Классный час на тему Горячее сердце: героизм и сила воли юных сталинградцев и наших современников — детей и подростков Волгоградской области.


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Котельниково Волгоградской области
__________________________________________________________ 404353, г. Котельниково, ул. Набережная, 14, тел. (8444) 3-27-42
E-mail: shkola2kotel@narod.ruКлассный час на тему:
«Горячее сердце: героизм и сила воли юных сталинградцев и наших современников – детей и подростков Волгоградской области»
Выполнила: Морунаш И. С.
классный руководитель 5 А класса
Котельниково, 2015 г
Цели: воспитывать чувства патриотизма и нравственности у подрастающего поколения; развивать у обучающихся чувства гордости и сопереживания за детей военной поры; развивать интерес и уважения к истории и культуре своей страны.Тип: внеклассное мероприятие.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход мероприятия.
Учитель: В летописи мировой истории есть такие выдающиеся военные события, которые вечно хранятся в памяти последующих поколений и являются гордостью для потомков. Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, у стен Сталинграда и непосредственно в самом городе продолжалась самая кровопролитная в истории человечества ожесточенная битва. Она развернулась на огромной территории площадью около 100 тыс. кв. км при протяженности фронта от 400 до 850 км. Участвовало в этой грандиозной битве свыше 2 млн человек. Результаты Сталинградской битвы позволили оценить ее как переломное событие в ходе Великой Отечественной войны.
Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Поиски простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?…
Ждет жена мужа, а дочка отца
В родимой стране разразилась война
А дочка все плачет и папу зовет
Но он не вернется, он не придет.
Окопы взорвались и танки горят,
Солдаты родные в больницах лежат.
Но нет среди них, кровинки родной
И мама теперь, потеряла покой.
Верните ей мужа, а дочке отца
Никто не услышит, она вот одна
И выросли дети, одни без отца
И помнят одно, как жестока война.
Сегодня, мы собрались, чтобы вспомнить не только тех, кто воевал на фронте и работал в тылу приближая нашу победу. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников, детей войны, о том как они жили и боролись с врагом, за что умирали. 22 июня 1941 г. с началом войны детство для них закончилось и они несли все тяготы войны наравне со взрослыми. Сегодня их остается все меньше и меньше и поэтому их рассказы и воспоминания очень ценны и дороги для нас.
Вспоминает Колесова Нина Ивановна: « …Мне тогда было 12 лет. 22 июня 1941 года я запомнила на всю свою жизнь. До сих пор не могу забыть тот жуткий ужас, который охватил нас, когда мы услышали о том, что началась война. На несколько минут мы погрузились в тишину, и лишь был слышен лай собак. По радио звучали страшные слова: «Сегодня 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска вторглись в пределы СССР…!» Никто из нас еще не знал, что эта война продлится до 1945 года». Когда началась война, город стал суровым. Сталинград вечером замирал, вводилась светомаскировка. Люди постоянно куда-то спешили. Не слышно песен, исчезли с лиц улыбки. Ночью в окнах темно. Они смотрели в мир перекошенными белыми наклейками »
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.
- А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.
- Демонстрация фотографий детей военных лет.
На (1) фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

Фото 1
На (2) фотографии мальчик стоит на табуретке.

Фото 2
Рассказ о мальчике.
Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка. Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.
Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
Посмотрите на фотографию (3) (мальчик на танке). Сейчас девочки прочитают вам рассказ про мальчика, который помог взрослым во время боя на улицах города.

Фото 3
Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,И только не могу себе простить:Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,А как зовут его, забыл его спросить...Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд.А он гвоздит — не выглянуть из башен,— И не поймёшь, откуда бьёт.Тут угадай-ка, за каким домишкойОн примостился,— столько всяких дыр,И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир!Я знаю, где их пушка. Я разведал...Я подползал, они вон там, в саду...— Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —И вот мы катим к месту вчетвером.Стоит парнишка — мины, пули свищут,И только рубашонка пузырём.Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота Заходим в тыл, и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.Я вытер пот. Душила гарь и копоть:От дома к дому шёл большой пожар.И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —И руку, как товарищу, пожал- Был трудный бой.Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить:Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,Но как зовут, забыл его спросить.
Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.
- Ребята, посмотрите на фотографию (4).

Фото 4
- Что здесь изображено? Как вы думаете?
У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.
- А кто такие партизаны?
Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.
- Ребята о чем говорят эти фотографии?
- Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.
И сейчас мы послушаем рассказы о героических подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны.
- Доклады учащихся
1) Миша Романов родился в Котельниковском районе Волгоградской области.О подвиге этого пионера-героя пишет писатель Г.И. Притчин. «В тихое утро холодного ноябрьского дня партизанский отряд котельниковцев окружили враги. На бруствере окопа сидел мальчик лет 13 – это был Миша. Воевал он вместе с отцом. В отряде его прозвали «дубок». Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты. Неизвестно, что стало с матерью и сестрёнкой. Третью атаку предпринимает противник. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемёт отца. Силы неравные, враги подступали вплотную. Миша остался один. Он встал во весь рост на край окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на погибшего отца, схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпы окруживших его гитлеровцев. Раздался оглушительный взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака, воспитанник Сталинградской пионерской организации Миша Романов».
2) Люся Радыно оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся, находчивая, любознательная пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей. Однажды в сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену.В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.
3) Сколько бы ни прошло лет, в сердцах жителей города Волгограда будет памятно имя юного партизана-разведчика Саши Филиппова. Большая семья, в которой рос Саша, жила на Дар-горе. В отряде его знали как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника, он был обучен этому ремеслу. Действуя в тылу 6-й армии Паулюса, Саша 12 раз переходил линию фронта. Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами. Именем Саши названы школы и дружины в нашем городе и области, парк в Ворошиловском районе, в котором установлен его бюст.
4) Витя Громов в дни военных действий в пределах Сталинградской области был разведчиком части, защищавшей г. Сталинград. Три раза переходил линию фронта, разведывал огневые точки, места скопления противника, расположения складов с боеприпасами, важных военных объектов. Громовым Виктором взорван склад боеприпасов. Он принимал непосредственное участие в боях. Награждён медалью «За оборону Сталинграда», предъявлен к правительственной награде–медали «За отвагу».
5) Пионер Саша Демидов вел разведку в Сталинграде и на подступах к городу. 38 раз ходил в тыл врага, выполнял с риском для жизни сложные задания командования. Подросток награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда».
6) Неподалёку от Сталинграда фашисты схватили в плен в ноябре 1942 года школьницу Люсю Ремизову и заставили её стирать бельё, убирать помещения, где жили немецкие офицеры. Люсе удалось выкрасть важные документы, сбежать и доставить их своим. За мужественный поступок Люся Ремизова награждена медалью «За отвагу».
7) Из книги А. Алексина, К. Воронова «Человек с красным галстуком».Полк стоял под Сталинградом и готовился к прорыву вражеской обороны. Боец Серёжа Алёшков вошёл в блиндаж, где склонились над картой командиры, и доложил:– Там, в соломе, кто-то прячется. Командир послал к копнам солдат, и вскоре те привели двух немецких разведчиков. «Боец Алёшков, – сказал командир, – от лица службы объявляю Вам благодарность. – Служу Советскому Союзу! – отчеканил боец».Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под угарным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира. А Серёжа стоял неподалёку и … ревел от радости. Ему было всего 7 лет… Вскоре после этого на груди самого молодого бойца появилась медаль «За боевые заслуги».
8) Юный разведчик Володя Дубинин действовал в Серафимовическом и Клетском районах. Под видом беспризорника бродил по хуторам и станциям, всё, что видел и слышал, точно фиксировал в памяти и докладывал командиру части. Благодаря его данным советская артиллерия подавила огневые точки немецкой дивизии, рвавшейся летом 1942 года к Сталинграду. Володя организовал из детей-партизан группу юных пионеров-разведчиков. Через потайные ходы, ребята выбирались на поверхность и добывали необходимые партизанам сведения. Наконец остался лишь единственный незамеченный врагами лаз – такой маленький, что через него мог пробраться только ловкий и гибкий Володя. Володя не раз выручал товарищей из беды. Однажды он обнаружил, что фашисты решили затопить каменоломни морской водой. Партизаны успели соорудить из камня плотины. В другой раз Володя заметил и вовремя сообщил партизанам, что враги собираются начать общий штурм каменоломен. Партизаны подготовились к нападению и успешно отразили натиск сотен фашистов. В канун нового 1942 года части Красной Армии и Флота выбили фашистов из Керчи. Помогая саперам вести разминирование – Володя Дубинин погиб. Юный партизан посмертно награжден орденом  Красного Знамени.
В захваченном гитлеровцами хуторе Вербовка Калачевского района действовал "босоногий гарнизон". Бойцами его были хуторские ребята десяти-четырнадцати лет:
братья Аксён и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор Силкин, Емельян Сафонов и другие - всего 20 человек.
Они не взрывали поездов, не пускали на воздух склады с боеприпасами.
По-своему, как могли боролись с захватчиками.
Слушайте, люди, печальный рассказ.
Были фашисты когда-то у нас.
Грабили жителей, мучили, били.
В наших домах кровопийцы те жили.
Там, где в колхозе силосная яма,
днём разыгралась кровавая драма.Драма кровавая, жуткая драма: стала могилой силосная яма.
Десять мальчишек бандиты убили.
В яму, как кошек, бедняжек зарыли.Десять мальчишек:
Ивана, Семёна, Васеньку, Колю, Емелю, Аксёна.Руки пред казнью бандиты связали,
пули фашистов сердца пронизали.Горько рыдали их мамы.
Нет! Не забыть нам аверинской драмы.
Были расстреляны: Аксён Тимонин (14 лет), Тимофей Тимонин (12 лет), Василий Егоров (13 лет), Николай Егоров (12 лет), Семен Манжин (9 лет),Константин Головлев (13 лет), Никифор Назаркин (12 лет), Емельян Сафонов (12 лет), Василий Горин (13 лет), Иван Махин (11 лет).Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.
- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны.
Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!
И солдаты с фронта присылали письма и фотографии своим родным.
И сегодня я хочу показать вам эти письма. Эти треугольники служили и конвертом и листом бумаги, на котором било написано письмо. Этим письма написаны были в 1941 – 1942 году.

Фото 5
Письмо мальчика на фронт
«Doрoгoй папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов чтo есть мочи и поcкoрee возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тeбe. Я горжусь, что ты — солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя.«Твой сын Женя»
Даже есть стихи К. Симонова «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». На эти стихи написана известная песня.
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой,-Просто ты умела ждать,Как никто другой.
Почти четыре года длилась Великая Отечественная война, но наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу.
Я был и пионером и солдатом,Но галстук заменяли мне бинтыРевела смерть над нашим медсанбатомИ с визгом обрывались с высоты.А я страдал отважно и упрямо,Срывал повязки в яростном бреду.Я иногда кричал по-детски: «МАМА!»Так было в 41-м том году.И, как бы с того света возвратившись,От непосильной раны оживал,И, воздуха свинцового напившись,Шинель свою я браво надевал.Я был и пионером, и солдатом,А комсомольцем стал уже потом,Когда рейхстаг под знаменем крылатымКурился прахом на ветру крутом.
Поступки детей войны, которые в тяжелое для страны время, не потеряли волю к жизни, стремление помочь родному городу, не утратили нравственность, должны служить нам, современным детям, примером! Патриотизм детей во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость, навсегда останутся в памяти нашего народа. Они достойны уважения и восхищения!
И в заключение:
Прошла война,
Прошла страда,
Но боль взывает
к людям:
Давайте, люди,
Никогда
Об этом не забудем!