Рабочая программа внеурочной деятельности История Кубанского казачества


Муниципальное образование город-курорт Геленджик с. Текос
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24




УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2015 года протокол №1
Председатель ______Н.А. Толстых











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Тип программы: комплексная

Наименование: « История кубанского казачества»

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 11 – 13 лет (5-6 классы)

Учитель: Кравченко Ирина Геннадьевна















Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «История Кубанского казачества» разработана на основе авторской программы «История Кубанского казачества» авторы: В.Н. Ратушняк, О.В. Ратушняк., Краснодар, 2006 год.
История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Согласно решению Войскового Сбора Кубанского казачьего войска от 22 ноября 2003 г. «Об основных направлениях деятельности Кубанского казачьего войска», среди таковых были признаны военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи, возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества.
Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Цели курса - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно ­ патриотического воспитания.
Задачами курса являются:
1. Формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества.
2. Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков; совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.
3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.
Преподавание «Истории кубанского казачества» в классе казачьей направленности предполагает, как минимум, три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся (в реальной педагогической практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):
1) получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;
2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни);
3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся - проектная деятельность, которая осуществляется членами кружков.
Продолжительность занятия 40 минут. Форма обучения групповая. Преобладает комплексный тип занятий (рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы). Основной формой работы являются учебные занятия. Это и лекция, и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

2. Общая характеристика курса
Курс внеурочной деятельности «История Кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.
«История Кубанского казачества» реализуется во внеурочной деятельности классов казачьей направленности и соответствует возрастным возможностям учащихся. Она является частью предмета «Кубановедение». Предметы «Кубановедение» и «История России» являются базой для внеурочной деятельности «История Кубанского казачества».
Программа дает общее представление о кубанском казачестве и в значительной мере посвящена изучению традиций и войсковых праздников кубанского казачества.

3. Описание места курса «История кубанского казачества» в учебном плане
Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с базисным учебным планом МБОУ ООШ №24, для 5, 6 классов казачьей направленности. Общее число учебных часов за два года составляет 70 часов, из них 34 (1 час в неделю) в 5 классе, 34 часа (1 час в неделю) в 6 классе.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Программа «История Кубанского казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества:
Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества в 5-6 классах, является формирование:
познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
всесторонне образованной, развитой личности;
понимания значения культуры Кубанского казачества;
чувства гордости за свою малую родину;
уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
представления о Кубани как неотделимой части России;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты 
Знать (понимать):
-        основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;
-        важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
-        изученные виды исторических источников.
Уметь:
-        соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
-        использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-        показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
-        рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
-        соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
-        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-        высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

4. Содержание программы
1-й год обучения (34 часа)
1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса
«История казачества»(4 часа)
Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Казачество прошлое и современное: общее и особенное. Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве.

2. Православие как источник духовности казачества (8часов)
Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего появления христианства. Православная Тмутаракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры. Казаки - старообрядцы на Кубани в XVH в. Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.
Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители.
Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование.
Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание. Крещение Господне. Святки. Масленица. Прощеное воскресенье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров (Покрова). Престольные/храмовые праздники.
Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святая Екатерина - покровительница Екатеринодара. Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд.

3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор (7 часов)
Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье.
Народные знания. Народная метеорология. Народные представления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина.
Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись.
Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы кубанского музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен Кубани. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык - диалекты и говоры.

4. Культура физического воспитания казачества (6 часа)
Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры кубанского казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас.

5. Материальная культура кубанского казачества (7 часов)
Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков.
Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова - кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.
Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан.
Традиционная одежда кубанских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.
Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага.
Итоговое занятие. (2 часа)


2-й год обучения (34 часа)
Тема 1. Традиционное снаряжение и оружие кубанских казаков
(6 часов)
Экипировка казака и верховой лошади. Эволюция огнестрельного оружия казаков. Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в армии.

Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска (4 часа)
Формирование кубанского казачества. Южнорусский и украинский компоненты формирования казачества Кубани. Запорожцы - предшественники Черноморского войска. Черноморское войско: запорожцы, малороссийские казаки, переселенцы из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний, отставные солдаты. Черноморцы как мореходы, всадники, пластуны. Донцы - предшественники Кавказского линейного казачьего войска. Линейные казаки: хоперцы, южнорусские однодворцы, донцы. Новая Линия. Казачество Закубанья. Объединение черноморцев и линейцев. Формирование самосознания и самоназвания: кубанские казаки. Кубанское казачье войско. Н.И. Евдокимов - первый атаман Кубанского казачьего войска.


Тема 3. Воинский мир кубанского казачества (7 часов)
Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества в дореволюционной России. Разведка. Охрана границ. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков - разведчиков до «царицы полей». Участие казачества в охране границ и военных действиях императорской России.
Воинские народные знания. Воинский фольклор. Воинские обряды. Полковое / батальонное самосознание.

Тема 4. Выдающиеся кубанские атаманы (8 часов)
С. И. Белый, З.А. Чепега, А.А. Головатый, ФЯ. Бурсак, А.Д. Безкровный, Н.И. Евдокимов, Г.А. Рашпиль, Н.Н.Кармалин, М. П. Бабыч: их жизнь и деятельность во славу казачества, на благо Войска.

Тема 5. Герои кубанского казачества (7 часов)
Подвиг защитников Ольгинского куреня во главе с полковником Л. Тиховским (1810 г.). Подвиг казаков сотника А.А. Гречишкина (1829 г.). Казачество в Крымской войне: герои обороны Севастополя. Подвиг казаков сотника Е. Горбатко (1862 г.). Казаки - освободители Болгарии. На сопках Маньчжурии. Есаул В.Д. Гамалий и его знаменитый рейд в годы Первой мировой войны. Военный летчик В.М. Ткачев. Елена Чоба. Казаки - герои Великой Отечественной войны. А.Е. Берлизов – герой Приднестровья.

Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)
Казак - доблестный защитник Родины. Воинские традиции
кубанского казачества и современность (встреча с представителями казачества).


6. Тематический план программы

№ п/п
Наименование разделов
Всего
часов
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся




Ауди-тор-ные
Вне-ауди-тор-ные



1 год обучения





1.
Вводное занятие.
4
2
2
Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

2.
Православие как источник духовности казачества.
8
5
3
Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.
Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Устанавливать аналогии.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.



3.
Казачьи традиции, народные знания и фольклор
7
2
5
Познакомить с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (на примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).
Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона.

4.
Культура физического воспитания казачества
6
2
4
Вызвать интерес к воинской службе, казачеству; укреплять физическое здоровье учащихся; приучать к дисциплине. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края.
Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своего города.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности.


5.
Материальная культура кубанского казачества
7
4
3
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

6
Итоговое занятие
2
1
1
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.



Итого часов
34
18
16



2 год обучения





1.
Традиционное снаряжение и оружие кубанских казаков.
6
4
2
Отмечать особенности снаряжения кубанских казаков.

2.
Образование Кубанского казачьего войска.
4
3
1
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани.


3.
Воинский мир кубанского казачества.
7
3
4
Познакомить учащихся с воинским миром кубанского казачества, развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребёнка.


4.
Выдающиеся кубанские атаманы.
8
4
4
Описывать образы кубанских атаманов и черты их характера. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета.


5.
Герои кубанского казачества.
7
4
3
Подбирать материал о героях. Формулировать вопросы. Обмениваться впечатлениями.

6.
Итоговое занятие.
2

2
Развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности.



Итого часов
34
18
16





7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:

№ п/п
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения
Количество

1. Библиотечный фонд

1.
Вакуленко Е.Г. Народная культура кубанских казаков, Краснодар. «Традиция» 2012
1

2
Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани, Краснодар. «Традиция» 2012


3
Н.А.Гангур Материальная культура кубанского казачества в 2-х томах «Традиция» 2012


4
Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. Краснодар «Традиция» 2012
1

5
Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, «Традиция» 2012
1

6
Ткаченко П.И. Кубанские песни. Краснодар, «Традиция» 2012
1

7
Ткаченко П.И. Кубанские обряды. Краснодар: Традиция, 2010 г.
1

8
Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002.
1

9
Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII ¬
начале XIX в. // Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993.
1

2.Технические средства обучения

1.
Ноутбук.
1

2.
Интерактивная доска.
1

3. Экранно-звуковые пособия

1.
DVD фильмы:
История Кубанского казачества в 3-х частях
Дольмены.
Интерактивное учебное пособие «Кубановедение»


4. Оборудование класса

1.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Комплект

2.
Стол учительский.
1

4.
Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов.
1





8. Планируемые результаты
Ученик научится (базовый уровень)
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)


- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;
-рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей Кубани;
-показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

-различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
-работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
-отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
-высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
-излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;
-описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;
-оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;
-осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;
-реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;
-высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;
- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

-осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;
- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов Кубани;
-выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.
-создавать научные проекты на краеведческую тему.




По итогам посещения детьми курса по выбору «История Кубанского казачества» предполагаются следующие результаты.
Результаты первого уровня:
В сфере личностных УУД:
- учебно-познавательный интерес к истории кубанского казачества и творческой деятельности.
В сфере регулятивных УУД:
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных УУД:
- приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам кубанского казачества, особенностям проведения обрядовых праздников кубанских казаков.
В сфере коммуникативных УУД:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Результаты второго уровня:
В сфере личностных УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
В сфере регулятивных УУД:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
рассказывать о выдающихся кубанских атаманах ;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.
В сфере познавательных УУД:
реконструировать основные праздничные обряды.
В сфере коммуникативных УУД:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Результаты третьего уровня:
В сфере личностных УУД:
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;
- заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.
В сфере регулятивных УУД:
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
выполнять исследовательский проект на тему «История кубанского казачества».
В сфере познавательных УУД:
- развивать художественный вкус и критическое мышление.
В сфере коммуникативных УУД:
- формировать собственное мнение и позицию.





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения
учителей второй ступени обучения
МБОУ ООШ №24
от 31 августа 2015 года № 1
__________ / Башкова О.Н./
СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР
____________/Денисенко Д.С. /

31 августа 2015года












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15