчанская СОШ», высшая квалификационная категория.
Введение. Песчанская школа – малокомплектная. В ней обучается 38 учеников. Краеведческий музей является гордостью школы. Много лет патриотическое воспитание является приоритетным направлением воспитания школьников, разработана и реализуется программа «Истоки. Актуальность данного мероприятия заключается в том, что в наше время происходит становление гражданского общества и правового государства, а оно зависит во многом  от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Время и место проведения: 27 апреля 2016год, исторический музей Песчанской школы.
Целевая аудитория: учащиеся 1-11 класса, педагогический коллектив, ветераны труда, дети войны (14 человек), администрация сельского совета.
Цель: активизация музейной деятельности в школе через проведение общешкольного мероприятия, посвященного Дню Победы.
Задачи: - углубить и систематизировать знания о героическом прошлом своей малой родины, о людях, которые жили и работали в деревне в годы Великой Отечественной войны;
- способствовать формированию активной жизненной позиции, общечеловеческих ценностей, чувства гордости за славные подвиги граждан во имя Отечества;
-воспитывать чувство патриотизма, уважения к ветеранам войны и труда, детям войны.

План подготовки:
1. Активом школьного музея разработать план подготовки мероприятия, отобрать краеведческий материал и подготовить сценарий мероприятия.
2.Провести мини – исследования: каждому ученику узнать о своём родственнике, участнике войны и подготовиться к перекличке героев - земляков на празднике.
2. На классных часах учащимися 3 – 11 классов написать письма благодарности ветеранам войны и труда, детям войны, подготовить концертные номера.
3. Классным коллективам подготовить пригласительные билеты для гостей и разнести приглашения на встречу, поздравив ветеранов с праздником Победы.
4.Творческой группе составить презентацию о войне, подобрать музыку, видеоролик и песни, дать красочное объявление о предстоящем мероприятии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Идёт война народная», стенды в музее, видеоролик о партизанах, подборка песен о войне (минусовки)
Перед началом праздника звучит музыка военных лет. На протяжении праздника компьютерная поддержка – презентация «Идёт война народная»
Ход праздничного мероприятия
На сцене появляются ведущие. На фоне музыки звучат слова ведущих.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в нашем зале тепло от дружеской обстановки и тесно от близости эпох и поколений. К нам пришли люди, которые на своих плечах вынесли все тяготы страшной войны, прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами.
Слайд №1: Идёт война народная.
Ведущий 2: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто трудился в тылу, детей войны, всех тех, кто внёс свой вклад в дело Победы над фашистской Германией.
Давайте же вспомним их имена
Перекличка: каждый ученик, учитель, гость праздника называет фамилию
своего родственника, участвовавшего в Великой Отечественной войне.
Вокальная группа исполняет песню «Солдаты, не пришедшие с войны» (автор В.Страхов) Слайд №2: Наши ветераны.
Ведущий 1: На стендах в нашем музее мы видим фотографии молодых односельчан. Сегодня мы вспоминаем об этих людях, о боевых и трудовых подвигах, о дружбе и верности. В нашей деревне живут: один ветеран войны - Евтюков Петр Александрович, 14 ветеранов, которые в детском возрасте трудились, приближая Победу.
Их называют детьми войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, детство было разрушено, растоптано, но они выросли достойными людьми.
Ведущий 2: Мы должны знать о славном прошлом наших дедов, гордиться боевыми и трудовыми подвигами наших земляков, проявлять чувство уважения к ветеранам.
Сегодня мы посвящаем наш концерт Вам - дорогие ветераны.
Слайды №3 – 5. Военный взрыв. Фотография ветерана войны Евтюкова Петра Александровича. На фоне мелодии «Вставай, страна огромная» ведущие рассказывают о нашем земляке.
Ведущий 1: Для Вас, ветераны войны, песню «Прапрадедушка» исполняет ученик 4 класса. (Музыка Александра Ермолова, слова Михаила Загота)
Слайд № 6: Герои Советского Союза – наши земляки.
Ведущий 2: В боях за освобождение Родины приняли участие более 1000 земляков из совхоза «Песчанский» Котласского района.
Чтец выходит в военной форме и рассказывает от имени участника тех событий:
За каждый колос, опавший с твоих, Отчизна, полей; (Евгений Березницкий)
За каждый волос, упавший с головок наших детей;
За стон от боли жестокой, слетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око, отплатим мы зуб за зуб.
Не быть рабыней Отчизне, и нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье начало свое берет.
Священна ненависть наша, расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная, счастья – тебе служить.
Идем мы, смерть презирая, не умирать, а жить!

Слайды №7 – 8. Солдаты на привале. Письма с фронта наших земляков.
Ведущий 1: После тяжёлых боёв солдатам необходим был отдых, хотя бы и короткий. солдаты писали письма родным14 писем с фронта бережно хранятся в Песчанском историческом музее. Их берешь так осторожно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны. Как ждали их дома родные!
Сценка: «Между боями». Исполняют ученики старших классов.
На сцене солдаты и санитарка. Звучит песня «В землянке», её исполняет солдат под гитару. Он встаёт, подходит к солдату Ивану, который пишет на клочке бумаги.
Солдат: Иван, что ты там пишешь?
Солдат Иван: Да вот решил письмецо своим чиркнуть, давно уж не писал, да и не до этого было. По Любушке, жёнушке своей, соскучился
Солдат: А дети у тебя есть?
Солдат Иван: Да, дочурка - красавица Варенька Давно их не видел. А завтра в бой.
В правом углу сидит боец с перевязанной головой, возле него санитарка.
Санитарка: Держись солдат, ещё поживёшь на этом белом свете, мы ещё на твоей свадьбе погуляем. Смотри, голова-то зажила. Садится рядом с солдатом: «Господи, когда же закончится эта проклятая война? Сколько наших ребят ещё погибнет?».
Солдат: Не переживай, сестра. Мы победим врага и вернёмся домой с победой.
Берёт гитару и исполняет песню «Напишите сестра» (из репертуара группы «Любэ»)
Слайды № 9-10: Дети и война. На экране титрами движутся фамилии детей войны.
Ведущий 2: Какой вклад внесли дети Песчаницы в дело Победы над врагом? Из анкетирования жителей мы узнали, что в колхозах работали 18 человек, на заводах – 2 человека, на сплаве, лесозаготовках –2 человека. Помогали родителям – 58 человек.
Слайд №11: Дети – труженики тыла (на слайде фотографии детей - тружеников тыла)
Ведущий 1: «Труженики тыла» - так их официально называют теперь. Но это был не труд – это был настоящий подвиг. Те, кто работал, не покладая рук, также приближали победу.
Ученик зачитывает воспоминания нашего земляка Ширяева Николая Ивановича.
Слайд №12: Дети для Победы
Ведущий 2 : Дети внесли свой вклад в победу над врагом. В годы войны на заводах и в колхозах трудились песчанцы ( перечисление фамилий земляков).
Ведущий 1: За свой труд в годы войны 30 жителей деревни награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Сценка – «В тылу. На хлебозаводе».
На сцене сидит женщина, одетая в рабочую форму с буханкой хлеба. Заходит Люба.
Люба. Ох, и уморилась я, бабоньки! (снимает обувь). Ног не чувствую! (массирует их)
1-я. И всё же мужикам нашим труднее. Они вон каждый день в бой идут. А мы что?
Люба. А что мы? Да мы, немца окаянного хлебом бьём! (показывает на хлеб). Вот наши пушки! Всем пушкам пушки! И бить будем, пока всех не перебьём.
Люба встаёт и обращается к ветеранам в зале:
«Женщины, мои родные, мы всё сделали, что смогли! Подчистую рассчитались с государством, все свои планы перевыполнили! Тем самым нашим мужикам помогли, что на войне воюют, немцев бьют. Только вот что-то не спокойно у меня на душе Иван давно не пишет с фронта, не дай бог, что - то случилось»
1–я. Да, не беспокойся, ты, Любань, всё обойдётся, скоро напишет.
Военный – подходит к Любе, протягивая ей письмо, говорит:
«Вам тут просили передать» Отдаёт письмо и быстро уходит за кулисы.
Звучит фонограмма песни «Тёмная ночь».
Люба, не поднимая глаз, берёт письмо, рассматривает его, а потом, опомнившись, спрашивает: А кто, кто просил передать? (на сцене никого, кроме подруги). Она прижимает письмо к сердцу, разворачивает письмо и вслух начинает его читать:
Пишу письмо перед началом боя. Заговорят орудия сейчас
За сценой солдат Иван продолжает:
«И может быть, на солнце золотое сегодня я гляжу в последний раз. Но я пойду, уверенный в Победе, расстреливать без промаха врага. Коль сам погибну, живы будут дети К тебе любовь моя пройдёт через века».
Продолжение фонограммы песни «Тёмная ночь». Люба прижимает письмо к сердцу, поворачивается и под музыкальный фон медленно уходит за кулисы с подругой.
Слайд № 13: В тылу.
Ведущий 1: Взрослые и дети в оккупации. Три страшных, казавшихся бесконечными года. Что им пришлось вынести? Выжить - вот что было их главной целью.
Слайд №14: Мордовская Екатерина Даниловна – участница партизанского движения.
Ученица зачитывает воспоминания Мордовской Е. Д.
Выступление учащихся 8-11классов. На сцену выходят школьники в военной форме.
На экране начинается показ видеоролика о партизанах.
В это время вокальная группа под гитару исполняет песню «Ой туманы, мои растуманы» (Слова М. Исаковского. Музыка В. Захарова)
Слайд №15:Дети концлагерей
Ведущий 1: Дети концлагерей. Сколько горя принесла им война. Ведь фашисты не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей. Васильева Нина Федоровна в 5 лет стала узником фашистского лагеря Рузердорф в Германии и пережила все ужасы лагерной жизни. Слово предоставляется Васильевой Нине Фёдоровне.
(Она рассказывает о пережитых страданиях в лагере смерти).
Слайд№16: Никто не забыт
Чтец: Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Ни камню скорби, ни камню славы
Не заменить погибшего солдата.
Да будет вечной о героях память. Помните!
На сцену выходят дети с зажжёнными свечами и красными гвоздиками.
Ведущий 2: Давайте почтим минутой молчания всех солдат, не пришедших с войны.
Слайд № 17: Звучит метроном.
Ученик 7 класса исполняет песню «Я хочу, чтобы не было войны» (Автор А.Петряшева)
Слайд №18: Победа!
Ведущий 1: 71 год нашей Победе! Скоро майский рассвет. Тишина. И неслышно идут по планете возвращенные мир и весна!.. А уж когда война закончилась, победу праздновали и песней, и пляской!.. Мирное время какое счастье, какая радость! Вам, женщины – ветераны, посвящают свой танец «Бабушка, испеки оладушки» ученики 3 класса.
Слайды №19 и 20: Афганистан и Чечня.
Ведущий 2: Молодому поколению важно знать, какой ценой досталась победа. Знать не только для того, чтобы поклониться силе духа и мужеству защитников Родины, но и для того, чтобы принять от них эстафету великой ответственности за судьбу Родины.
Ведущий 1: В Афганской и Чеченских войнах участвовали наши выпускники.
Ученики перечисляют их фамилии и награды.
Песню «Вспомним товарищ» исполняют старшие школьники (автор Коренюгин А).
Слайд №21. Фотографии детей войны.
Ведущий 2: И сегодня так же, как и 71 год назад, этот праздник остаётся радостным и трагическим: никогда не исчезнет из памяти народная гордость за великую победу, память о страшной цене, которую наш народ за неё заплатил.
Ведущий 1: Праздник Победы мы не представляем без наших дорогих ветеранов. Именно благодаря Вам мы одержали победу над фашисткой Германией. Слово для поздравления предоставляется директору школы.
Выступление директора школы: Уважаемые Ветераны! Ученики и коллектив школы поздравляет Вас с наступающим праздником и желает Вам крепкого здоровья, счастья и благополучия. Пусть Вас всегда окружает любовь, уважение и забота близких, чтобы ваша жизнь была спокойной, счастливой и радостной. Ученики написали Вам письма благодарности и приготовили подарки. Разрешите вручить их на память о нашей встрече. Выходят ученики и вручают каждому ветерану письма благодарности и подарки.
Слайд № 22: День Победы
Ведущий 2: Давайте все вместе закончим нашу встречу песней «День Победы»
( слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова)
После встречи ветеранам и участникам концерта предлагается сфотографироваться на память.
Заключение. Это мероприятие вызвало живой интерес у обучающихся, учителей, ветеранов и способствовало патриотическому воспитанию учащихся.
Источники:

Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет // М.: “Советская Россия” - 1990г.
Материалы школьного музея.
Музыка с сайта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сценки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Видео «Ох туманы мои растуманы» с сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Стихотворения:http://stolicadetstva.com/encyclopedia/text.




15