Сценарий дискуссионной площадки «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»


Дискуссионная площадка в рамках школьного округа №1 по теме: «Проблемы преемственности детского сада и школы,
пути их решения»
Организаторы:
МБДОУ «Детский сад № 43» и МБДОУ «Детский сад № 36».
Место проведения: актовый зал МБДОУ «Детский сад № 43».
Время проведения: 10.10.2016г. в 13.30.
Категория участников: специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители и педагогические работники образовательных организаций, входящих в состав ШО № 1., преподаватели дошкольного отделения Славгородского педагогического колледжа.
Цель: обозначить проблемы преемственности дошкольного и начального образования и пути их решения.
Задачи:
актуализировать наиболее значимые проблемы преемственности дошкольного и начального образования посредством проведения анкетирования родителей подготовительных групп и педагогов начальной школы;
определить наиболее эффективные формы работы по взаимодействию детского сада и школы через презентацию опыта работы ОО;
выработать единые подходы во взаимодействии начальной школы и детского сада.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В.А. Сухомлинский
Вед.1: Мы рады приветствовать всех присутствующих на дискуссионной площадке «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения».
Для работы нашей площадки мы пригласили экспертов со стороны дошкольных учреждений и школы. (Представление экспертов)
ЭКСПЕРТЫ: от ДОУ: Анисимова Т.А., Фукс О.В., Блейхер Ж.А.
От СОШ: Адам Н.Л., Кучинская Т.Г., Минусенко Т.В. Первова Ольга Андреевна
От СПК:
Вед.2: Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.   Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Вед.1: Для обсуждения темы «Преемственность ДОУ и школы» мы приглашаем на нашу площадку воспитателей и учителей начальных классов.
От ДОУ Судос Л.Н. и желающие
От СОШ Рыбалкина Н.А. и желающие
Вед.2: уважаемые педагоги на ваш взгляд: Что подразумевается под понятием преемственность детского сада и школы? (Педагоги представляются и высказываются.)
Вед.1: уважаемые эксперты как Вы понимаете: преемственность детского сада и школы? (высказываются эксперты.)
Вед.2: Для определения понятия преемственность мы проанализировали научную литературу по данной теме и пришли к выводу (на слайде).
- последовательная передача чего-либо от одного к другому;
- связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона.
Вед.1: В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие  всего образовательного процесса
           Федеральный уровень:
Закон об образовании (Вступит в силу с сентября 2013г.)
Семейный кодекс РФ
Конвенция о правах ребенка
Концепция модернизации Российского образования
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
     Уровень БДОУ
Договор с родителями
Договор со школой
Образовательная программа
Вед.2: Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Мы предлагаем для просмотра следующий ролик.
Результаты анкеты родителей.
В МБДОУ «Детский сад № 36» среди родителей подготовительной к школе группе была проведена анкета.
По первому вопросу «Что Вы считаете главным для успешного вхождения ребенка в школьную жизнь» результаты во многом совпали с результатами анкетирования педагогов, о котором мы скажем позже.
Приоритетными критериями родители выбрали:
Развитость внимания, мыслительных навыков, памяти,
желание учиться, отношение к школе,
умение общаться с взрослыми и детьми,
самостоятельность ребенка.
По второму вопросу «При выборе школы для вашего ребёнка Вы руководствуетесь» с одинаковым количеством голосов были выбраны ответы:
школа находится близко к дому,
меня устраивает педагогический коллектив школы,
слышал много положительных отзывов о школе.
Отвечая на третий вопрос «Ваши опасения и тревоги по поводу поступления Вашего ребенка в первый класс», родители называли такие причины: застенчивость ребенка, переживания по поводу успешной адаптации к школе, как сложится общение с одноклассниками и наиболее распространенный ответ - отношение педагога к ребенку.
Интересными были ответы на следующий вопрос «Оцените важность образовательных услуг в школе».
На первое место традиционно родители вывели прочные знания, умения, навыки по предмету.
На втором развитие индивидуальных способностей ребенка, умение учиться.
Радует третий выбор родителей – это установка на здоровый образ жизни.
Меньшее количество голосов получили следующие критерии - навыки коммуникации, умение общаться; приобщение к культурным ценностям, духовно-нравственной культуре.
Последний вопрос «Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса вы хотели бы получить» родители, к сожалению, не поняли. Им надо было прописать, какиие именно вопросы их волнуют и от кого они бы хотели получить на них ответ, а родители просто выбрали, с кем хотели бы пообщаться, не указывая волнующие проблемы.
Из четырех предложенных вариантов были выбраны два
- от учителей,
- от специалистов (психолог, логопед, социальный педагог).
Не выбраны:
- от администрации,
- от медицинского работника школы.
Вывод.
Современный родитель обеспокоен образованием ребенка. Выбирает школу осознанно, ориентируясь на качество предоставляемых школой услуг. Определяет основополагающими критериями готовности ребенка к школе развитость психических процессов, психологическую и эмоциональную зрелость. Готов не только помогать ребенку в получении прочных знаний, но и совместными с педагогическим сообществом усилиями формировать физически и психологически здоровую личность, развивать индивидуальные его способности.
Вед.1: понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Вед.2: Уважаемые гости, назовите трудности, проблемы с которыми вы сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе, назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.
Выведение на экран нескольких причин.
Сообщения по проблемам.
Проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое.
Выступление воспитателя подготовительной группы. (Судос Л.Н.)
Высказывания учителей и экспертов. Резюме по вопросу.
Вед.1: С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) в образовательный процесс произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной - на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
С целью актуализации проблем преемственности дошкольного и школьного обучения среди педагогов начальных классов было проведено анкетирование.
Результаты анкеты педагогов по проблеме на слайде.
В анкетировании приняли участие 33 педагога начальных классов образовательных организаций ШО №1.
По первому вопросу «В чём, по вашему мнению, заключается готовность ребёнка к школе?», педагоги распределили критерии следующим образом:
1. Физическое здоровье
2. Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
3. выделили 2 критерия: ответственность и самостоятельность, и желание учиться, получать новые знания.
4. Устойчивость интереса
5. Умение логически мыслить
6. Умение читать, писать и считать
Вывод: отрадно, что учителя не ставят во главу умения читать, считать, писать! Конечно, физическая и эмоциональная готовность дошкольника к обучению, сформированная мотивация - вот предпосылки его успешной учебной деятельности.
На второй вопрос: «Какую помощь в подготовке детей к школе, по вашему мнению, может оказать детский сад?» ответы были:
Развитие мелкой моторики; формирование правильного отношения к труду, к школе, к учебе; развивать логическое мышление; учить работать самостоятельно; формирование основ к учебной деятельности (умение слушать, понимать и принимать инструкцию, планировать свою деятельность) и др.
При ответе на 3 вопрос - «На какой вид деятельности, по Вашему мнению, нужно делать акцент при работе с дошкольником?», большинство учителей ответили:- формирование навыков самостоятельности,
- воспитание навыков самообслуживания и культурного поведения в обществе,
- обучение ролевым играм,
- обучение чтению и письму, счету (1 ответ!).
По четвертому вопросу «В чём, по вашему мнению, проявляются наибольшие затруднения ребёнка в усвоении знаний и умений?» мнение педагогов было практически единогласным:- не внимательно слушает учителя, отвлекается;
- отсутствие интереса к обучению вообще;
- проблемы воспитания в семье;
- ребёнок не хочет выполнять задания, ленится;
- отказ от деятельности в случае малейшего неуспеха;
- не доводит начатое дело до конца -1 выбор;
- завышенные требования к самому себе – 0 выборов;
На пятый вопрос «Какие формы взаимодействия ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА в работе по преемственности Вам кажутся наиболее эффективными?» ответы были тоже практически одинаковые по работе с детьми, что касается работы с педагогами и родителями ответили по разному:Работа с детьми:
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе;
экскурсии в школу; посещение школьного музея;
совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
Мало выборов: знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
участие в театрализованной деятельности.
Работа с педагогами:совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер-классы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и
открытых уроков в школах.
Менее востребованы: круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; педагогические и психологические наблюдения; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
Работа с родителями:- консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей;
Не выбрали: совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; анкетирование родителей; визуальные средства общения; заседания родительских клубов.
Вывод. Учителя начальных классов прекрасно знают специфику дошкольного детства, вполне оправдано и в соответствии с ФГОС хотят видеть будущих первоклассников самостоятельными, с сформированной социальной активной позицией, инициативными, любознательными и пытливыми к постижению новых знаний и умений. Они рады сотрудничеству с детским садом, выбирая наиболее приемлемые и эффективные формы взаимодействия.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Выступление учителя. (Рыбалкина Н.А.)
Высказывания воспитателей и экспертов. Резюме по вопросу.
В процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет. Учитывается ли в школе документация, подготовленная психологом ДОУ.
Вед.2: Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы. Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.  Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе?
Выступление психолога Лицея № 17 Вебер Анастасии Владимировны.
II. Практическая часть.
Вед.1: формы работы, используемые в работе по преемственности дошкольного и начального школьного образования, разнообразны. Приглашаем присутствующих поделиться своим опытом работы по данному направлению.
Выступление педагогов (от пары либо сад, либо школа). СОШ №10 – д/с № 40; д/с «Зайчик» - СОШ «Селекционная»
Вед.2: Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
Вед.1: Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе.Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования.Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, используя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.
–   Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.
– Вывести на экран формы:
Работа с детьми:
Экскурсии в школу
Посещение школьной библиотеки, школьного музея
Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
Выставки рисунков и поделок;
Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
Совместные педагогические совет;
Семинары, мастер-классы, круглые столы;
Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями:
Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
Встречи родителей с будущими учителями;
Дни открытых дверей;
Творческие мастерские;
По итогам проведенных анкет, наиболее востребованные и родителями, и педагогами являются следующие формы:
для детей - адаптационные занятия и проведение совместных досугов дошкольников и первоклассников (эта работа мало в каких ОО проводится)
для педагогов - открытые занятия в ДОУ и в школе (они проводятся, но очень редко, в основном для галочки какого-нибудь городского мероприятия)
для родителей - образовательно-игровые тренинги (эта форма ни в одной школе не проводится, а тревожность родителей, тех, кто реально обеспокоен, сняла бы массу вопросов).
Подведение итогов.
Вед.2: Выводы
1. В настоящей ситуации развития системы образования с учетом ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.
2. Один из аспектов преемственности - готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок  успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
3. Педагоги школы и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, обязательно привлекая родителей. 
Выступление экспертов.
Резолюция:
Признать удовлетворительным опыт работы МБОУ СОШ №10 и МБДОУ «Детский сад № 40», МБОУ «Селекционная СОШ» и МБДОУ «Детский сад «Зайчик». Распространить данный опыт среди образовательных учреждений.
Использовать в работе по преемственности дошкольного и начального образования наиболее эффективные и разнообразные формы работы:
для детей - адаптационные занятия и проведение совместных досугов дошкольников и первоклассников,
для педагогов - открытые занятия в ДОУ и в школе,
для родителей - образовательно-игровые тренинги.
 
В работе учитывать специфику деятельности дошкольной образовательной организации и принципы построения образовательного процесса в начальной школе.
Рефлексия.