Научно-исследовательская работа в сельской школе

Хафизов Юсуп Рашитович – учитель физики
ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский
м.р. Большечерниговский

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ФИЗИКЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Цель работы: расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки; выявление наиболее одаренных учащихся в области физики и развитие их творческих способностей; активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития; организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации в рамках сельской школы.

Задачи:
Оказать помощь учащимся сельской школы в овладении знаниями, выходящими за пределы учебной программы.
Прививать интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Научить методам и приемам научного исследования.
Научить работать с научной литературой.
Поделиться опытом работы и своими достижениями в данном направлении.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2 %.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науки, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Развитие мышления учащихся и их творческих способностей происходит не только на уроках, а также во внеклассной работе. Из многообразия форм и методов организации внеклассных занятий наиболее эффективным является исследовательская работа учащихся. Регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. Учебные исследования, учитывающие практические нужды повышают ответственность ребят за качество их выполнения, поднимают авторитет школы, сближают с жизнью, дают возможность на практике применить свои знания, полученные не только на уроках физики, но и географии, биологии, математики и других предметов.
Сельская школа, наряду с некоторыми присущими ей трудностями, располагает и большими возможностями для организации внеклассной работы по физике: близость школы к природе и сельскохозяйственному производству, доступность многих учебных исследований, объекты которых известны и знакомы учащимся и расположены рядом со школой, возможность установления тесных деловых контактов с руководством фермерских хозяйств, с коллективом родителей. Все это создает благоприятные условия для выполнения школьниками многих исследовательских заданий.
Учитывая интерес ребят к исследованию чисто физических вопросов, конструированию приборов, чтению научно-популярной литературы, мною намечено два направления учебных исследований: первое - любители физических исследований, второе – любители занимательной физики.
В течение года ученик последовательно выполняет задания по какому-нибудь направлению.
При организации научно-исследовательской работы я придерживаюсь следующих основных направлений:
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований учащихся.
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
На теоретических занятиях подробно и доступно знакомлю учащихся с физическим содержанием исследовательских заданий, назначением и работой различных измерительных приборов, показывая, как этими приборами пользоваться, как изготовить отдельные самодельные приборы, составить таблицу, дневник, календарь, график, диаграмму, чертеж и т.д. Рассказываю так же о народнохозяйственном значении наблюдаемых и исследуемых проблем.
При выполнении исследовательских работ используем как промышленные, так и самодельные физические приборы. Среди них самодельный гигроскоп для определения влажности воздуха, простейший самодельный барометр, самодельный прибор для предсказания погоды, барометр из сухой еловой ветки, дождемер.
В сельской местности, где отсутствуют специальные агрометеорологические лаборатории, большую помощь фермерам оказывают ученические исследования. Учащиеся проводят агротехнические исследования следующих видов:
Определяют температуру почвы на разных глубинах.
Определяют влажность почвы двумя способами.
Предсказывают возможность возникновения заморозков, используя самодельный психрометр и эмперическую таблицу, составленную специально для этой цели. Меры борьбы с заморозками.
На окружные научно-практические конференции в разные годы были выдвинуты следующие работы: «Физика в живой природе» - автор Михайлова Анастасия, «Изучение тепловых процессов в бане и их влияние на организм человека» - автор Хафизова Зарина, «Физика помогает экономить энергию» - Байгузова Анна, «Физика в сельском хозяйстве», «Исследования влияния включенных фар на окружающую среду» - автор Акимов Андрей. Эти работы заняли призовые места, а Акимов Андрей со своей работой принял участие в областной научно-практической конференции. Все они получили дипломы лауреатов. Приведенные данные, на мой взгляд, иллюстрируют процесс активного включения в работу все большего количества учеников, повышается качество выполненных исследовательских проектов. А значит, каждый сделал первый шаг к своему будущему, может быть к своей мечте, нашел то, что ему интересно, нашел новых друзей-единомышленников.
Выявлению и развитию способностей и наклонностей каждого учащегося способствуют исследовательские работы, проводимые на внеклассных занятиях. Отсюда ясно, что правильная организация таких работ в каждой сельской школе может оказать большое влияние на выбор будущих профессий.
Целеустремленная работа преподавателей физики по изучению физических основ сельского хозяйства своего района с помощью проведения внеклассных исследовательских заданий призвано способствовать как более глубокому уяснению учениками закономерностей местного сельскохозяйственного производства, так и решению задач трудового воспитания, профессиональной ориентации школьников. Занятия с учащимися научно-исследовательской работой, способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров